Российские издатели видеоигр стали опасаться инвестировать в авторские проекты

Автор фото: ТАСС

Российские издатели опасаются вкладывать деньги в нестандартные авторские проекты. А доступ к западным инвестициям перекрыт.

Споры о том, можно ли отнести часть видеоигр к сфере искусства, а не просто развлечений, ушли в прошлое. Сейчас не составляет труда найти множество примеров высокобюджетных игр, сюжеты и авторские находки которых вполне сравнимы с авторским кинематографом. Однако такие проекты амбициозны и требуют значительных финансовых вложений. Соответственно, популярно мнение, что от российских издателей ничего подобного ждать не стоит. Ведь на практике у них пользовались успехом только простые и легко монетизируемые онлайн–игры, за очень редкими исключениями.

Чужие среди своих

"В текущих реалиях российского рынка издателю действительно более безопасно вкладываться в условно–бесплатные игры, которые рассчитаны на долгий срок жизни проекта и монетизируются за счёт внутриигровых покупок. Именно возможность длительного оперирования игры с постоянным обновлением контента позволяет окупить вложения в создание нового продукта или лицензирование зарубежного", — рассказали "ДП" в пресс–службе российского издателя Astrum Entertainment.
После событий 2022 года у многих могло ещё больше утвердиться мнение, что инвестировать в амбициозные российские сюжетные игры никто не будет. Однако ситуация оказалась двоякой. С одной стороны, мы увидели крупный релиз бестселлера Atomic Heart от российских разработчиков в 2023 году и анонсирование новых сюжетных игр от отечественных студий. С другой — крайне популярные у российских разработчиков западные издатели начали разрывать с ними отношения.
Такая ситуация стала своеобразной бомбой замедленного действия. И сейчас она, можно сказать, уже взорвалась. Одним из пострадавших стала петербургская студия Horns and Hooves Studio, разрабатывающая проект Vicious Red.
"Мы пытались связываться с западными издательствами. В 98% случаев, видя, что разработчики из России, они даже не отвечают на письма. Российские геймеры в основном предпочитают “пиратить” игры и играть бесплатно. При этом ни один сюжетный проект с более–менее большим бюджетом никогда не окупится на внутреннем рынке РФ. Лучше всего это понимают российские издатели, поэтому и отдают предпочтение инвестициям в условно–бесплатные игры", — сообщил "ДП" основатель Horns and Hooves Studio Валерий Чекавинский.
Автор: "Известия"/ Дмитрий Коротаев
Важно заметить, что Чекавинский является довольно популярным в игровой индустрии блогером: его канал PoleznyiBes на YouTube имеет почти 900 тыс. подписчиков, по несколько десятков тысяч человек подписаны на telegram–канал и сообщество "ВКонтакте". То есть у проекта изначально есть серьёзный маркетинговый инструмент. Но даже это вкупе с подготовленной демонстрацией игрового процесса не решает проблему поиска издателя, готового вложить средства. Сейчас Vicious Red буквально в шаге от краха.
Некоторые российские издатели даже первыми выходили с командой на связь, но когда узнавали детали проекта, разработчикам поступал отказ в сотрудничестве. По словам Валерия Чекавинского, один из крупнейших российских издателей, рассматривая Vicious Red, задавал разработчикам вопросы только о микротранзакциях, так свойственных условно–бесплатным проектам.
"До обновлённой демонстрационной версии для фестиваля на площадке Steam мы, конечно, дотянем. “Демку” все хотят доделать в первую очередь, чтобы не жалеть о потраченном времени. Если и после этого инвестор не найдётся, нам придётся забросить проект с мыслью, что мы сделали всё возможное", — делится Валерий Чекавинский.

Броня от пиратов

По словам представителей Astrum Entertainment, на примере издаваемой ими в России Atomic Heart стало ясно, что российские пользователи готовы платить за качественный контент. Причём следует полагать, что немалую роль здесь сыграл зарубежный инструмент защиты интеллектуальной собственности. Речь в первую очередь о системе защиты Denuvo, взлом которой занимает многие месяцы, иногда даже годы. Последнее время хакеры практически не берутся за проекты, защищённые этой системой. Тем не менее распространённость пиратства в России остаётся ощутимым препятствием для окупаемости проектов на отечественном рынке.
"Лучшая защита вашего проекта — любовь игроков, комфортная система распространения и грамотное ценообразование. Как только три этих фактора совпадают, ваш продукт начнут покупать, а не воровать. Касательно российских игр: Atomic Heart как раз был защищён системой Denuvo", — подмечает директор Ассоциации игровой индустрии Владимир Прокуронов.
По его мнению, большие сюжетные проекты уровня ААА — это скорее мечта самих российских геймеров, чем издателей из РФ. Игроки хотят иметь предмет гордости, свидетельство возрождения отечественной индустрии, какой–то символ, и это желание подстёгивает разработчиков тоже жить мечтой. Atomic Heart, по его словам, сыграла именно эту роль — символа для игроков. А также стала примером коммерческого успеха высокобюджетной сюжетной игры, в том числе на российском рынке.
В результате получается несколько парадоксальная ситуация. Надёжный инструмент для борьбы с пиратством есть, востребованность у игроков — колоссальная, но инвестировать в высокобюджетные сюжетные игры российские издатели не торопятся.
"Сейчас в России есть несколько студий, которые разрабатывают амбициозные качественные платные игры, например PIONER от GFAGames", — сообщает пресс–служба Astrum Entertainment. Однако инвестором проекта стал китайский издатель Tencent. И как заявили разработчики в интервью порталу Stopgame, российский издатель им понадобится только для распространения игры на территории РФ и РБ, чтобы покупка была максимально комфортной для пользователей этих стран.

Осторожные шаги

Конечно, проблема для высокобюджетного геймдев–искусства не только в пиратстве, но и в ограниченных бюджетах российских издателей, которые сильно уступают ушедшим западным гигантам.
"Издатели — люди практичные и понимают, что вкладывать огромные средства в один проект как минимум опрометчиво. Они стараются сделать свой портфель инвестиций многогранным. Всегда есть риск того, что платные одиночные игры провалятся уже на раннем этапе, когда её не купят даже на тесты. В игру, распространяемую по условно–бесплатной модели free–to–play, люди могут зайти хотя бы из праздного интереса, а остаться на годы", — говорит Владимир Прокуронов.
Пока западные лидеры игровой индустрии могут позволить себе разбить инвестиции среди множества высокобюджетных проектов, для российских издателей это выглядит неоправданным риском.
"Отечественные разработчики способны делать и делают успешные игры мирового уровня. Но важно понимать, что окупить создание крупных проектов, особенно AAA–уровня, крайне сложно на локальном рынке. В ситуации, когда российские разработчики испытывают серьёзные сложности с выпуском игр на зарубежных площадках и доступом к зарубежной аудитории, финансирование крупных платных одиночных проектов становится достаточно рискованным", — поясняют в пресс–службе Astrum Entertainment.
Напряжённые международные отношения заставляют студии до последнего момента не регистрировать свои юридические лица. "Если инвестор будет из РФ, мы зарегистрируемся в России. Если из другой страны — то в ней, чтобы для издателя не было рисков вторичных санкций", — поясняет Валерий Чекавинский.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.