Власти Ленобласти: Мурино станет одним из самых удобных городов агломерации

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"
Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Заместитель председателя правительства Ленинградской области по строительству и ЖКХ Евгений Барановский — в интервью "Деловому Петербургу" о проектах КРТ в регионе, болезнях роста молодых городов и новых мерах поддержки девелоперов.

Какие КРТ-проекты сейчас в работе и на чём сосредоточены усилия?
— Сейчас в Ленинградской области реализуется 14 проектов комплексного развития территорий. Это и незастроенные участки, и жилая застройка, требующая обновления. Самые активные площадки — во Всеволожском, Ломоносовском и Тосненском районах. У каждого проекта своя задача: где-то — расселение аварийного жилья, как в Щеглово, где-то — развитие ИЖС или создание полноценного жилого района с общественными функциями. Общая площадь всех проектов — более 500 га, а суммарный объём застройки приближается к 4 млн м2. Это не точечная застройка, а системная работа по созданию новых городских фрагментов с продуманной инфраструктурой.
Как вы оцениваете эффективность таких проектов?
— Сегодня — не метрами. И это, пожалуй, главное достижение нацпроекта "Инфраструктура для жизни", который меняет подход к оценке работы всего стройкомплекса нашей страны. Мы оцениваем, насколько улучшились условия жизни: стала ли доступнее школа, появился ли детский сад, уменьшилось ли время в пути до работы. Конечно, есть и экономические показатели — инвестиции, рабочие места. Но главное — человек и его среда. И именно это сейчас в приоритете.
Как удаётся находить баланс между интересами бизнеса и социальной задачей?
— Интересы бизнеса и общества сегодня тесно переплетены. Редкий человек захочет покупать квартиру в поле — без дорог, без садика, без уверенност­и, что рядом появится школа или транспорт. Девелоперы это понимают, потому что репутация — это их главный капитал. Один удачный проект с продуманной инфраструктурой создаёт не только квартиры, но и имя застройщика.
Мы в свою очередь предлагаем понятные и прозрачные правила. В соглашениях КРТ фиксируем всё: где и что строится, в какой последовательности, кто за что отвечает. Если девелопер берёт на себя обязательства построить социальный объект — регион может его выкупить, чтобы снять с бизнеса инвестиционную нагрузку. Или, наоборот, регион заходит с инфраструктурой, чтобы "потянуть" к участку частные инвестиции.
Только объектов образования сейчас строится около 40 — это школы и детские сады. Для сравнения: ещё несколько лет назад таких темпов не было, и это серьёзный сдвиг в нашей работе.
Транспортная доступность — одна из главных тем. Что с ней?
— Молодые города всегда проходят через болезнь роста. Поэтому мы заранее закладываем транспорт и дороги в градостроительные проекты и активно работаем с федеральными инструментами развития. Хороший пример — Мурино. Там ещё недавно были пробки, нехватка выездов. С помощью инвесторов завершили первый этап дороги на улице Шувалова, за счёт ИБК прокладываем обход Мурино справа, а программа "Стимул" позволила завершить несколько объектов за недобросовестными застройщиками. В планах — ТПУ "Девяткино", который объединит метро, ж.-д. и автовокзал. С его запуском Мурино станет одним из самых удобных городов агломерации — как для водителей, так и для пешеходов. Без транспорта жильё не работает, и мы это учитываем в каждом проекте.
Евгений Барановский
Автор: Сергей Ермохин / "ДП"
А как с социальной инфраструктурой? Есть риски, что жильё построят раньше школ?
— Сейчас все понимают: без садиков и школ нового жилья не будет. Это уже правило. Мы с самого начала закладываем социнфраструктуру в проект и фиксируем сроки. Плюс действует отдельный механизм — программа "соцобъекты в обмен на налоги". Только за прошлый год с её помощью суммарное число переданных в муниципалитеты детских садов и прошло границу в сотню.
Конечно, стройка — процесс живой, сложности случаются. Но мы не оставляем такие участки без внимания. Где нужно — заходим бюджетом. Например, недавно начали строительство детского сада в Кудрово и школы в Новом Девяткино за счёт региональных средств. Работаем над запуском школы на 1600 мест и в "Новом Оккервиле" — большая территория, сложившийся жилой массив, и там вопрос с социальной инфраструктурой стоит остро. Поэтому действуем точечно, но системно.
В проектах КРТ учитываются вопросы экологии, "зелёных" стандартов?
— Да, и на уровне правил, и на практике. У нас чётко зафиксированы нормы по озеленению в региональных нормативах градостроительного проектирования — они обязательны для всех новых проектов. Это не рекомендация, а требование: зелёные зоны, пешеходные маршруты, дворы без машин — всё должно быть заложено на этапе планировки.
Параллельно мы последовательно реализуем собственную региональную политику благоустройства. Каждый год в Ленобласти создаём порядка 150 новых территорий — это и дворы, и небольшие скверы, и крупные общественные пространства в райцентрах. Причём это не просто укладка плитки — это создание среды, где хочется проводить время: с лавочкам­и, освещением, озеленением, элементами для спорта и отдыха. Такая работа ведётся не в отрыве от КРТ, а вместе с ней.
Что помогает избежать спальных районов и формировать настоящую городскую среду?
— Главное — комплексный подход. Не просто жильё, а всё, что необходимо для полноценной жизни на территории: садики, школы, поликлиники, рабочие места, благоустройство. Мы не допускаем точечной застройки — каждый проект проходит через Градсовет, где оценивается, как будет работать район в целом. Создаём и условия для бизнеса — чтобы люди могли жить и работать в одной локации, не тратя часы на дорогу. Когда всё это заложено на старте — район живёт, а не просто ночует.
Сейчас по согласованию с губернатором готовим ещё одну новеллу для поддержки отрасли и развития территорий: при заключении договора КРТ инвестор сможет получить право на отклонение от параметров застройки, в том числе по этажности, если берёт на себя обязательства развивать всю территорию комплексно — с инфраструктурой, общественными пространствами и единым архитектурным подходом. Это шаг навстречу тем, кто работает системно, а не дробит землю и уходит с первыми проданными корпусами.
Есть ли опыт других регионов, который Ленобласть ­использует?
— Конечно. Мы в агломерации с Петербургом, на границе с Европой — здесь обмен опытом неизбежен. Только за последние 3 года в регион пришли десятки новых девелоперов, практически со всех уголков нашей страны. Каждый привносит свои подходы: где-то — в проектировании среды, где-то — в планировке, фасадах, градостроительной логике. Это обогащает Лен­область и по сути делает её одной из самых интересных площадок для застройщиков. Прийти работать сюда — это уже признание. А для многих — и возможность научиться новому.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.