"Виновата Литва? Не смешите": логистическая изоляция Калининграда усугубилась

Грузы в Калининград стали чаще доставлять морем из–за транспортной блокады
Автор фото: архив "ДП"
Автор фото: архив "ДП"

Существенная часть грузов для Калининградской области сейчас доставляется морем. Паромная линия не всегда справляется с нагрузкой, а после того, как с неё по разным причинам ушла часть судов, ситуация усугубилась.

После ограничений на транзит, введённых в 2022 году из–за санкций Евросоюза, Калининградская область оказалась в логистической изоляции.
Регион не имеет сухопутных границ с остальной территорией России. До 2022 года большая часть грузов сюда доставлялась транзитом через Литву — фурами или железнодорожным транспортом. Однако после введения европейских санкций этот транзит был сильно ограничен.

Транзит под санкциями

"Сухопутным коридором можно везти те товары, которые не попали под санкции Евросоюза. Это небольшой перечень строительных материалов, продукты питания, некоторые виды оборудования. Но есть ряд условий — под санкциями не должны быть отправители или получатели груза, владельцы подвижного состава. Поэтому даже те грузы, которые не под санкциями, всё чаще едут к нам морем", — рассказал "ДП" председатель Калининградской торгово–промышленной палаты Феликс Лапин.
Кроме того, Литва ввела квоты на часть продукции, которая идёт транзитом через её территорию, продолжает глава КТПП (список тут обширный, в частности это древесина, предметы роскоши, часть стройматериалов, изделий химической промышленности и т. д.). Квоты эти на 2025 год сократили примерно на 20 тыс. тонн.
"Но даже если тебе согласовали транзит и удалось его оплатить, это ничего не значит. В июне мы столкнулись с такой ситуацией: Литва согласовывает транзит вагонов по своей территории, а когда вагоны заходят на её территорию, возвращает их под надуманными основаниями в Белоруссию. Это существенно увеличивает логистические расходы, потому что груз перенаправляется для доставки морским путём, меняются тарифы, теряется время. Предсказать, с кем и когда случится такая неприятность, невозможно", — пояснил Феликс Лапин.
По его словам, сейчас грузовой трафик всё сильнее смещается в море. Если в 2019 году весь объём каботажных перевозок составил 0,4 млн тонн, то по итогам 2024 года только "Оборонлогистика" на линиях Усть–Луга — Балтийск и Санкт–Петербург — Калининград перевезла более 2 млн тонн (25 тыс. ж.–д. вагонов, 26 тыс. единиц накатной техники и 11 тыс. контейнеров. Тут отметим, что "Оборонлогистика" — оператор паромной переправы, но на этих линиях работают и другие компании.

Сухопутный коридор

Выбор в пользу морского пути обусловлен ещё и проблемами на границе. Из семи пунктов пропуска для грузов сейчас работает только один: МАПП "Чернышевское". И если раньше через него в среднем проходило 240 фур в сутки, а в пиковые дни — до 400, то сегодня пропускают только 100–160 автопоездов. Согласно оперативной информации, предоставленной областной таможней 21 июля, в пункте пропуска за сутки было оформлено 67 большегрузов на выезд из РФ и 97 — на въезд.
"Литовской стороной искусственно сдерживается пропускная способность погранперехода", — комментируют ситуацию с очередями на границе в региональном министерстве развития инфраструктуры.
Российские власти пытались исправить положение электронной очередью для автопоездов, но, по мнению перевозчиков, только усугубили ситуацию. "С момента введения электронной очереди стало не легче, а сложнее. Это правда. Жалобы от водителей, от перевозчиков как были, так и остаются", — сказал "ДП" один из представителей транспортных компаний.
"Выехать из области невозможно, ожидание более 20 дней, — написал 4 июля 2025 года пользователь Андрей Недосекин в комментариях на страничке “ВКонтакте” губернатора Алексея Беспрозванных — Во всём виновата Литва? Не смешите. Во многом виновата ваша электронная очередь, которая не работает от слова “совсем”".
Представители регионального министерства развития инфраструктуры ответили, что по итогам совещания с перевозчиками электронное бронирование было приостановлено. "Получение очереди для грузов доступно только на терминале при физическом прибытии на него. Бронирование через портал временно приостановлено", — говорится в сообщении ведомства.

Переправа

К моменту ограничения транзита в 2022 году на линии Балтийск — Усть–Луга работали три парома: "Амбал", "Балтийск" и "Маршал Рокоссовский". Вскоре к ним присоединился "Генерал Черняховский", а позднее — два универсальных сухогруза, "Спарта" и "Спарта II".
Их особенность в том, что они также предназначены для перевозки накатной техники, то есть фур. А это для региона критически важно.
"Не все грузы можно отправить в контейнерах. Вот вам пример: в регионе есть крупный завод, который занимается судоремонтом (или чем–то другим, не важно, таких предприятий тут достаточно). И ему приходит деталь, которая подлежит идентификации. В контейнере её невозможно провезти без полной выгрузки, а полуприцеп расчехлил и получил доступ, даже если и выгрузил, то частично. То есть в контейнерах часть грузов везти долго, дорого и неудобно", — пояснила "ДП" представитель инициативной группы автоперевозчиков региона Елена Бербенец.
Однако места для накатной техники на паромах выделяются по остаточному принципу — сначала на них грузятся железнодорожные вагоны, говорят участники рынка.
Кроме того, у паромов, курсирующих на калининградском направлении, есть один существенный минус: они могут взять на борт максимум по 12 водителей для сопровождения машин. А это значит, что водителей фур транспортные компании вынуждены отправлять в Санкт–Петербург самолётом или поездом (а потом этот водитель должен ещё как–то добраться до Усть–Луги). Это дополнительно усложняет и удорожает процесс, особенно в туристический сезон, когда стоимость билетов резко взлетает, а их доступность — падает.

"Антей"

В 2024 году на линию Санкт–Петербург — Пионерский вышел "Антей" коммерческого оператора "Посейдон". Этот грузопассажирский паром за один рейс может перевезти под сотню еврофур вместе с водителями. Хотя у этого парома были существенные недостатки для калининградской логистики, и главный из них — цена.
"“Антей” — он страшно дорогой и страшно медленный, поскольку он уже пережил срок своего бытия. Но он хотя бы был. И было хорошо, что можно осуществлять погрузку автопоезда с водителем", — пояснил "ДП" президент Калининградской ассоциации агентских и экспедиторских компаний Юрий Пятанов.
"Антей" в своё время разрядил ситуацию с накатной техникой, считает глава КТПП Феликс Лапин.
"Когда он встал на линию — поехали и грузовые, и легковые автомобили, также в нём было достаточно кают", — отметил он.

Три из пяти

Помимо паромов на калининградской морской линии курсируют около двух десятков других судов, в том числе балкеры, танкеры и контейнеровозы. Однако они не могут решить ключевой проблемы с накатными грузами.
По мнению Феликса Лапина, пока все паромы находились на линии, они в целом закрывали потребности региона.
"В последнее время доставка и накатной техники, и контейнеров была неплохо отлажена. Сложности испытывали владельцы генгрузов, но это связано с необходимостью накопления судовых партий", — отметил он.
С этой оценкой согласен и глава Балтийского делового Клуба Сергей Гоз. "То, как функционировала группировка судов, все были в строю… в общем–то это было состояние, близкое к комфорту. Но сейчас часть судов ушла, и мы получили точку борьбы. То есть было не идеально, но неплохо. Сейчас ситуация другая", — пояснил он "ДП".
В начале июня "Антей" приостановил доставку грузов в регион. Причиной называется плановый ремонт, однако участники рынка считают, что у этого решения может быть экономическое обоснование. Представитель перевозчика в разговоре с "ДП" не исключил, что в случае возобновления морской перевозки цены пересмотрят в сторону увеличения.
"Когда “Антей” встал на ремонт, это было очень заметно, — говорит Елена Бербенец. — Несмотря на стоимость, для части грузов перевозка была целесообразна. Мало того, именно на “Антей” предоставляли субсидии отправителям. То есть им это удорожание компенсировали. А у тех, кто не попадал под субсидирование по каким–то своим параметрам, был выбор. Если на недорогом пароме нет мест и ждать нельзя, можно заложить в контракт эту разницу и по крайней мере проехать на “Антее”. Сейчас этой возможности нет".
Как пояснил "Деловому Петербургу" Феликс Лапин, причина сокращения группировки судов на калининградском направлении простая: в Калининградскую область груз есть, из неё — нет, а эксплуатация судов в пустопорожнем пробеге — "очень дорогое удовольствие".
Годом ранее с линии Балтийск — Усть–Луга на ремонт (с которого так и не вернулась) ушла "Спарта". Но хуже всего, что в ремонтные доки до августа отправился и паром "Маршал Рокоссовский", а следом за ним уйдёт и "Балтийск". То есть минимум до сентября Калининградская область остаётся с тремя паромами.
"Сейчас вновь будут использоваться паромы и сухогрузы, которые не приспособлены к перевозке фур, что, на мой взгляд, может привести к удлинению очередей и повышению цен на перевозки", — сказал Лапин.
На фоне сокращения числа курсирующих в регион паромов перевозчики отмечают резкое увеличение очередей на границах и ещё более острую нехватку мест для накатной техники.
Хуже всего в этой ситуации чувствует себя малый бизнес, отмечают в инициативной группе автоперевозчиков. "Паромы, разумеется, не ходят пустыми. И те, кто лично обратился в правительство, получают заранее места на пароме. И только если какие–то места остались, их получают все остальные. В результате маленькие компании постоянно не у дел, они никак не могут провезти свои товары. А у нас, простите, в регионе крупных компаний — раз–два и обчёлся", — добавила Бербенец.
Феликс Лапин рассказал, что сейчас бизнесу предложили интересный сервис, который можно условно назвать "три автомобиля в один вагон": приехать на станцию Финляндская товарная, там оставить груз (на склад вмещается восемь–девять вагонов), затем он грузится в вагон и доставляется паромом. Также консолидацию груза можно сделать в Минске, Бресте, Гомеле или Гродно. А ещё заработала бесплатная платформа "Рында", которая напрямую связывает грузоотправителей и перевозчиков.
"Идёт поиск вариантов снижения издержек, в этом заинтересованы все — перевозчики, грузовладельцы, производители, торговля и, конечно, население", — отметил Лапин.
Представители стивидоров же считают, что транспортную доступность Калининградской области можно повысить только одним способом.
"Паромов сколько ни давай, всё будет мало, а нужен один хороший грузопассажирский паром. Но об этом можно только мечтать", — заключил Юрий Пятанов.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.