"Как–нибудь сами разрулятся": Невский проспект готовят к масштабному ремонту

Ремонт Невского проспекта рискует усугубить дорожную обстановку в Петербурге
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Уже с 3 августа в Петербурге начнут масштабно ремонтировать Невский проспект. Работы, согласно выданному ГАТИ ордеру, продлятся целый месяц — до 3 сентября.

К 25 июля на портале госзакупок закончится приём заявок от компаний, желающих выполнить ремонт. Заказчиком работ выступают комитет по развитию транспортной инфраструктуры и "Мостотрест". Начальную цену контракта в Смольном оценили в 461 млн рублей.

Почему в Петербурге так долго ремонтируют дороги

Любопытно, что в начале марта вице–губернатор Петербурга Николай Линченко говорил: работы продлятся до конца октября, — так что либо сроки оперативно скорректировали и "сжали", либо ордер будут продлевать. Судя по опубликованному техническому заданию, подрядчикам предстоит выполнить серьёзный объём работ.
Например, произвести самостоятельно или закупить асфальтобетонную смесь, а также доставить её на локацию, отремонтировать конструктивные элементы и канализационные люки, чтобы они не выступали или не "проваливались" относительно финального покрытия, уложить само покрытие — как нижнее (выравнивающее), так и верхнее, а в конце нанести ещё и свежую нарядную разметку.
В том числе именно поэтому ремонт Невского растянется на такой внушительный срок — целый месяц. И в этом плане как будто напрашивается сравнение с Москвой, ведь на официальную столицу зачастую любят равняться в столице Северной. Там, например, в прошлом году Тверскую отремонтировали всего за 3 дня. Казалось бы, впечатляющий показатель, однако если вникнуть чуть глубже в суть, то можно увидеть, что за трое суток ремонт был выполнен на участке длиной всего 1 км — от Моховой улицы до Пушкинской площади в обе стороны.
В Петербурге же ремонт затронет участок Невского проспекта от Адмиралтейского проезда до площади Восстания — это в общей сложности почти 4,5 км. К тому же, как напоминают эксперты, в столице асфальт укладывают круглосуточно (это вообще распространённая международная практика), что значительно сокращает сроки, в Петербурге же, согласно "закону о тишине", берегут покой и сон горожан с 22 вечера до 8 утра. Ну и, конечно, нельзя не вспомнить, что в Москве в принципе больше любых ресурсов — финансовых, кадровых и технологических.

С Невского — на ЗСД

Впрочем, в ГАТИ поспешили успокоить петербуржцев и гостей города — закрывать центральную транспортную артерию Северной столицы будут не одномоментно, а по этапам. Сейчас в КРТИ и "Мостотресте" полным ходом как раз прорабатывают оптимальную схему этих поэтапных перекрытий, а также организации движения в объезд.
Активно думают, как изменять маршруты городского общественного транспорта и в Комтрансе: пока, как рассказали "Деловому Петербургу" в ведомстве, конкретных решений нет. Как только соломоново решение всеми заинтересованными участниками процесса будет найдено, ГАТИ выдаст соответствующие разрешения на начало работ. Глава комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры петербургского ЗакСа Алексей Цивилёв считает, что на время ремонта Невского можно сделать общедоступным (то есть бесплатным) центральный участок ЗСД, что ощутимо оттянуло бы поток автомобилей.
"По факту те люди, которые транзитом хотят проехать центр, могут это сделать через ЗСД. Московский проспект можно продублировать, и Ленинский проспект тоже. На севере города сложно, но есть дублёры и там, а у Невского полноценного дублёра нет, там набережные не могут его продублировать, у них очень низкая пропускная способность. И если отвести личный транспорт, можно вообще пустить по Невскому только общественный или машины оперативных служб, но мы должны предоставить альтернативу. У нас, к сожалению, пока это плохо наработано, потому что мы считаем, что можем перекрыть где угодно и там они как–нибудь сами разрулятся, но это на самом деле разруливается плохо. И здесь есть над чем поработать", — заключил Цивилёв в разговоре с "ДП".

Когда потребуется следующий ремонт

В последний раз Невский проспект глобально ремонтировали весной 2018 года, когда активно приводили город в порядок перед наплывом гостей на чемпионат мира по футболу. Тогда, как отчитывались в КРТИ, к асфальтобетонным смесям предъявили серьёзные требования — например, использовать модифицированный битум, более износостойкий к "пластическим деформациям", проще говоря, чтобы ненавистные всем водителям колеи образовывались значительно дольше.
Кроме того, к асфальту было выдвинуто требование по стойкости шипованной резины, без которой в Петербурге, увы, сложно обойтись. Тогда за сумму контракта 243 млн рублей давали семилетнюю гарантию на дорогу с её конструктивными элементами (бортовыми камнями, колодцами инженерных коммуникаций и т. д.) и 3 года — на верхний слой покрытия.
Сейчас, согласно условиям нового контракта, при рассчитанной интенсивности движения по одной полосе Невского проспекта более 20 тыс. автомобилей в сутки на обновлённое дорожное покрытие устанавливается уже двухлетняя гарантия. Это требование связано с повышенной нагрузкой на магистраль. И в проекте контракта особо отмечено, что "жёсткость нижнего слоя необходимо дополнительно увеличить специальной полимерной модифицирующей добавкой". Вероятно, с её помощью и через два гарантийных года покрытие Невского проспекта останется гладким, как шёлковое полотно.
Впрочем, автоэксперт Дмитрий Попов убеждён, что надолго оставить центральную городскую артерию в идеальном состоянии не получится.
"Там действительно просто должен быть специальный битум, специальные компонентные мастики, которые растягивают основание, и это работает. Поэтому я допускаю мысль, что появились какие–то новые смеси, они всё время появляются, которые, может быть, немножко продлят жизнь Невского проспекта в межремонтный период. При этом надо понимать, что Невский проспект является, вообще говоря, у нас очень серьёзным транзитом, несмотря на то что это самый центр города, но это мощнейшая транзитная магистраль, которая “тащит” с востока, так скажем, с юго–востока города в северо–западную его часть, соединяет Красногвардейский и Невский с Приморским, Петроградским районами и Васильевским островом. Он работает в режиме перегрузки, поэтому добиться больших успехов будет довольно трудно, честно говоря", — отметил Дмитрий Попов в разговоре с "Деловым Петербургом".

Важно не повредить исторические здания

При этом отремонтировать Невский проспект действительно максимально капитально фактически невозможно — проблема заключается в его исторической сущности. Как отмечают эксперты, там нельзя вынимать котлован, разбирать все "подушечные" слои, отсыпать, трамбовать большое количество щебня, укладывать термоизоляцию и так далее. Поскольку большинство зданий на Невском проспекте построены в XVIII веке и стоят на так называемых "ленточных" фундаментах, которые вполне могут "поплыть", если раскопать проспект до глубокого основания. Именно поэтому раз в 5–7 лет дорожники по факту обновляют только несколько верхних слоёв, хотя и с использованием всё более современных технологий, но тоже ненадолго.
Однако в Смольном ещё в марте заявляли, что это будет "комплексный ремонт", то есть более глубокий, при этом особое внимание хотят отвести зонам, в которых машины разгоняются и тормозят, а также возле остановок общественного транспорта.
"Там и георешётку будем использовать, и даже частично “подушку” проезжей части будем приводить в порядок. А исполнители действительно возьмут на себя полные гарантийные обязательства", — рассказывал в середине марта вице–губернатор города Николай Линченко.
Стоит добавить, уже на 2026 год запланированы работы по ремонту второго участка Невского — от площади Восстания до площади Александра Невского, а параллельно с ними на проспекте будут реконструировать все тротуары. Поскольку, по словам Линченко, по своим эксплуатационным характеристикам они тоже подошли к моменту необходимости ремонтных работ.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.