"Серьёзная и опасная цифра": перевалку угля в портах Балтики остановили рельсы

Профицит угольных терминалов в портах Северо-Запада достиг 56%
Автор фото: Тихонов Михаил
Уголь нашел спрос на мировом рынке, но не на российских железнодорожных сетях
Уголь нашел спрос на мировом рынке, но не на российских железнодорожных сетях
Порты Северо–Запада имеют двукратный резерв мощностей по перевалке угля, об этом заявили участники Транспортной недели, которая в эти дни проходит в Москве.
Из-за дефицита припортовой железнодорожной инфраструктуры они не могут закрыть потребности.

Экспорт угля: проблемы инфраструктуры

Профицит угольных терминалов в портах Северо-Запада достиг 56%, об этом генеральный директор ООО "Универсальная логистика" Ирина Ольховская сообщила в ходе деловой программы Транспортной недели.
"Это практически двукратный резерв мощностей — очень серьёзная и даже опасная цифра. Их загрузка напрямую зависит от развития железнодорожной инфраструктуры ", — отметила Ирина Ольховская.
Объёмы перевалки угля, отправляемого в Европу, в российских портах растут. Но порты русской Балтики имеют резерв по загрузке в объёме 63 млн тонн, такое заявление сделала Ирина Ольховская. И если владелец железнодорожной инфраструктуры не будет инвестировать в развитие провозных мощностей, то перерабатывающие способности российских портов так и останутся профицитными.
И инвестиции стивидоров в развитие портовых мощностей так и не окупятся. Впрочем, и сами РЖД будут нести убытки. Аналитики NEFT Research подсчитали, что в отсутствие экспортных угольных перевозок условно-постоянные расходы РЖД будут распределяться на существенно меньший объём грузовой работы.
"Для покрытия условно-постоянных расходов РЖД будет необходимо изыскать около 400 млрд рублей дополнительных доходов, наиболее вероятно — через повышение тарифной нагрузки на прочие виды грузов", — сообщают в NEFT Research.
В 2025 году портовые мощности по переработке угля достигнут уровня 244,8 млн тонн, утверждает Ирина Ольховская. Но если верить прогнозам, то по железной дороге по итогам года в порты доставят лишь 121,3 млн тонн. В будущем разрыв будет только нарастать. К 2031 году портовые перерабатывающие способности увеличат до 416,5 млн тонн, а железные дороги смогут перевезти в адрес портов лишь 155,3 млн тонн.
В прошлом, 2024 году через порты Северо-Запада экспортировано 51,6 млн тонн угля. Большую часть — 36 млн тонн — доставили в порты по железной дороге из угольных разрезов Кузбасса.
В Усть–Луге в этом году заметно снизились объёмы перевалки угля. Портовые операторы рассматривают варианты перепрофилирования мощностей угольных терминалов под перевалку грузов, по которым прогнозируется положительная динамика на Северо-Западе.

Мировой спрос на уголь: фокус на стали

Мировой спрос на уголь, в том числе и на коксующийся, а также на смолы сохранят тенденцию к снижению, об этом на Транспортной неделе заявил президент ООО "Центр экономики инфраструктуры" Владимир Косой, ссылаясь на совместное с ГК "Дело" исследование.
"Нет ни одного прогноза, который гарантировал бы рост спроса на уголь на горизонте в 15 лет. Но эти прогнозы касаются энергетических углей. А коксующиеся угли, используемые в металлургии, не только сохранят свои позиции, но даже нарастят их", — отметил он
По его информации, в мире в ближайшие 15 лет ожидается прирост мощностей по выплавке стали. Индия — лидер по объёму заявленных сталелитейных проектов, Китай — лидер в строительстве. В Индии за последнюю неделю цены на уголь уже выросли на 3,7%, до $98,3. Такую динамику связывают с возвратом на рынок трейдеров, которые активно скупают декабрьские партии. В начале ноября цены на российский энергоуголь в Китае тоже растут. Пока на 7%, до $105. В Турции же цены за этот период снизились на 2,4%, до $94,7. Снижение связывают с переходом электростанций на газ.
"Природный газ экологичнее угля при сжигании. Однако полный цикл транспортировки СПГ ставит под сомнение чистоту газа", — прокомментировал ситуацию Владимир Косой.
По итогам 2025 года на экспорт направят 195,6 млн тонн угля, а в 2030-м — уже 184,8 млн тонн, такой прогноза дал Владимир Косой. К 2040 году показатель снизится до 172 млн тонн. Снижение спроса он связывает в том числе с переходом на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), к 2030 году прогнозируемая доля ВИЭ в глобальном энергетическом балансе достигнет 43%. Сегодня средний возраст угольного комплекса в Китае, Индии и Юго-Восточной Азии — 15 лет. Впрочем, строить угольные станции будут: 97% всех угольных мировых мощностей, находящихся на этапе строительства, расположены в Китае, Индии и странах АСЕАН-5. К 2040 году угольный комплекс прирастёт на 32%, введут угольные станции общей мощностью 690 гВт.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.