"Золото" для Китая: куда уходит добытый под Калининградом янтарь

У переработчиков калининградского янтаря возникли проблемы с зарубежным сбытом
Автор фото: Алла Сумарокова

Спрос на янтарь на мировых рынках растёт, но российским переработчикам сложно выйти на международный уровень и увеличить сбыт за рубежом.

В Калининградской области сосредоточено 90% мирового янтаря, ежегодно здесь добывают свыше 600 тонн "солнечного камня". Однако внутри страны перерабатывается лишь небольшая часть добываемого сырья, основная его доля уходит на экспорт.

Янтарная госмонополия

Право на легальную добычу янтаря имеет только Калининградский янтарный комбинат. С 2013 года предприятие находится под управлением корпорации "Ростех", то есть добыча полностью контролируется государством. На долю комбината приходится порядка 89% мировой добычи самоцвета.
Весь янтарь извлекается открытым способом из Приморского карьера, он расположен в районе посёлка Янтарный и был запущен в 1976 году. На старте тут добывали порядка 47 т янтаря в год, к 2014 году выработка составила уже 260 т. Через 10 лет, после передачи предприятия "Ростеху" и модернизации горнодобывающего комплекса, объём добычи увеличили вдвое, до 627 т в 2024 году.
Как сообщили "Деловому Петербургу" в пресс–службе предприятия, в 2025 году объём добычи превысит 700 т, к середине октября предприятию уже удалось достичь этой отметки. Наращивание объёмов добычи на комбинате объяснили возросшим мировым спросом на янтарь.

Сырьё на экспорт

Лишь небольшая часть добываемого предприятием сырья обрабатывается внутри страны. Как сообщил на форуме янтарной промышленности Amber Forum гендиректор предприятия Михаил Зацепин, комбинат ежегодно экспортирует 75–83% добываемого янтаря. Примерно треть уходит на экспорт в Гонконг, ещё 15% — в Китай. География поставок включает также Кувейт, Армению, Киргизию, ОАЭ и Сербию.
Сырьё продают в ходе биржевых торгов и открытых аукционов. Лоты на аукционах формируются с учётом запросов самих предпринимателей, эта опция действует только для российских переработчиков.
"На аукционе иностранных компаний нет. Иностранцы наряду с российскими переработчиками участвуют только в биржевых торгах. Это сделано для того, чтобы крупные иностранные компании, грубо говоря, не перебивали по цене русские компании", — рассказали "Деловому Петербургу" представители пресс–службы комбината.

Местная переработка

У Янтарного комбината есть собственный ювелирно–производственный комплекс, который может перерабатывать до 50 т сырья в год, однако в 2024 году силами предприятия в полуфабрикаты и готовые изделия превратилось только 9 т добытой продукции. Выручка предприятия от реализации ювелирных изделий составила 447 млн рублей, в то время как сырья комбинат продал на 5,28 млрд.
При этом Янтарный комбинат — далеко не единственное предприятие, занимающееся обработкой янтаря в Калининградской области. В регионе работают десятки крупных компаний и небольших мастерских, занимающихся изготовлением ювелирных изделий и сувениров, есть и художники, выполняющие частные заказы.
Некоторые переработчики региона входят в отраслевую ассоциацию "Кластер янтарной промышленности Калининградской области". Она объединяет 47 компаний и находится под управлением регионального Центра поддержки предпринимательства.
С 2021 года ассоциация получает от Янтарного комбината сырьё по прямым договорам, без аукционов и торгов. Этот механизм — исключительная мера поддержки калининградского бизнеса, которая позволяет ему гарантированно получать нужный объём сырья по фиксированной цене. Одно из условий таких соглашений — переработка полученного янтаря на территории России.
Ассоциация собирает заявки от бизнеса, распределяет сырьё согласно этим заявкам и следит, чтобы все её члены имели реальные производственные мощности и не перепродавали полученный от комбината янтарь.
"В этом году комиссия ассоциации обошла каждое из предприятий, проверяя прозрачность работы, уплату налогов, наличие производственных помещений, оборудования и объёмы реального производства. Мы составляли справки о фактическом состоянии дел — где действительно есть производство, сколько людей занято, какие мощности используются. Всё это позволяет объективно оценить потребности отрасли. Важно, что это не просто желание купить сырьё для перепродажи, а подтверждённые объёмы реальной переработки", — отметил генеральный директор ООО "Сувениры Балтики" Василий Симонов.
Объём сырья, запрашиваемого кластером для своих членов, ежегодно составлял порядка 20 т. В этом году он увеличился до 26 т. В том числе впервые местные переработчики запросили 2 т янтаря крупных фракций (от 5 до 100 г). Участники рынка объясняют это ростом интереса к изделиям более высокого уровня, где используется крупный камень.
Автор: Алла Сумарокова

Трудности сбыта

Свою продукцию калининградские янтарщики сбывают в основном на внутреннем рынке, поэтому сильно зависят от туристического потока. В этом году бизнес заявляет о снижении спроса на свою продукцию при одновременном росте цен на изделия из янтаря.
"В 2022–м был резкий скачок, очень хорошо поехал турист. 2023 год был просто замечательный. Вот в 2024–м уже спрос упал. В этом году я не сказал бы, что плохо, но хуже, чем в 2024–м, по объёму продаж. В деньгах суммы, кажется, более округлились, но и издержки растут. На серебро — ну просто бешеным темпом, за этот год только на 70%. А именно этот металл чаще всего используется при изготовлении янтарных изделий. На сам янтарь цена тоже выросла, примерно на 11–20%. Ну и рост НДС тоже сильно отразился на наших предприятиях. Всё это ведёт к росту цен на ювелирные изделия, а при росте цены спрос у нас снижается", — посетовал Симонов.
У Янтарного комбината имеется сеть собственных магазинов, за пределами области они есть в Москве, Санкт–Петербурге и китайском Шэньчжэне. В ближайшее время комбинат хочет открыть торговые точки в Казани и Нижнем Новгороде, а со временем и в других крупных городах страны. Также ведётся подготовка к открытию торговых точек по франшизе комбината в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и Гонконге.
Частники, напротив, отмечают, что калининградская ювелирка всё хуже чувствует себя на российском рынке. И отчасти связывают это с активным притоком туристов в регион.
"Я бы оценил, что процентов восемьдесят всего, что производится местными предпринимателями, продаётся здесь. Раньше наши изделия активно закупали города–миллионники, сейчас не так. Наши партнёры, владельцы магазинов, жалуются, что после посещения Калининградской области жители этих городов теряют интерес к янтарю, который там продаётся, потому что здесь у нас, в магазинах от производителей, цены существенно ниже", — говорит Василий Симонов.

Особенный камень

Янтарная ювелирка всё же остаётся довольно нишевым товаром. Янтарь — полудрагоценный камень и не может сравниться по стоимости с теми же бриллиантами. Хотя есть и уникальные его виды, например голубой янтарь или экземпляры с инклюзами, но это редкие находки. Поэтому даже золото используется в янтарной ювелирке довольно редко, потребители не готовы платить за подобные изделия и рассматривать такую покупку как вложение.
Инструментом для инвестиций может служить разве что янтарь–сырец, иронизируют переработчики.
"Тот, кто купил 5 лет назад сырьё, сегодня обваривается, потому что цены сегодняшние процентов на сто выше тех, что были раньше. Так же и с серебром. Кто купил в начале года 200−300 кг, тот сейчас локти кусает, что не взял больше. Во всём можно найти инвестиции, если ты захочешь с этим работать", — рассуждает Симонов.

Международные сложности

Выйти на международный рынок российским переработчикам тоже непросто.
"Основной рынок — это, конечно, Китай, сейчас ещё активно развивается Вьетнам. Но комбинат первый вошёл туда и продаёт там сырьё. То есть у них там своя переработка образовалась, и готовые изделия им уже не так интересны. Хотя и спрос у них достаточно высокий, и народу много, поэтому там места хватает всем. Но наши компании на эти рынки пока выходят неохотно. И тут есть законодательная проблема: вывезти изделия можно, а ввезти непроданное назад — уже нет. Нужно распродать всё, что вывез. То есть сперва ты должен найти на той стороне компаньона, заключить с ним контракт и под этот контракт вывозить изделия. Это не должно так работать, мне кажется. Нужно что–то менять в законодательстве", — предложил в комментарии для "ДП" генеральный директор компании "Сувениры Балтики".
Калининградский художник, автор фирменного стиля творческого объединения "Прусский мёд" Александр Юрицын отмечает, что до закрытия границ местный бизнес активно работал на Европу.
"С этим всё было хорошо. Мы приезжали на ярмарки, в тот же самый Гданьск. Сами редко, но народ, который у нас покупал изделия, активно их вывозил. Я работаю на заказ, ко мне приходят клиенты чаще всего уже со своим сырьём и говорят: “Хочу изделие, лучше всего вот в такой стилистике”. Это, наверное, 50 / 50 местные калининградцы и заказчики из “большой” России. С Китаем мы иногда работаем, но тоже в основном через посредников, потому что и китайцы, и вьетнамцы заказчик сложный: нервные, придираются, торгуются насмерть", — говорит Александр Юрицын.

Нелегальная добыча

Параллельно существует ещё один рынок — нелегальный. Справиться с ним государству до конца не удаётся, несмотря на все усилия.
В девяностые и нулевые добыча янтаря была сильно криминализирована. По многочисленным воспоминаниям местных жителей, даже с территории комбината в те времена нелегальный янтарь вывозился вагонами, действовали десятки карьеров, где янтарь добывали кустарным способом при помощи мотопомп. В последние годы государство взяло под свой контроль единственное легальное добывающее предприятие и объявило войну так называемыми "чёрным копателям".
После ликвидации самовольных карьеров и введения уголовной ответственности за нелегальную добычу янтаря незаконный промысел переместился в море. Многие "чёрные копатели" переквалифицировались в "чёрных дайверов". Сейчас незаконный промысел ведётся на балтийском шельфе. Несмотря на высокие штрафы, регулярные рейды и десятки возбуждённых уголовных дел, полностью изжить нелегальный рынок не удаётся.
"Этот “бизнес” регулярно поджимают. Но как это выглядит? Месяца на три–четыре подожмут, а потом опять всё возвращается. К весне снова всё это появится, вот увидите. Да бесполезно с этим бороться, пока работы нет. Люди–то есть хотят", — пояснил "Деловому Петербургу" один из участников рынка на условиях анонимности.
Другой собеседник "ДП" рассказал, что за день работы на шельфе можно заработать и сто тысяч, и миллион рублей, в зависимости от удачности погружения. Так что соблазн для многих жителей региона, занятых нелегальным промыслом, остаётся слишком высоким.
Автор: Алла Сумарокова

Рынок роста

На официальном рынке стоимость янтаря растёт. И в первую очередь это связано с повышением мирового спроса на сырьё.
Бизнес оценивает тенденцию по–разному: кто–то говорит, что янтарь подорожал на десятки процентов, кто–то указывает на двукратный рост. Но эти оценки во многом зависят от того, какой именно камень необходим конкретным переработчикам.
В пресс–службе Янтарного комбината сообщили, что по итогам биржевых торгов в 2024 году зафиксирован максимальный рост средней цены сырья за последние 8 лет — на 24%. На предприятии это связывают с ростом конкуренции среди переработчиков и отмечают, что их количество на бирже за последние 3 года выросло на 70%.
Также на предприятии осознают необходимость повышения доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, в планах Янтарного комбината на этот год — удвоить выручку собственного ювелирпрома. Однако удастся ли к концу года добиться этого целевого показателя, на комбинате пока оценить не могут.
Для частных переработчиков выход на мировые рынки — процесс долгий и сложный, требующий не только бизнес–инициатив, но и ослабления законодательных барьеров. Так что в обозримом будущем российский янтарь останется в основном скорее экспортным сырьём, чем мировым ювелирным брендом.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.