Петербург готовится встречать первый в городе и стране международный фестиваль медиаискусства Digital Rain. С 25 по 28 сентября его участники — российские и зарубежные медиахудожники, — представят уникальные работы, которые можно будет увидеть как на ведущих площадках, так и в городской среде.
О том, кто стоит у истоков российского рынка медиаарта, как он интегрируется в повседневную жизнь, а открытия медиахудожников становятся источником новых смыслов и прибыли для бизнеса, в интервью "Деловому Петербургу" рассказал Глеб Матюшин — генеральный директор и сооснователь петербургской мультимедиа-студии Smartlight, которая является одним из организаторов фестиваля.
Как пришла идея организовать фестиваль медиаискусства Digital Rain в Петербурге и в чем его главная цель?
Медиаискусство — самый молодой вид искусства и наш фестиваль направлен на его популяризацию, чтобы как можно больше людей прониклись и захотели развивать это направление. Различные медиа- и, в частности, световые фестивали, проводятся с середины XIX века. Сейчас в Петербурге можно часто увидеть видеомэппинг (когда на физический объект выводится 3D-проекция), но это только один из инструментов.
Медиа- и мультимедиаискусство намного многограннее: это может быть проекция, компьютер с программным кодом, нейросети, двигатели, моторы, генеративные механизмы, кинетические инсталляции, звуковые и ультразвуковые, световые, лазерные эффекты... Любая техника и технология в руках художника может стать объектом медиаискусства.

Хореографический перформанс "Синтетическая морфология".
С помощью технических средств художник доносит до зрителя какую-то мысль, эмоцию, посыл. В этом наполнении — основное отличие медиаискусства от популярных шоу. И в Петербурге, где зарождалось современное российское медиаискусство, фестиваля такого формата, как Digital Rain, ещё не было. Хотя многие этого ждали, а мы — очень давно мечтали сделать.
Сколько медиахудожников представят свои произведения на фестивале Digital Rain? Есть ли среди них зарубежные авторы, как проходил отбор, будут ли какие-то инновации?
Суммарно участие в фестивале примут порядка 100 творческих единиц, включая творческие коллективы и отдельных артистов.
Наши кураторы отсмотрели огромное количество работ и выбрали те, что ближе всего подходят по теме фестиваля. Затем — связались с художниками. Также объявлялся open-call для художников, которые хотели бы высказаться, создать что-то специально под наш фестиваль. Из этих работ тоже выбрали наиболее релевантные и интересные.
Например, руководители мастерской цифрового искусства Playmodes из Испании — Элуи Мадюэль и Санти Виланова. Они представят на Digital Rain новую версию инсталляции Espectres, которая визуализирует звук и превращает его в набор волн, уникальных по форме и цветовому решению.

AV-инсталляция Espectres.
Приедут художники из команды Tundra. Их коллектив формировался в Петербурге, но сейчас они позиционируют себя как европейские артисты. Также на фестивале будет представлена работа Lighthouse от русско-испанских художников Talking Birds & Flying Fish.
Если говорить о последних тенденциях, инструментах мультимедиа, которые будут представлены на фестивале — я бы выделил волюметрические экраны, которые относительно недавно появились на рынке.
Тема фестиваля — "Потоки". Современный человек вынужден ежедневно перерабатывать огромные потоки информации. Как в этом обилии данных отличить информационный мусор от произведения медиаискусства? Чем определяется его ценность?
У каждого художника, критика, куратора или ценителя искусства этот критерий может быть свой. Иногда — как в случае с работами Ван Гога, — ценность появляется со временем.
Уверен, что и на нашем фестивале будут выставлены произведения, пройдя мимо которых люди могут сказать: "Что за странная история?!" А через много лет, вполне возможно, реакция будет другой: "Какая потрясающая работа!"
Как человек с более техническим, прикладным складом ума, лично для себя я определяю ценность искусства, исходя из своей реакции. Если ты на что-то смотришь, и ощущаешь некое "вау", какие-то эмоции, значит, это подлинное произведение искусства.
Как, в таком случае, происходит ценообразование на рынке медиаискусства?
Я бы сказал, что основная ценность (как и в любом виде искусства) — в идее художника. А дальше, как и на аналоговом арт-рынке, всё зависит от того, за сколько её готовы купить.
Все остальные ценовые параметры складываются из вполне осязаемых затрат. Только, в отличие от классического художника, работающего с холстом, красками и кистями, издержки медиахудожников в 9 из 10 случаев будут гораздо выше. Прежде всего — из-за затрат на технические средства, которые есть на этом рынке: стоимости аренды или покупки видеопроектора, роботизированных рук, дронов для шоу. Многое зависит и от количества технических средств, от объёмов работы.
На фото: Инсталляция "Антихрупкость"
Но, в то же время, финансовые затраты на произведения медиаискусства — это, в целом, считаемые, понятные и рыночно обоснованные вещи. А идея никогда рыночно не обоснована. Она может быть как бесплатная, но невероятно крутая, так и очень хорошо продаваемая, но пустая. Такое тоже бывает, как и в любом виде искусства.
Какие направления медиаискусства на сегодняшний день являются наиболее прибыльными?
Искусство — это такая вещь, которая рынком никогда не оценивается: зачастую оно либо ничего не стоит, либо стоит баснословных денег, поэтому я бы не стал выделять конкретные направления.
Однако медиахудожники нередко переосмысливают или открывают с новой стороны уже привычные нам вещи, а потом бизнес использует эти находки; Когда-то у художников появилась идея создавать за счёт оптических приёмов 3D-контент для угловых экранов, а сейчас этот приём используется в рекламе во всех крупных городах мира и привлекает огромное количество внимания.
Один из примеров, как из привычного нам бытового предмета можно создать произведение медиаискусства, — аудиовизуальная инсталляция ROW, которая будет представлена Digital Rain. Центральный элемент произведения — установленные в ряд LED-вентиляторы, чьи лопасти при вращении создают голографический эффект парящих в воздухе структур.
То есть, можно сказать, что у бизнеса есть потребность в медиаискусстве? Какие бенефиты получают от такого взаимодействия сами компании, а какие — медиахудожники?
Если рассматривать именно объекты медиаискусства, то потребность бизнеса в них такая же, как и в любом другом искусстве; В основном этими вопросами задаётся крупный бизнес, который занимается меценатством, коллекционированием, финансирует художников и тематические проекты, помогает создавать выставки. Малому и среднему бизнесу просто не до этого, у них другие задачи.
Если говорить о медиаискусстве в целом, современные технологичные компании относятся к нему уже очень хорошо и постоянно спонсируют художников. С такой поддержкой медиаискусство выходит в массы, создаются новые формы мультимедиа. Художник может найти новые алгоритмы взаимодействия с публикой, а бизнес придумает, как дальше использовать их в своих коммуникационных целях: общаясь с клиентами, партнёрами, или сотрудниками. Самый простой пример — пригласить на корпоратив хорошего артиста, подарить впечатление.

Выставка электромагнитных полей и керамических объектов "Источник".
Также бизнес прибегает к различным мультимедиасредствам, (роборуки, роботы-промоутеры, крупные машины и т.п.); Активно используются световые инсталляции и видеомэппинг, в том числе — на презентациях новых автомобилей.
Если говорить конкретно про мэппинг, пионером которого можно считать Disney, по мере развития технологий проекции начали использовать не только в индустрии развлечений или шоу-бизнесе, но и других сферах, включая строительство. Например, наши коллеги делали слайд-проекцию в одном из ЖК в городе Полярные Зори. Один застройщик, одинаковые дома, однотипные квартиры. Но в доме, на который выводят изображение северного сияния, жильё стоит на 30% дороже.
Получается, медиаискусство помогает бизнесу в том числе дороже продавать свой продукт?
Всё верно: медиаискусство создаёт новую ценность и добавляет новые смыслы за счёт новых ценностей для потребителя.
Есть такое понятие, как «степень удовлетворенности человека» — окружающей средой, чистотой воздуха, уровнем освещённости, безопасности. Когда эти базовые потребности закрыты, добавляются следующие вводные, призванные подарить новые эмоции, впечатления.
И мультимедиа как раз во многом задаёт эту ценность. Различные события, где используется мультимедиа, значительно повышают ценность и привлекательность даже самого благоустроенного города или локации. Причём как для туристов, так и для местных жителей.

Проекция "Северное сияние" в городе Полярные Зори.
А когда территория начинает наполняться новыми смыслами, вещами, которые повышают степень удовлетворённости, то и земля начинает дорожать в космической прогрессии.
Можно ли оценить капитализацию российского рынка медиаискусства? Кто зарабатывает на этом, а кто является покупателем?
Оценить капитализацию крайне тяжело, поскольку глобально рынок мультимедиа появился в России только в 2015 году — на фоне распространения технологий, которые были закуплены под Олимпиаду в Сочи.
Сейчас основная доля этого рынка у интеграторов, производителей и поставщиков медиа-, мультимедиаоборудования. Но кроме этого есть обычный и генеративный контент, есть студии, где работают создающие его дизайнеры. Также к продавцам медиаискусства можно отнести художников, режиссёров и других творцов, хотя, непосредственно к продвижению и продаже своих произведений они, как правило, имеют опосредованное отношение.
Единственное из всего рынка мультимедиа, что сейчас посчитано, поскольку работает уже давно — это объём российского рынка по рекламному контенту. Но это только малая часть рынка мультимедиа, который развивается и растёт огромными темпами.
Покупателей тоже становится всё больше. Во-первых, это, естественно, государство. Во-вторых, крупные коммерческие бренды, которым надо удивлять своих партнёров, клиентов и работников; Либо рассказывать с помощью новых коммуникационных средств про свои продукты.

Пример использования 3D-мэппинга на презентации авто (инсталляция в стиле фильма "Назад в будущее")
Крупный и средний бизнес сейчас в том числе всё шире заходит. Например, наша команда делала иммерсивную, интерактивную подсветку в залах и фойе кинотеатра "Мираж" на Большом проспекте П.С., когда там проходила реставрация. После открытия у них появилось гораздо больше посетителей, выросли охваты, виральность в социальных сетях. Все, кто ходят в кинотеатр, ходят именно туда, потому что там круче, чем в остальных кинотеатрах и в том числе — за счёт мультимедиа.
В ресторанах создаются иммерсивные ужины, когда с помощью мультимедиа, театрализованных и других средств воздействия на органы чувств, зрителю предлагают не только блюда высокой кухни, но и различные ощущения с эмоциями, что делает вечер более наполненным. Галереи, музеи, театральные и концертные площадки также используют мультимедиа и вряд ли сейчас можно увидеть представление или выставку, где не используются проекции и какие-то спецэффекты. То же самое касается телетрансляций.
Медиаискусство проникает во все сферы жизни и есть практически в каждой сфере. И это ещё одна причина, почему сложно оценивать масштабы этого рынка.
Учитывая, что российский рынок медиаискусства только формируется, есть ли иностранные практики, которые стоит взять на вооружение пионерам этой отрасли в нашей стране?
Нам за рубежом было бы полезно узнать про мультимедиа само по себе. Потому что все основные технологии, классные шоу, идеи и концепты рождаются именно за границей. Это понятно — там и бюджеты гораздо выше, и само направление более развито.
Но если говорить о медиаискусстве в целом и о том, как выразить идею — я бы сказал, что наши художники проявляют большую изобретательность, отвечая в процессе творчества на вопросы: "Какую мысль я хочу донести?" "Какую эмоцию вызвать?" "Какой для этого использовать инструмент?" Здесь мы точно не отстаём, а порой делаем на порядок лучше и качественнее зарубежных коллег.

Видеомэппинг на Иорданском фасаде Гатчинского дворца во время международного фестиваля светового и медиаискусства "Ночь света".
Насколько я знаю, некоторые художники уже начали продавать свои работы как объекты искусства в частные коллекции. Прецедентов мало, но они есть. Всё чаще обсуждаются инвестиции в медиаискусство, всё больше людей начинают его оценивать и ценить. Надеюсь, что со временем этот рынок будет развиваться и расти. Уже сейчас планируется провести аукцион с произведениями медиаискусства. А если озвучиваются такие идеи, то и до их реализации обязательно дойдёт.
Каковы, на ваш взгляд, перспективы развития рынка медиаискусства в России и в мире в ближайшие 5-10 лет?
Мне кажется, что, поскольку, сейчас этот рынок растёт семимильными шагами, вряд ли этот процесс остановится, а сам он оформится в этот период.
На сегодняшний день это самая молодая, динамичная и технологичная история: новинки появляются каждый год, спрос растёт, как и число потенциальных, и, вместе с тем — искушённых зрителей, — которых уже не так просто впечатлить.
И нужно постоянно создавать что-то новое — круче, лучше, больше. Потому что меньшим уже не удивишь.
Так что, в ближайшем будущем медиаискусство и мультимедиа в целом будут очень активно развиваться. А мы — всячески поддерживать, помогать и продвигать. В том числе — с помощью таких фестивалей, как Digital Rain.