Почти 5 лет назад в России появился новый класс финансовых посредников — инвестиционные платформы. По состоянию на середину марта 2025 года в реестре участников финансового рынка ЦБ РФ числилось 114 операторов инвестиционных платформ. Из них 15 компаний имели статус "не действует". 14 компаний из этого реестра, в том числе одна недействующая, были зарегистрированы в Петербурге, 69, в том числе 11 недействующих, — в Москве. Привлекать средства в индустрию геймдева они только начинают, а потому инвестировать с их помощью в те или иные проекты необходимо крайне аккуратно.
Миллиард в уме
Хоть какое–то движение с инвестициями в создание новых компьютерных игр в последние годы можно было наблюдать исключительно на краудфандинговых площадках. При этом фактически речь шла о том, чтобы стать привилегированным игроком или влиять на те или иные элементы геймплея. За скромный взнос, скажем, 15–20 тыс. рублей можно было получить, например, собственную именную локацию в игровом мире или назвать в свою честь одного из персонажей.
Однако с середины прошлого года начали появляться иные кейсы. Взносы в размере 50 тыс. или 100 тыс., а то и пары–другой миллионов рублей стали приходить в геймдев через аккредитованные ЦБ РФ платформы. И в обмен уже не на игровые элементы, а на доли в бизнесе компании — разработчике игры. Или в качестве официального кредита. Правда, с фиксированной, а не плавающей, как хотелось бы некоторым инвесторам, процентной ставкой. Второй вариант на фоне ставок по банковским вкладам в районе 21–23% годовых с начала этого года стал редкостью. А вот спрос на доли в компаниях–разработчиках в среде потенциальных инвесторов медленно, но верно растёт.
Общий объём инвестиций, необходимых для создания игры, которая будет интересна не только друзьям разработчиков, варьируется сейчас в диапазоне от 10 млн до 50 млн рублей.
"Конечно, есть примеры, когда игры создавались в свободное время без вложений и успешно выходили на рынок. Однако в среднем, по нашей аналитике, для выпуска небольшого проекта требуется около 20 млн рублей", — говорит управляющий партнёр инвестиционного фонда Indie Go Fund Владимир Вареник.
Если же разработчик мечтает о настоящей популярности, то вложения будут кратно выше. "Сделать в России проект среднего по мировым меркам уровня в красивой 3D–графике с сюжетом и историей обойдётся в сумму около миллиарда рублей. А вот игра уровня ставшей популярной за рубежом Atomic Heart потребует уже в 2,5–3 раза больше", — отмечает руководитель Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников.
Проблемы экспертизы
Практически все инвестиционные платформы заявляют о наличии у них самых современных скоринговых моделей оценки компаний и качественной экспертизы. Опрошенные "ДП" эксперты не видят особых рисков в работе через них как через посредников.
“
"Основные риски связаны не с инфраструктурой. Ведь инвестплатформа — это не криптобиржа, и она не хранит активы пользователей длительное время, — поясняет Владимир Вареник. — Но игровая индустрия — узкоспециализированный сегмент, и глубокими знаниями в оценке проектов здесь обладают, как правило, профильные фонды и крупные компании. Инвестиционные платформы, напротив, имеют скорее широкую экспертизу, чем глубокую в каком–либо конкретном направлении. Впрочем, их финансовая оценка компаний, как правило, находится на должном уровне".
Поэтому, по мнению эксперта, нужно оценивать не платформу, а уровень самих стартапов и качество их документации. Ведь реестр ЦБ, по сути, выполняет функцию, аналогичную саморегулируемой организации. И наличие в нём платформы не гарантирует качество отбираемых ею проектов.
“
"Никакой серьёзной экспертизой платформы не обладают. У них попросту нет опыта и достаточного количества успешных или провалившихся проектов как на этапе сбора инвестиций, так и по итогам выхода видеоигры, — ещё более категоричен Василий Овчинников. — Поэтому в сегодняшних реалиях в видеоигровой индустрии потенциальному инвестору нужно налаживать взаимоотношения с ассоциациями, акселераторами, фондами, которые уже имеют опыт инвестиций. Именно там скапливается сейчас индустриальная экспертиза. Потенциально это могут быть структуры в регионах наподобие MoscowGameHub, который сейчас правительство Москвы строит в Сколково".
Управляющий партнёр Evolution consult Никита Демидов отмечает низкую цену вхождения в число инвестиционных платформ. Соответственно, невозможно гарантировать, что их создатели обладают хорошей экспертизой. "Полагаться только на красивые предложения с витрины проектов платформ не стоит. Лучше диверсификации по платформам, проектам, сбора рекомендаций в профессиональном сообществе что–то трудно посоветовать", — говорит он.
По словам Демидова, отвечая на запрос инвесторов, платформы пытаются найти проекты, которые смогут обеспечить и рост, и регулярную доходность. "На рынке уже начинает появляться специализация платформ. Одни предлагают продукт с гарантированной доходностью, другие дают хороший выбор интересных вариантов pre–IPO. У ряда платформ уже есть хорошая экспертиза в IT–отрасли. Хочется верить, что появятся и платформы с хорошим знанием и портфелем проектов из геймдева", — отмечает эксперт.
Генеральный директор Eudokia Games Константин Кондюков подчёркивает, что геймдев сильно отличается от IT–сферы в целом, так как одновременно является и своего рода шоу–бизнесом. "Поэтому я бы сказал, что экспертиза по геймингу достаточно низкая. В основном петербургские стартапы в сфере геймдева пока реализовывали прямые сделки с частными инвесторами и бизнес–ангелами, без привлечения посредников. Несмотря на рост кейсов инвестирования в игры частными инвесторами, пока что платформам тяжело тягаться с другими участниками венчурного рынка. Но уверен, что в будущем это станет отличной формой", — говорит он.
На паях или процентах
Хотя многие инвестплатформы специализируются на займах начинающим компаниям, все опрошенные "ДП" эксперты советуют вкладывать деньги в покупку долей в компании–разработчике.
"Если вы хотите получить потенциально высокий доход, то лучше выбирать акции новых интересных проектов. Тем более что взаймы игровые проекты на платформах деньги практически не привлекают. Поскольку, как только они выходят на растущий денежный доход от монетизации запущенной игры, необходимость в привлечении денег отпадает, — поясняет Никита Демидов. — Геймдев–бизнес — это в большинстве случаев не про “кассовые разрывы”, которые иногда приходится закрывать с помощью платформ предпринимателям из других сфер экономики".
“
"Инвестиции в акции предпочтительнее, так как при успехе стартапа можно заработать значительно больше, чем на займе, — уверен и Владимир Вареник. — Если же стартап провалится, заёмные средства он, скорее всего, вернуть также не сможет".