В навигацию 2025 года прогулочные теплоходы на реках и каналах Петербурга стали работать по новым, более строгим правилам. Особенно это коснулось маломерных судов, которые катали туристов, не являясь при этом официально оформленными в качестве коммерческих. Теперь им нельзя выходить в акваторию Невы в самое прибыльное время — на ночной развод мостов.
Однако это лишь часть запланированных изменений. Подготовленная комитетом по транспорту "Концепция развития водного транспорта в Санкт–Петербурге" сулит судовладельцам ещё больше перемен, а городскому бюджету — увеличение налоговых поступлений от этого вида деятельности на 40%.
Светлое будущее
Примечательно, что точно установить, сколько именно маломерных судов сейчас работают в Петербурге, комитет не смог. Согласно данным Смольного за 2024 год, всего по рекам и каналам города туристов катали более 600 судов, из которых более 400 были маломерными.
Не удалось добыть информацию и самим предпринимателям. В июне этого года председатель Совета ООО "Ассоциация владельцев маломерных судов Санкт–Петербурга" Александр Анисенков отправил в МЧС РФ запрос о количестве зарегистрированных в Петербурге маломерных судов по категориям (моторные, парусные и парусно–моторные, гидроциклы), а также по числу зарегистрированных происшествий с маломерными судами по годам за последние 3 года. Из письма, подписанного главным инспектором по маломерным судам, следует, что предоставить нужные сведения "не предоставляется возможным".
А вот что касается происшествий на воде за последние 3 года, то МЧС зафиксировало их за последние 3 года всего 11, с тремя погибшими. У Комтранса другие данные. Согласно презентации "Концепции…" (есть в распоряжении "ДП"), только в 2023 году было зафиксировано 14 происшествий, в которых участвовали как маломерные суда, так и регистровые. В 2024 году число происшествий увеличилось на 90%, до 25. Растёт и число административных правонарушений: в 2023 году таковых зафиксировали 889, в 2024–м — уже почти 1,2 тыс. Также комитет сообщает о шести нарушениях с признаками уголовных преступлений.
При этом специалисты комитета признают, что более 2,5 тыс. правонарушений не были зарегистрированы из–за недостаточной численности и оснащённости патрульной службы. В целом около 35% пассажирских перевозок водным транспортом находятся в серой зоне.
Тревогу у Комтранса вызывает возраст судов. На сегодняшний день, согласно презентации, перевозки по воде осуществляют 29 "Метеоров", выпущенных в конце 80–х годов прошлого века, с истекшим нормативным сроком службы. Также пора отправить на пенсию каждый второй однопалубный и двухпалубный теплоход: средний возраст судов типа "Москва" и "Нева" (всего их 28) — 30 лет, типа "Мойка" (33) — 20 лет, типа "Фонтанка" (57) — 18 лет.
Традиционно актуален вопрос причалов. Сейчас в городе на Неве более 300 спусков, из них 121 арендуют судоходные компании, ещё 21 имеют статус общего доступа. Комитет по транспорту намерен реконструировать имеющиеся городские причалы, а также создать новые, которые будут доступны для всех судов. Также в городе должна заработать государственная информационная система "Водный транспорт Санкт–Петербурга". Появятся турникеты, сканирующие штрихкод билета у каждого пассажира. Это даст возможность управлять причалами и одновременно обмениваться информацией. При помощи этой системы городские контролирующие органы намерены сопоставить фактический объём перевозок с количеством поступивших налогов.
Правила игры
Генеральный директор судоходной компании "Нева Тревел" и заместитель президента Ассоциации владельцев пассажирских судов Юрий Набатов в разговоре с корреспондентом "ДП" отметил, что "невидимая рука рынка" способна и без помощи чиновников навести порядок, который устроит всех. И тех, кто оплачивает прогулки по рекам и каналам, и тех, кто предоставляет эту услугу, и даже правительство Петербурга, которое намерено увеличить объём налоговых поступлений в бюджет. К инициативам Смольного предприниматели относятся настороженно.
“
"Что нужно бизнесу? Понятные правила игры! Надо понимать правила, по которым бизнес будет работать не год или два, а хотя бы ближайшие 10 лет. И только в этом случае бизнес будет инвестировать и во флот, и в инфраструктуру. А если договор аренды короткий или вообще его нет, а есть эфемерное право швартовки к причалу, то бизнес не будет брать на себя дополнительные финансовые обязательства, в том числе и по обновлению флота", — рассуждает Юрий Набатов.
Тем не менее деньги в обновление флота основными игроками рынка всё же вкладываются. Например, "Нева Тревел" в нынешнюю навигацию намерена вывести на реки и каналы Петербурга более 10 судов, построенных в 2025 году. Четыре из них уже введены в эксплуатацию. Большую часть судов строят в Петербурге.
О необходимости обновления флота говорят и чиновники федерального уровня. Об этом, в частности, в начале июля говорили на расширенном заседании комитета Торгово–промышленной палаты России по транспорту. Со слов участников совещания, строители и эксплуатанты судов заявили о необходимости разработки комплексного подхода и точечных мер господдержки. Пока таких мер нет. Рынку нужен льготный лизинг и специализированные инвестиционные программы. По итогам заседания чиновники заявили о необходимости создания программы строительства инновационного флота.
Дорогие зарядки
По плану комитета по транспорту Петербурга, до 2030 года большая часть судов, выходящих на реки и каналы, будет младше 15 лет и каждый второй будет экологически чистого класса. Чиновники обещают тем, кто готов инвестировать в электродвижение по Фонтанке, Мойке, каналу Грибоедова и Крюкову каналу, льготный кредит 7%. Кроме того, инвесторам в причальную инфраструктуру предлагают временное обнуление транспортного и налога на имущество, а также снижение тарифа на пользование инфраструктурой. Сообщается о выводе на реки и каналы как электросудов, так и судов, заправляемых СПГ. Гибриды также пустят по Неве.
Юрий Набатов, говоря о дефиците зарядной инфраструктуры, отмечает её дороговизну. По его мнению, движение "электричек" практически втрое дороже однотипных дизельных судов.
"Мы предлагаем не запретить дизельные суда, а ужесточить экологические требования к ним: менять двигатели на лучший экологический класс, ставить на них катализаторы. Если строить финансовую модель на электросудах, то она тут же уходит в минус", — заключает Набатов.