Петербуржцы стали реже покупать рыбу из-за стремительного роста цен

Автор фото: Сергей Ермохин

Торговые сети и рестораны страдают от того, что цены на рыбу и рыбные продукты выросли на фоне санкций. Часть импортной продукции оказалась полностью недоступна, а потребительский спрос падает.

Импорт составляет примерно 40% всей рыбной продукции, продающейся в России. Основными поставщиками традиционно являются Китай, Турция, страны Индонезии и Латинской Америки. Лососёвая икра, по словам экспертов, импортируется мало — за 2022 год всего 75 тонн, притом что общий годовой объём рынка составляет чуть менее 20 тыс. тонн. Но сейчас рынок рыбы и икры столкнулся с серьёзным сокращением поставок импортного продукта. Наиболее заметным стало исчезновение норвежского и фарерского лосося, который ранее пользовался высоким спросом. Ситуация коснулась и других позиций.

Лососем сыт не будешь

Как рассказали "ДП" в пресс–службе "Ленты", с начала года закупочная цена на охлаждённую рыбу выросла почти на четверть, на готовую продукцию — более чем на треть. "Мы столкнулись с ограничением предложения сёмги на рынке из–за проблем с ввозом и изменением логистических цепочек. Покупательский спрос на рыбу снизился примерно на 10–15% в зависимости от категории", — сообщили там.
Президент "Азбуки вкуса" Денис Сологуб в интервью "ДП" говорил, что его сеть из–за санкций лишилась поставок фарерского лосося, а цена на сёмгу выросла в закупке примерно на 80%.
В METRO рассказали, что средний рост закупочных цен с начала года в категории "замороженная рыба" составил 10%, по охлаждённой рыбе — 20%. Большое влияние на рост цен оказала лососёвая группа. При этом продажи, если считать в килограммах, по Петербургу остались практически на том же уровне.
В сети магазинов "Верный" тоже утверждают, что петербургские покупатели не сократили потребление рыбы относительно начала года — оно остаётся на том же уровне. "Что касается свежемороженой отечественной рыбы, то закупочные цены на минтай с января не изменились, скумбрия в закупке стала дешевле на 9% по сравнению с ценами в начале года. На горбушу закупочная цена выросла примерно на 20% к январю из–за низкого вылова в августе", — рассказали там корреспонденту "ДП".
Проблемы с рыбой коснулись и сферы общественного питания. Прежде всего — суши–баров и ресторанов, в меню которых много рыбных блюд. СЕО сервиса доставки азиатской кухни "Важная рыба" Вера Прадченко отметила, что с начала февральских событий с импортом начались проблемы. В компании работают преимущественно с лососем, угрём и морепродуктами. Если с последними двумя позициями проблем нет, их поставляют, как и раньше (хотя они, разумеется, подорожали), то лосось сейчас в наличии только мурманский. "Если норвежский лосось в феврале стоил 1,8–2 тыс. рублей за килограмм, то цена мурманского лосося летом доходила до 3 тыс. рублей. Его производят два завода. Один из них летом уходил на профилактику, поэтому рыба была в дефиците, хотя Петербургу её в целом хватало. Сейчас цена на мурманский лосось вернулась к прежним значениям. Но в продаже более мелкая рыба, крупняка, какой раньше поставляли из Норвегии и Мурманска, нет", — поделилась она.
По словам коммерческого директора italy&co, основателя компании "Ресторанам надо" Евгении Барташевич, в начале года рост цен на импортную продукцию достигал 100%. Сейчас наблюдается снижение, но только на некоторые категории. Отечественная продукция также показывала рост до 100%, сейчас идёт снижение к 50%. При этом рестораны, которые обращаются к italy&co за закупками, не сокращали заказ рыбы относительно начала года.
В ресторанах указывают, что с ростом цен на блюда гости снизили их потребление, хотя и не отказались полностью. В "Важной рыбе", например, в связи с этим вместо запланированных показателей по росту выручки зафиксировали небольшой спад.

Золотая чешуя

Председатель Рыбного союза Александр Панин утверждает, что ассортиментного дефицита, в том числе по отдельным видам рыбы, не наблюдается. Вместе с тем эксперты вынуждены констатировать рост цен по некоторым видам рыбной продукции импортного и российского происхождения.
"Цены на сегодняшний день относительно январских выросли в среднем на 15%. При сравнении сентября прошлого года с сентябрём 2022–го рост составляет 32,3%. Но здесь высока вариативность и нужно рассматривать каждый вид рыбы по отдельности. Например, лосось вырос на 44% относительно январских цен из–за объективных общемировых трендов и перестройки логистических цепочек. А стоимость сельди, наоборот, упала на 30%", — поясняет Панин.
По данным организации, объём потребления рыбы в России в 2021 году составил 2,9 млн тонн при вылове 5 млн тонн. В этом году общий вылов находится на уровне нескольких последних лет. Но ситуация отличается в зависимости от пород и происхождения рыб. Например, картина с дальневосточными лососёвыми каждый год различается. По словам Александра Панина, в этом году чуть ниже прогнозов прошла путина по горбуше, но при этом сложилась неплохая рыбалка по нерке и кете. "Добыто уже почти 250 тыс. тонн, что в 2 раза меньше рыбного 2021 года. Но почти на уровне 2020 года, когда было добыто 264 тыс. тонн. При этом путина 2022 года ещё не окончена", — говорит он.

Икра про запас

Ранее переработчики рыбы, столкнувшиеся с удорожанием сырья, предлагали правительству ограничить экспорт биоресурсов для обеспечения внутреннего потребления на уровне 2021 года и недопущения резкого роста цен.
В ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) руководитель Росрыболовства Илья Шестаков подтвердил, что Россия может ограничить экспорт красной икры и рыбы, а запрет на перевозку красной икры в ручной клади, введённый на Камчатке, может распространиться и на другие регионы. Такое намерение связано со снижением вылова тихоокеанского лосося: на 5 сентября было выловлено 235,1 тыс. тонн против 260,3 тыс. тонн в аналогичный период 2020 года (чётные годы сравнивают с чётными, а нечётные — с нечётными, в соответствии с жизненным циклом рыб).
В начале июля Госдума запретила вывозить с Камчатки больше 10 кг красной икры непромышленного изготовления. Ограничение начнёт действовать с 1 ноября и продлится до 1 августа 2025 года.
По словам Александра Панина, регуляторные меры не должны быть радикальными, нужно учитывать интересы участников рынка и потребителей. Он считает, что регулирование экспорта отдельных ценных пород лососёвых рыб может оказать позитивное влияние на отечественную рыбопереработку и рост потребления. В настоящий момент о полном ограничении экспорта водных биологических ресурсов (ВБР) речи не идёт.
Ранее Минпромторг предложил провести эксперимент по маркировке икры осетровых и лососёвых с 1 ноября 2022 года по 31 августа 2023–го. По оценкам участников рынка, повсеместное введение маркировки в рыбной отрасли может повлечь за собой рост цен на 10–20% по отдельным категориям. Сильнее всего — в сегменте недорогой социальной продукции: пресервов, консервов, паштетов, риетов.