Всемирная организация здравоохранения внесла в международную классификацию болезней постковидный синдром. По данным профильного ведомства, синдром развивается примерно у шести из 100 переболевших COVID-19 человек.
Большинство из тех, кто переболел коронавирусной инфекцией, отмечают, что в их жизни появились новые неприятные симптомы: чрезмерная слабость, быстрая утомляемость или даже странное ощущение "тумана в голове". Чаще всего пациенты фиксируют эти изменения в момент заболевания, но нередко симптомы сохраняются спустя месяц или даже год после выздоровления.
Эксперты, опрошенные "ДП", констатируют, что сегодня, спустя 5 лет после начала пандемии коронавируса, мы имеем дело с разрастающимися последствиями этого заболевания. Но их реальное влияние на здоровье человечества медикам ещё предстоит оценить в будущем.
Мы окружены
Когнитивные изменения, которые возникают на фоне постковидного синдрома, связаны с воспалением стенок сосудов и микротромбозами в структурах головного мозга. К такому выводу пришли учёные Центра по изучению аутоиммунных заболеваний и последствий новой коронавирусной инфекции им. профессора Шенфельда СПбГУ, который открылся на базе Университета ещё в 2021 году.
Врач–невролог Клиники высоких медицинских технологий им. Н. И. Пирогова Санкт–Петербургского государственного университета (СПбГУ), ассистент кафедры факультетской терапии СПбГУ Наталия Гаврилова рассказала "ДП", что в процессе изучения жалоб и клинических случаев пациентов, которые обратились в центр изучения постковидного синдрома, исследователи выделили три основные группы симптомов.
Первая — это гриппоподобные нарушения. Сюда входят колебания температуры, боли в мышцах и суставах, а также выраженная слабость. Вторая — это поражение периферической нервной системы, разнообразные боли и жжения. Подобные симптомы специалисты относят к полинейропатии, они могут выражаться в том числе в виде нарушения работы внутренних органов, в частности колебаний артериального давления. При этом, как отмечает Наталия Гаврилова, при проведении инструментальных исследований обычно ничего не выявляется, так как поражение нервной ткани слишком мелкое. Третья группа — это сосудистые нарушения, в основном воспаление вен и капиллярного русла. По мнению эксперта, именно к этой группе относятся такие жалобы, которые массово описывают больные: "туман в голове", нарушение памяти и внимания, избыточная тревожность.
При этом особый интерес вызывают вопросы иммунного ответа. Наталия Гаврилова обращает внимание, что у ряда пациентов есть определённые особенности врождённого противоинфекционного иммунитета.
"Проще говоря, он у них сильный, но не очень избирательный и начинает путать вирусную инфекцию и некоторые белки организма. Замечено, что у всех больных, которые переносили инфекцию слишком легко, последствия в виде постковидного синдрома выражены ярче. То есть эти больные больше бы выиграли, если бы как следует переболели респираторным вирусом. Но это не аксиома, есть и другие примеры. Могу отметить, что большинство наших пациентов никогда не лежали в больницах с пневмониями, вызванными коронавирусом, и вообще болели легче всех в своём окружении. Это, разумеется, ведёт к обсуждению тактики лечения острой коронавирусной инфекции. Здесь могу заметить, что чем быстрее и решительнее лечится инфекция, тем, конечно, меньше осложнений", — полагает Наталия Гаврилова.
Чем легче, тем хуже?
Корреляция между степенью тяжести COVID–19 и интенсивностью проявления неврологических расстройств неоднократно подтверждалась практикой. Как рассказал "ДП" руководитель красной зоны Клинической больницы Святителя Луки Сергей Забиров, если пациенты не имели каких–либо сложных системных воспалительных реакций или массивных повреждений в лёгких при коронавирусе, то они, как правило, более подвержены проблемам, связанным с психосоматическими феноменами, — это пациенты, которые перенесли ковид "на ногах".
С другой стороны, по наблюдениям специалиста, пациенты, которые столкнулись с серьёзными воспалительными реакциями (такими как пневмония или сепсис), в результате испытывают полинейропатии, а также имеют повреждения центральной и периферической нервной системы. Помимо новообретённых симптомов вирус провоцирует обострение уже имеющихся хронических заболеваний.
“
"COVID–19 имеет особенность повреждать самые слабые места организма. Исходя из опыта пандемии и работы в семи волнах, мы видели, что если пациент имеет, например, слабости в сердечно–сосудистой системе, то это приводило к осложнениям именно в этой сфере: тромбозам, инфарктам миокарда и прочим проблемам с артериями верхних и нижних конечностей. Если наблюдались проблемы с опорно–двигательной системой, обязательной аутоиммунной реакцией будет повреждение суставов. Также и с нервной системой — если была предрасположенность к психовегетативным или психосоматическим проблемам, то последствия будут ярко выраженными", — добавляет Сергей Забиров.
При этом, как отмечают эксперты, опрошенные "ДП", единой, универсальной клинической тактики по лечению лонг–ковида на сегодняшний день нет.
"Однозначной тактики по лечению последствий не существует, так как осложнения лечатся синдромально — исходя из того, что именно в организме повреждено. Как правило, это аутоиммунные повреждения центральной и периферической нервной системы. Мы работаем с тем, что “натворил” вирус", — подчеркнул Сергей Забиров.
Заместитель главного врача по медицинской части ООО "ИНВИТРО СПб" Татьяна Матвейчук рассказала "ДП", что диагностика и лечение постковидного синдрома часто зависят от индивидуальных проявлений и особенностей пациента:
"Основные методы включают мультидисциплинарный подход с вовлечением кардиологов, неврологов, пульмонологов и других специалистов и, как правило, фокусируются на облегчении симптомов и улучшении общего состояния. Самостоятельное лечение не допускается ввиду непредсказуемости последствий приёма лекарственных препаратов в постковидном периоде".
Татьяна Матвейчук добавила, что после перенесённого COVID–19 рекомендуется проверять общее состояние организма и в идеале проходить углублённую диспансеризацию. В частности, для оценки текущего состояния проводятся такие лабораторные исследования, как общий анализ крови с лейкоцитарной формулой, биохимический анализ крови, исследования гормонов, показателя свёртываемости крови — коагулограмма, а также инструментальная диагностика (ЭКГ, КТ, МРТ, УЗИ). Эксперт отмечает, что скрининг не всегда обязателен, но желателен для лиц с сохраняющимися симптомами.
Невидимая угроза
Распространёнными проявлениями постковидного синдрома могут быть депрессия и другие ментальные проблемы. По данным научных статей "Доктор.ру", частота депрессий в период после COVID–19 в различных исследованиях варьируется от 17 до 29%, при этом распространённость посттравматического стрессового расстройства — от 20 до 96%.
По словам Наталии Гавриловой, в результате исследований и консультаций с психиатрами не исключено, что подобные проявления, во–первых, возникают на фоне предрасположенности, а во–вторых, с большей степенью вероятности связаны с воспалением в капиллярах, мельчайших сосудах головного мозга.
"То есть, говоря грамотным языком, это нечто вроде васкулита. Поэтому здесь мы можем советовать как иммунологическое лечение, так и более традиционные препараты. Я призываю пациентов более терпеливо относиться к антидепрессантам, назначенным врачом, поскольку в многочисленных международных исследованиях они были отмечены как препараты, снижающие воспаление в нервной системе", — заключила Наталия Гаврилова.
“
Восстановление после COVID–19, особенно лёгочных тканей, стало одной из главных задач для врачей по всему миру. После перенесённого заболевания пациенты сталкиваются с проблемами, связанными с нарушением перфузии лёгких, — ухудшением кровотока. Это приводит к хронической гипоксии, когда ткани организма не получают достаточного количества кислорода. Стволовые клетки могут сыграть решающую роль в восстановлении таких пациентов. Мезенхимальные стволовые клетки (МСК) способствуют улучшению кровоснабжения в лёгких, восстанавливают повреждённую ткань и ускоряют процессы заживления. В то время как гемопоэтические стволовые клетки (ГСК) активно восстанавливают сосудистую систему, улучшая микроциркуляцию и стабилизируя сердечно–сосудистое здоровье. Помимо проблем с лёгкими у многих пациентов наблюдаются последствия в виде сердечно–сосудистых осложнений, таких как ишемическая болезнь сердца, артериальная гипертензия, что приводило к развитию мозгового инсульта или инфаркту миокарда. В таких случаях МСК помогают восстановить нормальную работу сердца и сосудов, улучшить мозговую деятельность, стабилизировать самочувствие пациентов. Мировая практика подтверждает, что стволовые клетки способны эффективно лечить последствия ковида, снижая риски таких тяжёлых осложнений, включая постковидный синдром, который стал одной из причин летальности в период пандемии. Сегодня всё больше семей осознают важность сохранения стволовых клеток. Уже более 11 тыс. семей доверили сохранение этого уникального биоматериала центру клеточных технологий "Покровский", и с каждым годом эта цифра продолжает расти. Люди понимают, что сохранить стволовые клетки — это не просто шаг в будущее, а реальная возможность обеспечить своё здоровье и здоровье близких на долгие годы вперёд.
Егор Приходько
Генеральный Директор центра клеточных технологий "Покровский"