Меню для двух столиц: импортные продукты исчезают с полок магазинов

Автор фото: Палаев Александр

Президент "Азбуки вкуса" о том, чем отличаются рынки Петербурга и Москвы, сколько стоит открыть магазин и где теперь сети закупают рыбу, фрукты и алкоголь.

Продуктовая сеть "Азбука вкуса" представлена сегодня в Москве, Московской области и Петербурге. На Северную столицу приходится около 10% её оборота. Президент компании Денис Сологуб рассказал "ДП" о работе в кризис, конкуренции с федеральными игроками и главных отличиях рынков продуктового ретейла двух столиц.
Замечаете ли вы переток покупательского спроса в дискаунтеры и магазины среднего ценового сегмента?
— Переток есть, сегменты с низкой ценой в кризис показывают наиболее сильный рост. У нас порядка 20% клиентов — амбассадоры, которые выбирают сеть как основного ретейлера для покупки еды. Они приносят порядка половины оборота, это клиенты, которые в подобных условиях предпочтут экономить скорее на недвижимости и покупке машин, но не станут пересматривать привычное меню. В Петербурге большая часть клиентов у нас — репертуарные покупатели, они приходят за уникальной продукцией: торты, готовая еда, которую мы предоставляем под разные типы питания (веган, кето, без сахара). Летом мы впервые с начала пандемии ощутили снижение активности: люди возобновили поездки в отпуска. В Петербурге это было связано и с открытием финской границы, куда жители Северной столицы ездят в том числе за вкусной едой.
Как сказался на бизнесе уход с рынка ряда иностранных компаний?
— Февральские события привели к тому, что мы потеряли нескольких оптовых клиентов, которые тоже продавали нашу продукцию. Из России ушли Shell и магазины Prisma. Для этих клиентов мы производили порядка 6–7 тонн в месяц по Петербургу.
Доля импорта в нашем ассортименте — 40%. Максимальное количество иностранных поставщиков — в алкоголе. Мы импортируем порядка 85% вина, которое продаём. Сейчас мы полностью потеряли около 15 поставщиков алкоголя (порядка 5% от общего их числа), но продолжаем работать с поставщиками из Европы, Южной и Северной Америки, перестраиваемся на новые рынки.
С безалкогольными напитками тоже возникли сложности, хотя уход Coca–Cola не стал для нас серьёзным ударом, поскольку коснулся всего рынка продуктового ретейла. Я, кстати, был удивлён, узнав, насколько высок спрос на такие напитки, но они популярны у всех ретейлеров. Из других категорий в Петербурге был очень востребован и такой бренд, как Fazer, в силу близости с Финляндией.
Денис Сологуб
Как решаете проблемы с поставками импортной рыбы, экзотических фруктов?
— Мы из–за санкций полностью потеряли фарерского лосося, что было болезненно. Цена на сёмгу выросла в закупке примерно на 80%. Сырьё подорожало почти вдвое, но мы не могли переложить эти цены на полку.
Для десертов используем топпинги из ягод, и они должны быть качественными. Весной они подорожали: для созревания отечественных ягод сезон ещё не наступил, а с нарушением логистических цепочек цены на импортные взлетели.
Значительную долю рынка сегодня делят между собой крупные федеральные сети, наиболее остра с этим проблема именно в Петербурге. Насколько допустима такая ситуация?
— Бодаться с федеральными игроками по ценам невозможно. Их закупочная сила выше, а процессы могут быть значительно эффективнее хотя бы за счёт масштаба. Задача предпринимателей не ходить в этот "красный океан", а найти свою нишу. Мы, например, поэтому отстраиваемся ассортиментом — около 20% оборота приносят продажи продукции собственного производства. На фабрике в Петербурге у нас производится ежедневно более 750 SKU в разных категориях: готовая еда, кулинария, кондитерская продукция, выпечка, хлеб.
В последнее время на рынке ретейла произошло несколько крупных сделок по слиянию и поглощению. Допускаете ли вы в будущем слияние "Азбуки" с кем–то из федеральных игроков?
— Я могу допустить разные сценарии. В структуре владения есть фонды, для которых вопрос монетизации компании важен. Для них это портфельная инвестиция, которая должна сыграть. Но остальные акционеры — основатели "Азбуки", и для них вопрос полной продажи бизнеса никогда не стоял.
Планируете ли расширять географию присутствия?
— Наверное, это было бы правильно, хотя задача сложная. Появление "Азбуки вкуса" невозможно в регионе без открытия фабрики, а это большие инвестиции. В Петербурге мы построили фабрику, которая сейчас загружена только наполовину. В ближайшие пару лет в стратегии развития компании нет планов идти в другие регионы.
Каковы в среднем инвестиции в открытие одного (нефлагманского) магазина? Каков средний срок окупаемости?
— Стараемся выходить на окупаемость не более 4 лет. Но сейчас мало мест, где можно было бы это гарантировать. Стоимость денег выросла, безопаснее направлять заработанное на погашение кредитов. Мы инвестируем в производственное оборудование, замену изношенного — это гигиена, без которой невозможно продолжать бизнес. "Азбука" пересмотрела стратегию инвестирования и открытия новых магазинов, но не остановила их. Летом мы открыли точку в ТК "Гарден Сити", причём запустили её за 1,5 месяца от момента входа на объект. Пришлось частично использовать старое оборудование, привезти новое сейчас быстро не удаётся. Обычно же на запуск одного магазина уходит 3–4 месяца. Инвестиции в открытие одного нефлагманского магазина до нынешних событий составляли от 120 млн рублей.
Некоторые сети стали смотреть в сторону шеринга продукции с истекающим сроком годности. Интересно ли было бы это "Азбуке" при наличии достаточной законодательной базы?
— Более 3 лет передаём продукцию, пригодную для корма животных, на сельскохозяйственные нужды. Востребовано всё: варёные кости, овощные очистки, скорлупа от яиц — всё можно продать. Стоит недорого, но мы экономим на вывозе отходов. Их покупают частные фермы малых и средних предпринимателей. Сейчас прорабатываем внутри компании другие опции — скоро будем готовы расширить программу фудшеринга и отдавать группы бакалейных товаров (консервы, крупы, макаронные изделия, масла, чай, кофе) на другие нужды. Однако есть организационные нюансы.
Дорогая логистика приводит к тому, что собирать товар по всем магазинам и отвозить куда–то получается накладно, требует ресурсов сотрудников, и этот процесс себя не окупает. Поэтому мы работаем с сообществом волонтёров, которые могут собирать продукты из магазинов сами.
На начальном этапе пандемии очень бурно развивался сегмент доставки. Замедлился ли этот рост сейчас?
— Мы росли на 80% в месяц за счёт доставки, сейчас рост замедлился, прирастаем на 30–35% год к году. Интеграция с партнёрами дала приток новых клиентов. В Москве через разные каналы доставки идёт около 10% от оборота. В Петербурге — 8–9%.
В чём основные отличия рынков продовольственного ретейла Москвы и Петербурга?
— Для Петербурга более значим фактор цены. Реклама в городе строится вокруг низких цен и промо. В Северной столице менее распространена практика перекусов на ходу, поэтому формат daily (магазины, размещённые в компактных жилых локациях и районах офисов) здесь оказался не так востребован, как в Москве. Спорят и о вкусах: пирожное "Картошка" в Москве продаётся с белой начинкой, в Петербурге такую не понимают, любят, чтобы она была с какао внутри. Мы изначально не знали этого, зато теперь владеем обоими рецептами! Общее в потреблении то, что сейчас люди предпочитают покупать продукты длительного хранения через интернет, потому что за ними неинтересно ходить в магазин. А вот за свежими продуктами ходить любят.