В Госдуму внесён очередной законопроект о "региональной полке". Крупные сети хотят обязать отдавать местным производителям не менее 10% мест на своих витринах. Идея не новая и каждый раз вызывающая один и тот же вопрос: каких именно производителей можно точно считать местными?
Законопроекты о "региональной полке" вносятся в парламент с завидной регулярностью. Предыдущая попытка была предпринята совсем недавно: в январе 2024–го группа депутатов от ЛДПР внесла законопроект о внесении поправок в закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Согласно ему доля региональных продуктов в торговых сетях должна составлять не менее 25%. Документ пролежал в Госдуме до октября, после чего был отклонён.
Теперь за дело взялись представители партии "Справедливая Россия — За правду". 11 апреля они представили свою версию поправок к тому же закону, предполагающие долю региональных продуктов уже 10%. В данный момент документ рассматривается комитетом Госдумы по промышленности и торговле.
Без поддержки не выстоять
По словам ретейлеров и экспертов рынка, спрос на пищевую продукцию от производителей Петербурга и Ленинградской области сохраняет стабильность в ключевых категориях, включая мясные, молочные и кондитерские товары. В пресс–службе "О’Кей", например, отмечают, что в топ локальных брендов входит продукция Пискарёвского молокозавода, "Каравая", "Севера–Метрополя", "Галактики", "Карат–Плюс".
Руководитель образовательной программы "Менеджмент", доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Кристина Палий отмечает, что мясные комбинаты "Иней", "Невская трапеза" и восстановившее производство после сложного периода предприятие "Парнас" демонстрируют рост объёмов на 1,6% в начале 2025 года. Однако доля региональных товаров на полках сетей не превышает 5–7%, что обусловлено конкуренцией с федеральными брендами, обладающими логистическими преимуществами, а также ростом себестоимости сырья.
Среди лидеров потребительского спроса выделяются молочные гиганты Пискарёвский молокозавод и "Петмол", Кондитерская фабрика им. Н. К. Крупской, а также кондитерские комбинаты "Невские берега" и "Север–Метрополь".
“
"Инициатива по квотированию 10% региональных товаров первой необходимости актуальна, учитывая текущую долю местных производителей в сетях. Однако её успех зависит от дополнительных мер, включая субсидии на логистику и модернизацию производств", — уверена Кристина Палий.
По мнению эксперта, сохраняется риск ухода региональных компаний под контроль крупных федеральных холдингов. Ключевые вызовы, такие как зависимость от импортного оборудования и высокая стоимость заёмных ресурсов, требуют скоординированных действий представителей государственной власти и бизнеса. Только так можно сохранить уникальность регионального рынка и предотвратить потерю локальных брендов.

Кто тут местный?
За последние годы некоторые петербургские предприятия либо сменили прописку, либо вошли в состав крупных федеральных холдингов. Некоторые и вовсе перевели производственные площадки в другие регионы. Но сохранили бренд, который ассоциируется с Петербургом. Самый яркий пример — "Петрохолод". Мороженое под этой маркой давно производят в Вологодской области.
Бывает и наоборот, когда формально не петербургское предприятие по факту остаётся местным. Один из крупнейших производителей хлебобулочной продукции "Хлебный дом" в начале марта принял решение сменить юридический адрес на Москву. Вероятно, это связано с тем, что с 2022 года "Хлебным домом" владеет московский холдинг "Коломенский". Но, несмотря на смену юридического адреса, комбинат сохраняет производственные мощности на берегах Невы и с полок его продукция никуда не денется.
Пример превращения регионального игрока в федерального — ООО "Виола". На протяжении почти 15 лет предприятие выпускало продукцию в Ленобласти. Лимитированные объёмы производства и логистические нюансы ограничивали географию распространения, поэтому компания не могла существенно наращивать дистрибуцию в других городах. Приобретённая в прошлом году площадка в Белгородской области позволила "Виоле" преодолеть производственные ограничения. С прошлого года она активно наращивает представленность в разных регионах страны, став уже федеральным поставщиком йогуртов.
Подобные кейсы сильно осложняют возможность быстро сориентироваться, какой бренд считать региональным, а какой — федеральным. Соответственно, если нынешний законопроект будет принят, при формировании "региональной полки" и вычислении нужных 10% могут возникать серьёзные разногласия и проблемы.
"Условно говоря, молоко “Простоквашино”, с одной стороны, производится в Петербурге, а с другой стороны, его выпускает крупный федеральный холдинг, который имеет заводы во многих других регионах. Считать ли такой продукт местным? Я думаю, что нет. Нужно считать местной ту продукцию, которая распространяется только в том регионе, где она производится", — считает независимый консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин.

Выбор покупателей
При этом нельзя сказать, что сейчас региональные продукты плохо продаются в торговых сетях или слабо там представлены. В 2024 году доля их продаж выросла на 12,3%. Ведущий аналитик NTech Екатерина Назаренко замечает, что опережающими темпами (26,6%) выросли продажи мясной продукции. Хлебобулочные изделия (ХБИ), напротив, сильно отстают от рынка (7,3%). В мясной продукции локальных производителей около 5%, но их доля на рынке выросла.
"Количество SKU локальных брендов за год сильно снизилось в категориях ХБИ и “рыбная продукция”: соответственно –13,7% и –8,4%. В напитках и мясной продукции ширина ассортимента растёт: +8,2% и +10,5% соответственно. В среднем по шести рассмотренным основным категориям в крупнейших сетях Петербурга доля продаж в рублях местных брендов превышает 10%. Исключение, как ни странно, “Лента”, в которой эта доля составляет 8,4%", — замечает Екатерина Назаренко.
В пресс–службе "О’Кея" отмечают, что спрос на товары, производимые в Петербурге и Ленобласти, устойчив. Доля на полке в зависимости от товарной группы составляет от 5 до 70%. Категории — лидеры по доле местных производителей: хлебобулочные изделия короткого срока, кондитерские изделия короткого срока, молочная и мясная продукция. Число товаров местных производителей постоянно увеличивается, подключаются новые товарные категории, где раньше был только федеральный ассортимент.
"За последний год появилось не менее 20 новых локальных партнёров в разных товарных группах", — уточнили в сети.
У X5 Group в 2024 году в Северо–Западном федеральном округе появилось 116 новых поставщиков, 20 из которых — ИП, 30 малых и 68 микропредприятий. Большая часть новых партнёров зарегистрированы в Петербурге.
Эксперты аналитического центра "Чек Индекс" компании "Платформа ОФД" отмечают, что в целом траты в продуктовых магазинах растут. Средний чек в I квартале составил 1884 рубля, что на 11% выше уровня прошлого года. Число покупок — выше на 6% в сравнении год к году.
“
Региональное происхождение товаров, на наш взгляд, достаточно неоднозначное понятие. Компания "Виола" производит продукцию на двух собственных предприятиях — в Московской и Белгородской областях, а также на партнёрских площадках в Ленинградской области, Подмосковье и других регионах. При этом у нас широкая география поставок сырья. Такие многокомпонентные и сложные продукты, как, например, плавленый сыр, сложно привязать к конкретному региону — выпущенный в Подмосковье товар содержит ингредиенты, поставленные из самых разных городов и областей, от прошедших строгую аттестацию и отбор поставщиков. Полагаем, что сделать товар на 100% локальным в ряде категорий невозможно. А в каких–то категориях ограничения с точки зрения выбора поставщиков исключительно по региональному принципу могут привести к снижению качества или вкуса продукта. Мы постоянно работаем над расширением ассортимента, наращиваем объёмы продаж. Так, за прошлый год объём продаж продукции компании в натуральном выражении в категории плавленых сыров вырос на 14%, а в категории йогуртов на 30%. Рост и развитие ассортимента, безусловно, требуют постоянной работы над пулом поставщиков и партнёров. Эта работа важна для обеспечения продовольственной безопасности, удержания цен, сохранения непрерывности цепочек поставок и качества продукции.

Наталия Добрынина
старший вице–президент ООО "Виола" (маркетинг, разработка продукции и качество)
“
Спрос на продукцию местных производителей в Петербурге и Ленинградской области растёт. Крупные торговые сети сотрудничают более чем с 60 компаниями из Северо–Западного федерального округа, включая 40 из Петербурга и Ленобласти. Число товарных позиций от местных производителей увеличивается. Введение обязательной квоты на размещение местных товаров на полках вызывает споры. Хотя в некоторых категориях товаров доля местных производителей уже превышает 10%, такие меры могут создать барьеры для производителей из соседних регионов и ограничить конкуренцию. В условиях высокой конкуренции и необходимости масштабирования бизнеса возможна тенденция, что местные производители могут сменить "прописку" или продать свои активы крупным федеральным компаниям, стремясь к снижению издержек, расширению рынков сбыта и доступу к инвестициям.

Ярослав Кабаков
директор по стратегии ИК "Финам"
“
Покупатели всё чаще выбирают продукты, произведённые в своём регионе, — за натуральность, понятный состав и доверие к производителю. Доля нашей продукции среди натуральной молочной категории варьируется в зависимости от конкретной сети — в среднем от 50 до 20%. За 2024 год наши объёмы производства и продаж выросли на 40%. При этом число покупок продолжает увеличиваться: это связано как с повышением узнаваемости бренда, так и с общим сокращением конкуренции в сегменте натуральной продукции. Наша производственная площадка расположена в Ленинградской области. Мы полностью контролируем все этапы — от приёма молока до упаковки готового продукта и доставки контрагентам. "Лосево" выпускает более двух десятков наименований молочной продукции, и мы не исключаем дальнейшего расширения ассортимента. Мы также рассматриваем возможности выхода в новые регионы и готовы масштабировать производство в соответствии с растущим спросом. Например, в этом году мы вышли на рынок Мурманской области.

Эльдар Беглов
генеральный директор ГК "Лосево"