Не всё то законно, что гуглится: кого коснутся штрафы за поиск экстремизма

В Госдуме допустили корректировку закона о штрафах за поиск экстремизма
Автор фото: Ковалёв Пётр/ДП
Во вторник, 22 июля, депутаты Государственной думы в окончательном, третьем чтении приняли закон о запрете поиска экстремистских материалов и рекламы VPN в России. Спикер Госдумы Вячеслав Володин отметил, что парламентарии готовы внести корректировки, если нормы окажутся несовершенны. "ДП" разбирается, как будет применяться новая мера, а также в том, какие риски она в себе несёт.

Какие штрафы и за что предусматривает закон

Законопроект внесён в нижнюю палату парламента в 2024 году и принят в первом чтении в январе 2025 года, во втором — 17 июля. Документ вносит изменения в КоАП, дополняя его ст. 13.53.
Она предусматривает наказание за "поиск заведомо экстремистских материалов и получение доступа к ним, в том числе и с использованием программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям с ограниченным доступом".
За умышленное осуществление поиска в интернете и получение доступа к заведомо экстремистским материалам, в том числе с использованием VPN, гражданам грозит штраф от 3 до 5 тыс. рублей.
За распространение рекламы средств доступа к информационным ресурсам, доступ к которым ограничен, — до 500 тыс. рублей.
Кроме того, изменения вносятся в ст. 14.3 КоАП (нарушение законодательства о рекламе). В рамках неё запрещается распространение рекламы VPN-сервисов. Такое нарушение грозит штрафом для граждан от 50 тыс. до 80 тыс. рублей. Для должностных и юридических лиц — от 80 тыс. до 150 тыс. и от 200 тыс. до 500 тыс. рублей.
Владельцам VPN-сервисов грозят штрафы за несоблюдение запрета на доступ к информационным ресурсам с ограниченным доступом на территории РФ, а также неисполнение установленного порядка взаимодействия с Роскомнадзором в соответствии с новой статьёй КоАП 13.52.
Рядовые пользователи не пострадают после принятия закона, заверил в Госдуме министр цифрового развития РФ Максут Шадаев. Он подчеркнул, что россиян будут наказывать исключительно за умышленный просмотр экстремистских материалов в интернете. Пользователь должен заранее знать о том, что эти материалы включены в реестр.
Под административную ответственность по этой норме подпадает около 5,5 тыс. материалов. По поводу этих материалов судами вынесены соответствующие решения.
Доступ в социальные сети, даже если они признаны экстремистскими организациями, наказываться не будет. Штрафы предусмотрены только за поиск конкретных материалов. Это книги, статьи, видеоролики, аудиозаписи и так далее.
Если пользователь не знает, что этот материал включён в реестр и у него нет умысла совершать правонарушение, даже если он использует VPN, он никакому наказанию подвергаться не будет. Правоохранители должны будут доказать наличие умысла.
Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев.
Автор: Ермохин Сергей/ДП

Зачем власти взялись за поисковые запросы

По словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, "те, кто сегодня пытается разрушить и уничтожить нашу страну, используют для достижения этой цели и различные цифровые платформы и технологии. Поэтому и решения принимаются исходя из текущей ситуации".
Позиция министерства цифрового развития РФ гласит, что формулировки, которые есть в документе, отвечают "задачам текущего времени", позволяют пресекать незаконный доступ к экстремистским материалам тех, кто хочет сделать это намеренно.
Как сказал Максут Шадаев, за последние годы Госдепартамент США в 6 раз увеличил финансирование только по программе развития VPN-сервисов, и в этом смысле западные коллеги говорят, что нужно обеспечивать свободу слова, доступ российских граждан к заблокированным СМИ. Однако одновременно они, указал Шадаев, удаляют каналы наших СМИ в YouTube, включая парламентское телевидение "Думу ТВ".
Первый зампред конституционного комитета Совфеда Артём Шейкин высказался о том, что закон направлен против злоумышленников, использующих интернет в преступных целях, а не против простых граждан. Так что случайное открытие ссылок, поисковые запросы или разовый переход к ответственности не приведут.
Основной акцент нового закона делается на регулирование провайдеров, платформ и технических посредников. Открытие страницы с экстремистскими материалами не будет нарушением, если контент не распространяется, не сохраняется и не популяризируется.
Член комитета Госдумы по информполитике Антон Немкин сказал, что это шаг в сторону зрелой, суверенной цифровой среды.
"Мы не боремся с технологиями. Мы боремся за то, чтобы они были безопасными, прозрачными и подконтрольными обществу, а не анонимным структурам за границей. И принятые сегодня меры — это шаг в сторону зрелой, суверенной цифровой среды, где каждый гражданин знает: твоя безопасность — не пустой звук", — прокомментировал он.
Автор: Коньков Сергей/ДП

Как можно отследить действия пользователей в интернете

Редакция поинтересовалась, как технически будут отслеживаться действия интернет-пользователей и что для этого применяется.
"Отследить можно, потому что есть "пакет Яровой", благодаря которому все ваши действия в интернете записываются. Операторы в курсе всего этого и могут в случае необходимости и принятия мер предоставить эту информацию в соответствующие органы", — отметил глава агентства Telecom Daily Денис Кусков.
"Пакет Яровой" — это набор законов в России, которые приняты в 2016 году. Они усилили контроль государства за интернетом и связью. В числе его требований обязанность операторов связи и интернет‑провайдеров хранить все разговоры, переписку, фото, видео до 3 лет.
Также компании обязаны по запросу передавать ФСБ ключи для дешифровки сообщений. Если сервис шифрует переписку (например, мессенджер), он должен помочь её расшифровать. Данные законы тоже были введены для борьбы с экстремизмом.
"Самое главное, чтобы при этом не страдали порядочные граждане, которые не ходят туда на постоянной основе, не совершают каких-то противоправных действий", — отметил собеседник "ДП".
По словам главы агентства "Рустелеком" Юрия Брюквина, отследить, что именно человек искал, возможно, но это связано с рядом сложностей.
"Провайдеры технически могут фиксировать, к каким сайтам подключается пользователь, особенно если трафик не шифруется. Но конкретные поисковые запросы, особенно в HTTPS или через VPN и тем более через "недружественный" поиск (тот же Google), отследить намного сложнее", — пояснил он.
Кроме того, браузерная история и данные локального устройства — возможный источник доказательств, но это требует доступа к устройству (обычно через обыск, следственные действия).
Использование анонимайзеров, VPN, а также браузера Tor затрудняет слежку или даже делает её невозможной.
"Есть ещё поведенческая аналитика, например с помощью cookie, fingerprinting, скриптов, — но это, как правило, инструменты маркетинга, а не уголовного преследования", — подчеркнул эксперт.
Автор: Сергей Коньков/ДП

Свобода против безопасности

Неоднозначность данного закона вызвала споры о его необходимости. Сторонники инициативы прибегают к вопросам национальной безопасности, утверждая, что запрет поможет защитить граждан. Однако оппоненты указывают на риски для невиновных граждан, журналистов и исследователей.
Так, Юрий Брюквин добавил, что поиск информации не равен намерению её использовать, ведь люди могут интересоваться темой по разным причинам: научным, журналистским, даже из простого любопытства. По его мнению, это создаёт прецедент наказания за мысли и интересы, а не за действия.
"Закон может быть необходимым в очень узких и чётко определённых рамках (например, запрет на намеренный поиск террористических инструкций в целях подготовки преступления). Но в текущем виде, если мера направлена на сам поиск, а не на использование или распространение, — это риск: свободы слова и информации страдают. В обществе создаётся ощущение всеобщего надзора — это может привести к самоцензуре и страху даже изучать спорные темы", — высказался специалист.
Председатель Госдумы Вячеслав Володин пообещал, что парламентарии возьмут на контроль реализацию закона и проконтролируют его работу.
"Давайте со своей стороны в рамках правоприменительной практики, его анализа посмотрим, как будут работать нормы закона вместе с правительством, с профильным министерством, с контрольно-надзорными органами. И если увидим, что нормы несовершенны, они требуют корректировки, к этому вопросу будем возвращаться", — заявил он.
По его мнению, контроль реализации этих норм необходим как раз для того, чтобы "не пострадал невинный человек, те, кто в силу своей работы должны анализировать всю информацию".
Директор Лиги безопасного интернета, член Общественной палаты России Екатерина Мизулина, обсуждая закон, подчеркнула, что это "первая попытка на государственном уровне отслеживать цифровой след россиян".
"Раньше историю поисковых запросов аккумулировал условный "Гугл" и другие IT-гиганты в коммерческих целях. Теперь, видимо, стоит ожидать вкладку с историей поиска на Госуслугах в том самом "добровольном" цифровом профиле?" — возмутилась она.
Как прокомментировала Мизулина, в тексте очень размытые формулировки, в результате чего граждане не знают точно, какие ресурсы посещать не следует. Она выразила мнение, что произвольное правоприменение может коснуться каждого. Общественница также опасается, что закон может породить волну мошенничества, шантажа и вымогательства, так как подставить человека будет проще простого.
Член Общественной палаты России Екатерина Мизулина.
Автор: t.me/ekaterina_mizulina
Заместитель председателя Госдумы Владислав Даванков рассказал, что депутаты фракции "Новые люди" проголосовали против закона, так как именно в такой редакции он не нужен и многие граждане выступают против.
"По сути, людям предлагают выучить наизусть 5,5 тыс. названий из реестра Минюста и никогда на них не нажимать. Это невозможно. Но даже если найдутся граждане, которые выучат все наименования, — они всё равно в зоне риска", — сказал Даванков.
Он считает, что это не только нарушает базовую свободу людей, но и открывает новый простор для мошенничества. Депутат призвал рассматривать такие резонансные законопроекты спокойно и вдумчиво.
"Например, авторы просто не учли журналистов и историков, юристов и айтишников, которым VPN нужен по работе. Не объяснили, зачем вообще нужны новые штрафы. К сожалению, только 67 депутатов проголосовали против. Остальные закон поддержали. Поэтому он прошёл", — заключил парламентарий.
Зампред Госдумы Владислав Даванков.
Автор: t.me/davankov
За принятие закона проголосовали 306 депутатов, воздержались — 22. Всего против закона о штрафах за поиск экстремизма выступили три фракции: "Новые Люди", КПРФ и "Справедливая Россия — За правду".
Депутат Артём Прокофьев (КПРФ) обратил внимание на то, что после внесения поправок концепция законопроекта полностью изменилась.
"Как от реестра экспедиторов мы перешли к реестру поисковых запросов и опасности VPN? Законопроект вступает в противоречие с Конституцией, в частности со ст. 23, в которой говорится о праве на тайну переписки. Объясните, как вы будете доказывать умысел? Никому в этом зале не стало это понятно", — цитирует депутата РБК.
Депутат Валерий Гартунг (СР-ЗП) подчеркнул, что принятие таких резонансных инициатив по такой процедуре неправильно. Их нужно было вносить отдельным законопроектом и предварительно подробно обсуждать.
Далее закон должен рассмотреть Совет Федерации на заседании 25 июля, в пятницу.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.