Обороты розничной торговли в Петербурге продолжают падать

Автор фото: Сергей Ермохин

Эксперты прогнозируют, что сегмент восстановится не раньше второй половины года.

Оборот розничной торговли в Петербурге в марте составил 179,3 млрд рублей, что на 12,2% меньше, чем в марте 2022 года. За весь I квартал оборот розницы составил 497,9 млрд рублей (–13,6% год к году), следует из отчёта Петростата. Сильнее всего в торговле просел непродовольственный сегмент. Так, в марте оборот компаний в категории non–food снизился до 111,1 млрд рублей (–18,1% к марту 2022 года), за весь I квартал — до 307 млрд рублей (–20,4% к январю–марту 2022–го).
Оборот розничной торговли пищевыми продуктами и табачными изделиями в марте 2023 года составил 68,2 млрд рублей, в январе–марте — 190,9 млрд. Это 99,8 и 100% к показателям прошлого года соответственно. То есть падения практически нет, но нет и роста. А учитывая темпы роста инфляции, ситуация и вовсе выглядит неблагополучно.
В отчёте статистического ведомства отмечается, что в обороте розничной торговли Петербурга в январе–марте 80% пришлось на коммерческие предприятия, не относящиеся к малому и среднему предпринимательству (МСП), 14% — на МСП, 5% — на ИП и 1% — на розничные рынки и ярмарки.
Оптовая торговля в Петербурге тоже снизила обороты. Так, по итогам марта они составили 1,768 трлн рублей, что на 39,5% ниже, чем годом ранее. За I квартал совокупный оборот опта в городе снизился на 33,8%, до 5,189 трлн.
В Ленинградской области оборот розничной торговли снизился в марте на 15,3%, до 25,5 млрд рублей, в январе–марте — на 19%, до 73,3 млрд. Обороты розничной торговли в продовольственном сегменте остались на прошлогоднем уровне. Опт в марте упал на 23%, до 65,9 млрд рублей, в I квартале — на 23,9%, до 165,5 млрд.

Тема года

Обороты непродовольственной торговли систематически снижаются уже больше года. Последним месяцем, когда ретейл в категории non–food показывал рост, был март 2022–го. Но в феврале и марте 2022–го в связи с тревожной обстановкой петербуржцы создавали запасы, закупаясь впрок непродовольственными товарами.Поэтому падение физических объёмов розницы может оказаться ещё выше, чем показывает статистика в деньгах.
В категорию non–food входят разные товарные группы, и проседание в каждой из них отличается. Заметнее всего тот факт, что горожане перестали покупать дорогостоящие товары, которые к тому же выросли в цене.Причины очевидны. Сокращение доступного предложения, например в одежде, обуви, аксессуарах, а также нулевая динамика реальных доходов населения привели к падению продаж. Сказался и отток людей из Петербурга.
Снижение покупательной способности населения будет приводить к сокращению потребления непродовольственных товаров за счёт либо переключения на более дешёвые аналоги, либо полного отказа от потребления тех или иных позиций, считает доцент Высшей инженерно–экономической школы СПбПУ Анги Схведиани. С другой стороны, в магазинах идёт активное замещение непродовольственных товаров ушедших брендов азиатскими. Так, в ретейле представлен широкий ассортимент бытовой техники восточных производителей, однако рядовые потребители, ещё не знакомые с этими марками, не готовы её приобретать.
"Переключение на азиатские бренды будет происходить постепенно, вместе с усилением их влияния и повышением доверия потребителей. Таким образом, восстановление спроса на непродовольственные товары будет зависеть как от динамики доходов населения, так и от выстраивания доверия между потребителями и брендами, недавно пришедшими на рынок Петербурга", — говорит эксперт.
Много поставок в Петербург шли через Финляндию и морем. Страну покинули такие крупные логистические компании, как Maersk, товарооборот с Финляндией кратно сократился — эти факторы также могли повлиять на ситуацию в непродовольственном сегменте, полагает доцент кафедры финансов СПбГЭУ Дмитрий Жилюк.

Отложенный спрос

В торговых сетях уже заметили повышенную бережливость покупателей. Так, в пресс–службе "Ленты" сообщили, что в I квартале потребители продолжили сокращать расходы — выбирать более дешёвые марки и категории товаров, покупать только товары первой необходимости, сокращая дополнительные траты. Всё это сказалось на продажах непродовольственных товаров.
По мнению заместителя председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генерального директора Petrova 5 Consulting Марины Петровой, роста оборотов в non–food стоит ожидать разве что в III–IV кварталах 2023 года, во всяком случае в fashion–ретейле.
"К июлю–декабрю начнёт ощущаться эффект отложенного спроса: люди столкнутся с необходимостью обновить часть гардероба, это даст рост оборотов торговли. Однако он, я полагаю, будет не на десятки процентов, а в пределах 5–7%", — говорит Петрова. Главные условия для этого — стабилизация инфляции и экономической ситуации в целом.
Дмитрий Жилюк напоминает, что в прошлом году действовали льготные ставки по ипотеке, что повышало спрос со стороны граждан. Здесь в будущем может сыграть фактор отложенного спроса — для оснащения квартир горожане начнут активнее приобретать бытовую технику.