Половину всех дорог в Петербурге в ближайшее время будут строить девелоперы, занимающиеся жилищным строительством. За прошлый год они взяли на себя в 10 раз больше соответствующих обязательств.
По данным петербургского Госстройнадзора, с 2020 по 2025 год жилые застройщики получили разрешения на строительство дорог общей протяжённостью 13,9 км. При этом в прошлом году случился настоящий бум — девелоперам выдали разрешения на 11,7 км улично–дорожной сети. Для сравнения: в 2023 году это было 1,2 км, а в 2021 и 2020 годах — 1 км.
Эти объёмы становятся сопоставимы с теми, которые берёт на себя город: по итогам 2023 года комитет по развитию транспортной инфраструктуры отчитался о вводе в эксплуатацию 23 км новых дорог. Известно, что адресно–инвестиционная программа комитета в этой части стоила 1,4 млрд рублей.
Строительство дорог — это одно из "социальных обязательств", которые девелоперы берут на себя по итогам заседаний Градостроительной комиссии Петербурга (ГРК). Ранее им приходилось активно строить социалку — школы и детсады, которых не хватало во многих районах. Но в августе 2024 года губернатор Петербурга Александр Беглов заявил, что петербургские строители ликвидировали дефицит социальных объектов в городе. А в январе последовало заявление "строительного" вице–губернатора Николая Линченко.
"Прорыв в части строительства социальной инфраструктуры нам уже удалось совершить. Мы доказали это результатами своего труда и сегодня во главу угла ставим развитие транспортного каркаса: улучшение текущего состояния имеющейся улично–дорожной сети и строительство важных реперных объектов. На дорожной инфраструктуре будет сделан сейчас акцент", — заявил чиновник на отчётной пресс–конференции.
Читайте также:
Дороги
В Петербурге нашлось более 200 дорог без названия
По факту этот акцент уже сделан: как подсчитал "ДП", если в 2021 году на ГРК было принято решение о строительстве трёх дорожных объектов, то в 2024–м — уже восьми.
Ещё один показательный факт: с начала года комитет по градостроительству и архитектуре выпустил восемь распоряжений о подготовке проектов планировки территории (ППТ) для размещения линейных объектов — городских улиц и дорог. Из них ровно половина готовится по заказу городских бюджетных организаций, а остальные — за счёт девелоперов. Как правило, заказчик ППТ потом занимается и строительством объектов.
Какие дороги строят девелоперы
На данный момент самый крупный проект дорожного строительства реализует Setl Group. Компания строит продолжение проспекта Ветеранов длиной 1,2 км к своему проекту ЖК "Солнечный город". Новый четырёхполосный участок крупнейшей магистрали юго–запада Петербурга пройдёт от пр. Будённого до Красносельского шоссе. Строительство началось в июле 2023 года. Окончание первого этапа запланировано на 2025 год, а полное завершение — на 2026–й. Недавно компания договорилась о финансировании проекта с госкомпанией "Дом.РФ".
"Проект строительства продолжения проспекта Ветеранов реализуется в два этапа. Общая стоимость работ первого этапа оценивается в 2,3 млрд рублей, сейчас строительство ведётся на средства Setl Group. “Дом.РФ” по договору займа профинансирует 1,4 млрд рублей, необходимые для завершения строительства первого этапа", — рассказали представители девелопера.
Setl Group — крупнейший застройщик Петербурга, соответственно и дорожное строительство компания ведёт активнее других. Так, в Приморском районе для ЖК "Чистое небо" построено 6 км дорог, в том числе продолжение Комендантского пр. от Глухарской ул. до реки Каменки длиной около 1 км. Кроме того, Setl Group строит внутриквартальные дороги и проезды в Невском районе общей длиной 2007,41 м, продолжение Туровской ул. от Колпинского шоссе до реки Славянки (259 м) и продолжение Центральной улицы (453 м). В компании сообщили, что за всё время построили в городе 43 км дорог.
Второй по объёмам текущего строительства девелопер — "Группа ЛСР" — возводит дороги на южной части намыва Васильевского острова. В прошлом году компания получила разрешение на строительство 1,17 км дорог. Известно, что "Группа ЛСР" продлит Товарищеский пр. от ул. Дыбенко до ул. Крыленко.
"Главстрой СПб" возводит дороги в своих проектах на Парнасе и в Юнтолово. По подсчётам представителей застройщика, общая протяжённость автомобильных дорог в объектах компании составляет более 9 км.
ГК "КВС" в феврале получила разрешение на строительство 1,9 км магистральной улицы, связывающей Красносельское шоссе и пр. Будённого.
Это лишь некоторые примеры, но фактически сейчас ни один крупный проект жилой застройки не обходится без возведения силами девелопера прилегающих дорог.