Существенная часть грузов для Калининградской области сейчас доставляется морем. Паромная линия не всегда справляется с нагрузкой, а после того, как с неё по разным причинам ушла часть судов, ситуация усугубилась.
После ограничений на транзит, введённых в 2022 году из–за санкций Евросоюза, Калининградская область оказалась в логистической изоляции.
Регион не имеет сухопутных границ с остальной территорией России. До 2022 года большая часть грузов сюда доставлялась транзитом через Литву — фурами или железнодорожным транспортом. Однако после введения европейских санкций этот транзит был сильно ограничен.
Транзит под санкциями
“
"Сухопутным коридором можно везти те товары, которые не попали под санкции Евросоюза. Это небольшой перечень строительных материалов, продукты питания, некоторые виды оборудования. Но есть ряд условий — под санкциями не должны быть отправители или получатели груза, владельцы подвижного состава. Поэтому даже те грузы, которые не под санкциями, всё чаще едут к нам морем", — рассказал "ДП" председатель Калининградской торгово–промышленной палаты Феликс Лапин.
Кроме того, Литва ввела квоты на часть продукции, которая идёт транзитом через её территорию, продолжает глава КТПП (список тут обширный, в частности это древесина, предметы роскоши, часть стройматериалов, изделий химической промышленности и т. д.). Квоты эти на 2025 год сократили примерно на 20 тыс. тонн.
"Но даже если тебе согласовали транзит и удалось его оплатить, это ничего не значит. В июне мы столкнулись с такой ситуацией: Литва согласовывает транзит вагонов по своей территории, а когда вагоны заходят на её территорию, возвращает их под надуманными основаниями в Белоруссию. Это существенно увеличивает логистические расходы, потому что груз перенаправляется для доставки морским путём, меняются тарифы, теряется время. Предсказать, с кем и когда случится такая неприятность, невозможно", — пояснил Феликс Лапин.
По его словам, сейчас грузовой трафик всё сильнее смещается в море. Если в 2019 году весь объём каботажных перевозок составил 0,4 млн тонн, то по итогам 2024 года только "Оборонлогистика" на линиях Усть–Луга — Балтийск и Санкт–Петербург — Калининград перевезла более 2 млн тонн (25 тыс. ж.–д. вагонов, 26 тыс. единиц накатной техники и 11 тыс. контейнеров. Тут отметим, что "Оборонлогистика" — оператор паромной переправы, но на этих линиях работают и другие компании.
Сухопутный коридор
Выбор в пользу морского пути обусловлен ещё и проблемами на границе. Из семи пунктов пропуска для грузов сейчас работает только один: МАПП "Чернышевское". И если раньше через него в среднем проходило 240 фур в сутки, а в пиковые дни — до 400, то сегодня пропускают только 100–160 автопоездов. Согласно оперативной информации, предоставленной областной таможней 21 июля, в пункте пропуска за сутки было оформлено 67 большегрузов на выезд из РФ и 97 — на въезд.
"Литовской стороной искусственно сдерживается пропускная способность погранперехода", — комментируют ситуацию с очередями на границе в региональном министерстве развития инфраструктуры.
Российские власти пытались исправить положение электронной очередью для автопоездов, но, по мнению перевозчиков, только усугубили ситуацию. "С момента введения электронной очереди стало не легче, а сложнее. Это правда. Жалобы от водителей, от перевозчиков как были, так и остаются", — сказал "ДП" один из представителей транспортных компаний.
“
"Выехать из области невозможно, ожидание более 20 дней, — написал 4 июля 2025 года пользователь Андрей Недосекин в комментариях на страничке “ВКонтакте” губернатора Алексея Беспрозванных — Во всём виновата Литва? Не смешите. Во многом виновата ваша электронная очередь, которая не работает от слова “совсем”".
Представители регионального министерства развития инфраструктуры ответили, что по итогам совещания с перевозчиками электронное бронирование было приостановлено. "Получение очереди для грузов доступно только на терминале при физическом прибытии на него. Бронирование через портал временно приостановлено", — говорится в сообщении ведомства.
Переправа
К моменту ограничения транзита в 2022 году на линии Балтийск — Усть–Луга работали три парома: "Амбал", "Балтийск" и "Маршал Рокоссовский". Вскоре к ним присоединился "Генерал Черняховский", а позднее — два универсальных сухогруза, "Спарта" и "Спарта II".
Их особенность в том, что они также предназначены для перевозки накатной техники, то есть фур. А это для региона критически важно.
"Не все грузы можно отправить в контейнерах. Вот вам пример: в регионе есть крупный завод, который занимается судоремонтом (или чем–то другим, не важно, таких предприятий тут достаточно). И ему приходит деталь, которая подлежит идентификации. В контейнере её невозможно провезти без полной выгрузки, а полуприцеп расчехлил и получил доступ, даже если и выгрузил, то частично. То есть в контейнерах часть грузов везти долго, дорого и неудобно", — пояснила "ДП" представитель инициативной группы автоперевозчиков региона Елена Бербенец.
Однако места для накатной техники на паромах выделяются по остаточному принципу — сначала на них грузятся железнодорожные вагоны, говорят участники рынка.
Кроме того, у паромов, курсирующих на калининградском направлении, есть один существенный минус: они могут взять на борт максимум по 12 водителей для сопровождения машин. А это значит, что водителей фур транспортные компании вынуждены отправлять в Санкт–Петербург самолётом или поездом (а потом этот водитель должен ещё как–то добраться до Усть–Луги). Это дополнительно усложняет и удорожает процесс, особенно в туристический сезон, когда стоимость билетов резко взлетает, а их доступность — падает.
"Антей"
В 2024 году на линию Санкт–Петербург — Пионерский вышел "Антей" коммерческого оператора "Посейдон". Этот грузопассажирский паром за один рейс может перевезти под сотню еврофур вместе с водителями. Хотя у этого парома были существенные недостатки для калининградской логистики, и главный из них — цена.
"“Антей” — он страшно дорогой и страшно медленный, поскольку он уже пережил срок своего бытия. Но он хотя бы был. И было хорошо, что можно осуществлять погрузку автопоезда с водителем", — пояснил "ДП" президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний Юрий Пятанов.
"Антей" в своё время разрядил ситуацию с накатной техникой, считает глава КТПП Феликс Лапин.
"Когда он встал на линию — поехали и грузовые, и легковые автомобили, также в нём было достаточно кают", — отметил он.
Три из пяти
Помимо паромов на калининградской морской линии курсируют около двух десятков других судов, в том числе балкеры, танкеры и контейнеровозы. Однако они не могут решить ключевой проблемы с накатными грузами.
По мнению Феликса Лапина, пока все паромы находились на линии, они в целом закрывали потребности региона.
"В последнее время доставка и накатной техники, и контейнеров была неплохо отлажена. Сложности испытывали владельцы генгрузов, но это связано с необходимостью накопления судовых партий", — отметил он.
С этой оценкой согласен и глава Балтийского делового Клуба Сергей Гоз. "То, как функционировала группировка судов, все были в строю… в общем–то это было состояние, близкое к комфорту. Но сейчас часть судов ушла, и мы получили точку борьбы. То есть было не идеально, но неплохо. Сейчас ситуация другая", — пояснил он "ДП".
В начале июня "Антей" приостановил доставку грузов в регион. Причиной называется плановый ремонт, однако участники рынка считают, что у этого решения может быть экономическое обоснование. Представитель перевозчика в разговоре с "ДП" не исключил, что в случае возобновления морской перевозки цены пересмотрят в сторону увеличения.
"Когда “Антей” встал на ремонт, это было очень заметно, — говорит Елена Бербенец. — Несмотря на стоимость, для части грузов перевозка была целесообразна. Мало того, именно на “Антей” предоставляли субсидии отправителям. То есть им это удорожание компенсировали. А у тех, кто не попадал под субсидирование по каким–то своим параметрам, был выбор. Если на недорогом пароме нет мест и ждать нельзя, можно заложить в контракт эту разницу и по крайней мере проехать на “Антее”. Сейчас этой возможности нет".
Как пояснил "Деловому Петербургу" Феликс Лапин, причина сокращения группировки судов на калининградском направлении простая: в Калининградскую область груз есть, из неё — нет, а эксплуатация судов в пустопорожнем пробеге — "очень дорогое удовольствие".
Годом ранее с линии Балтийск — Усть–Луга на ремонт (с которого так и не вернулась) ушла "Спарта". Но хуже всего, что в ремонтные доки до августа отправился и паром "Маршал Рокоссовский", а следом за ним уйдёт и "Балтийск". То есть минимум до сентября Калининградская область остаётся с тремя паромами.
“
"Сейчас вновь будут использоваться паромы и сухогрузы, которые не приспособлены к перевозке фур, что, на мой взгляд, может привести к удлинению очередей и повышению цен на перевозки", — сказал Лапин.
На фоне сокращения числа курсирующих в регион паромов перевозчики отмечают резкое увеличение очередей на границах и ещё более острую нехватку мест для накатной техники.
Хуже всего в этой ситуации чувствует себя малый бизнес, отмечают в инициативной группе автоперевозчиков. "Паромы, разумеется, не ходят пустыми. И те, кто лично обратился в правительство, получают заранее места на пароме. И только если какие–то места остались, их получают все остальные. В результате маленькие компании постоянно не у дел, они никак не могут провезти свои товары. А у нас, простите, в регионе крупных компаний — раз–два и обчёлся", — добавила Бербенец.
Феликс Лапин рассказал, что сейчас бизнесу предложили интересный сервис, который можно условно назвать "три автомобиля в один вагон": приехать на станцию Финляндская товарная, там оставить груз (на склад вмещается восемь–девять вагонов), затем он грузится в вагон и доставляется паромом. Также консолидацию груза можно сделать в Минске, Бресте, Гомеле или Гродно. А ещё заработала бесплатная платформа "Рында", которая напрямую связывает грузоотправителей и перевозчиков.
"Идёт поиск вариантов снижения издержек, в этом заинтересованы все — перевозчики, грузовладельцы, производители, торговля и, конечно, население", — отметил Лапин.
Представители стивидоров же считают, что транспортную доступность Калининградской области можно повысить только одним способом.
"Паромов сколько ни давай, всё будет мало, а нужен один хороший грузопассажирский паром. Но об этом можно только мечтать", — заключил Юрий Пятанов.