Кризисное меню: петербуржцы тратят на еду более 30% своих расходов

Автор фото: Сергей Ермохин
Продовольственная розница на протяжении года стабильно держалась в плюсе, в отличие от непродовольственной.

За первый санкционный год петербуржцы стали потреблять больше продуктов. При этом на еду приходится тратить всё более заметную долю семейных бюджетов.

Специалисты Петростата опубликовали ежегодный отчёт о потреблении продуктов питания. Он даёт возможность оценить, повлияли ли многочисленные санкции, наложенные на Россию в 2022 году, на то, как питались жители Петербурга. На беглый взгляд картина складывается довольно оптимистическая. Согласно подсчётам статистиков, среднее потребление мяса в прошлом году составило 93 кг в год на человека. В 2021 году этот показатель был 77 кг на человека. Потребление яиц составило 238 штук (344 в 2021 году), молока и молочных продуктов — 296,7 кг (310 кг в 2021 году). Потребление овощей в домохозяйствах Петербурга составило 115,1 кг на человека (84 кг в 2021 году), картофеля — 48,6 кг (61 кг в 2021 году). Траты на мясо в домохозяйствах Петербурга в среднем составили 2923 рубля в месяц, на молоко и молочные продукты — 1993 рубля, на яйца — 163 рубля, на овощи — 1220 рублей, отдельно на картофель — 197 рублей. За счёт увеличения потребления выросла и средняя энергетическая ценность дневного рациона — с 2396,6 до 2433,7 килокалории.

Бедный платит больше

При этом интересно, что, по данным Росстата за I квартал 2023 года, средний житель Петербурга тратит на питание дома около 33% своих расходов. Это примерно на 2% меньше, чем средний россиянин. Декан факультета экономики Европейского университета Юлия Раскина обращает внимание, что за последнее десятилетие эта доля подросла: в I квартале 2013 года в среднем по России она была равна 31%, а в Петербурге — 30%. Эксперт предполагает, что рост может быть связан со стагнацией реальных доходов, который наблюдался в стране с 2014 года, а в последний год — с довольно высокой продуктовой инфляцией.
Есть и другие оценки. Например, специалисты аналитического центра НАФИ считают, что на начало 2023 года жители крупных российских городов тратили на продукты 35% дохода семьи. Но этот показатель относится к наиболее обеспеченной группе граждан. У большинства россиян доля аналогичных затрат остаётся существенно выше.
Стоит заметить, что доля расходов на еду — один из показателей благосостояния населения. Чем она выше, тем благосостояние в целом ниже. Бедный тратит на еду почти всё, богатый, даже если его рацион состоит из очень дорогих продуктов, — незначительную долю.
Автор: "ДП"
Петербуржцы тратят на услуги и непродовольственные товары (особенно на досуг, кафе, рестораны) больше, чем россияне в целом.
"В продуктовой корзине петербуржца по сравнению со среднероссийской чуть больше готовой еды, полуфабрикатов, рыбы, фруктов и овощей, что отражает тенденцию, характерную для жителей крупных городов, — с одной стороны, больше внимания к здоровому питанию, с другой — экономия времени на приготовление пищи", — говорит Юлия Раскина.

Сэкономили на другом

В кризисы структура потребления внутри товарных групп может меняться: дорогие "стейковые" отрубы заменяются более бюджетными, говядина — свининой, индейкой или курицей, выбираются более дешёвые виды и сорта овощей и фруктов. Причём сокращение трат может быть вызвано не только уменьшением доходов или ростом цен, но и переходом к сберегательному поведению.
По словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Игоря Караваева, товары первой необходимости, включая продукты питания, отличаются наибольшей стабильностью. Спрос на них в 2022 году сохранялся, а ретейл старался справиться с санкционной турбулентностью.
"В прошедшем году высокой волатильностью отличался рынок электроники и бытовой техники. Пик спроса и продаж пришёлся на начало года, далее последовало существенное снижение, а к концу года началось постепенное восстановление. В среднем по стране продажи уменьшились примерно на 15%. Причина не только в поведении покупателей, но и в уходе ряда производителей с российского рынка, существенной перестройке ассортимента и логистики ретейлеров", — отмечает Караваев.
В этом году на спрос влияет корректировка цен, вызванная снижением курса рубля к доллару и евро. Но касается это опять-таки в первую очередь товаров non–food.

Возврат к старым привычкам

Тенденции в потребительском поведении на сегодняшний день во многом повторяют те, которых придерживались жители города в прошлом году. Многие петербуржцы с лета замораживают фрукты и ягоды, тем самым обеспечивая себе в осенне-зимний период существенную экономию. Большое количество людей в кризис меняют свои гастрономические привычки: отказываются от сахара, перестают покупать буженину, дорогие сорта сыра и красную икру.
"Владельцы домашних животных экономят на том, что приобретают корм большими упаковками, это, как правило, выгодно. Наоборот, растёт потребление товаров сетевых торговых марок, а также ряда универсальных продуктов, таких как макаронные изделия, яйца, картофель, капуста, цены на которые относительно стабильны", — поясняет доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт–Петербург Линда Рыжих.
В прошлом году эксперты обращали внимание на повышенный спрос потребителей на товары и услуги для отдыха и заботы о себе: витамины, полезную еду, занятия спортом, арт-терапию.
"По моим ощущениям, люди начинают отказываться от сберегательного поведения, которое “обострилось” в 2022 году. Начали возвращаться к своим обычным потребительским привычкам. Адаптируются к изменившемуся ассортименту товаров, получают положительные эмоции от трат на отдых и общепит, — поделилась наблюдениями Юлия Раскина. — Необходимо внимательно следить за ростом трат на алкоголь. Многие годы ушли на то, чтобы изменить паттерны потребления алкоголя. Россияне перешли на менее крепкие напитки, сократилось общее потребление, что положительным образом сказалось на ожидаемой продолжительности жизни, особенно для мужчин трудоспособного возраста".