Фуд–холлы теряют аудиторию. Однако, несмотря на это, в ближайшие годы в Петербурге может появиться 15 новых проектов.
Некоторые проекты фуд–моллов и фуд–холлов в Петербурге начали закрываться или менять арендаторов. В прошлом году в фуд–холлах города закрылось 92 заведения общепита. В NF Group подсчитали, что это 25% от всех закрытий корнеров по России.
Также в прошлом году в Северной столице и Ленинградской области закрылось несколько объектов: "Фабрика" на Кирочной, Vilka в Кудрово, гастропространство "Смольный Нерынок" рядом с Большеохтинским мостом.
Планы переменчивы
Всего в Петербурге на сегодняшний день насчитывается около 20 гастропространств разных форматов. Продолжается активное развитие сегмента: по заявлениям девелоперов, до 2030 года планируется строительство более 15 новых фуд–холлов, однако их количество может меняться по мере реализации проектов.
По словам директора департамента торговой недвижимости Nikoliers Юлии Кузнецовой, в 2025 году планируется открыть три новых фуд–холла на площадках торговых центров Петербурга: ТРК Hollywood, ТК "Невский центр", ТРК "Парк Молл". Также ожидается открытие гастропространства "Сплав" на территории бывшей сталелитейной мастерской Невского завода.
“
"Несмотря на общую популярность гастрономических проектов в Петербурге, на этапе планирования необходима качественная и детальная проработка концепции и стратегии дальнейшего управления объектом. Это позволит ему не только привлечь внимание при открытии, но и удержать целевую аудиторию в условиях высокой конкуренции на гастрономическом рынке города. Также открытие гастропространства подразумевает определённые требования к конкурентному окружению, аудитории, трафику и прочим характеристикам места его расположения", — отметила Юлия Кузнецова.
Заместитель регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group Наталия Киреева замечает, что сегодня современный формат гастрономических пространств с разнообразным наполнением и постоянной сменой предложения — один из самых популярных и востребованных концептов на рынке. Его эффективность связана с тем, что он позволяет закрывать сразу несколько задач у обширной аудитории (начиная с базовых потребностей, заканчивая рекреационными), а также привлекает хороший пешеходный трафик.
Не только поесть
Другие эксперты отмечают, что в Петербурге формат гастрономических пространств продолжает развиваться, хотя динамика спроса действительно претерпевает изменения. По словам директора федеральной компании "Этажи" в Санкт–Петербурге Юрия Изосимова, основные причины закрытий — это ликвидация или изменение концепции целого фуд–холла либо добровольный уход слабых игроков под давлением конкуренции и в поисках более прибыльных локаций.
"При этом количество открытий почти на 40% превышает количество закрывшихся заведений. То есть рынок высококонкурентный и на место выбывающих игроков быстро приходят новые. При этом львиную долю закрытий обеспечил уход как раз “Фабрики” и Vilka. Ещё часть закрытий — это активная ротация арендаторов на фоне смены концепций площадок", — добавил он.
Эксперт считает, что классический формат фуд–холла устарел — сейчас важны концепция, управление, событийность. Крупные фуд–холлы активно адаптируются и инвестируют в развитие: усиливают событийную повестку, работу с локальными брендами, интегрируются в ТРЦ, жилые комплексы и культурные пространства.
Юлия Кузнецова также отмечает, что наиболее крупные и успешные гастропространства предлагают посетителям не только разнообразие кухонь, но и событийную площадку, место для общения и проведения досуга.
"При формировании концепции фуд–холла важно учитывать как гастрономическое наполнение проекта, так и мероприятия, комфортный интерьер, удобную навигацию и атмосферу, способствующую длительному пребыванию гостей. Успешный фуд–холл — это синергия вкуса, эмоций и качественного сервиса, формирующая уникальный пользовательский опыт", — считает она.
Ставка на туристов
Основатель и руководитель компании Gastro Norma Данил Герасимиди полагает, что в туристических пеших локациях Петербурга фуд–холлы будут востребованы. Но таких пока немного, так как есть сложности с помещениями. При этом не всегда отсутствие заполняемости — это проблема для фуд–холлов. Это не основной их риск–фактор. На то есть две причины.
Во–первых, трафик в Петербурге всегда будет слабым из–за того, что фуд–холл как формат предлагает клиенту фастфуд, то есть сервис при этом отсутствует, но с достаточно высокой ценой. Петербургскому гостю это не нужно, ему нужен сервис, но с невысокой ценой. А проектов, которые дают еду уровнем выше, чем в фуд–холле, и при этом обеспечивают хороший уровень сервиса, в городе тоже немало.
"Вторая причина — это то, что зачастую в данных проектах размещаются гастроэнтузиасты без опыта либо с маленьким опытом. Те, кто просто неправильно считает бизнес, то есть не может обеспечить нормальный уровень цены. И даже при наличии выручки экономика у них не складывается, и они закрываются из–за этого", — уточняет Герасимиди.
Петербургской аудитории фуд–холлы в целом не так интересны, как, например, в Москве, и тем более в регионах, где их раньше вовсе не было. У этого формата есть целевая аудитория — это туристы, но в Северной столице сейчас нет ни одного фуд–холла, который находился бы в месте с очень высоким туристическим потоком. Тут петербургским предпринимателям есть чему поучиться у московских коллег. Яркий столичный пример — фуд–холл "Вокруг Света" на Никольской. Он появился в России одним из первых и сразу расположился на самой трафиковой пешеходной улице в Москве.
Юрий Изосимов добавляет, что трафик распределяется неравномерно. Наиболее успешные проекты (в центральных районах или рядом с офисными кластерами) показывают высокую заполняемость, тогда как фуд–холлы в окраинных локациях испытывают недостаток проходимости.
Формат лучше приживается в местах с естественно высоким потоком людей — в центре города, туристических зонах, бизнес–кварталах. Чем дальше от центра, тем выше затраты на событийные и маркетинговые активности. Не каждая финансовая модель проекта способна это осилить.
"Говорить, насколько эффективен или нет этот формат, я не готов, потому что это определяется только бизнес–планом. Если, например, фуд–холл был рассчитан так, что он прибылен, когда в нём есть корнеры и они платят аренду, тогда это эффективная модель. Даже если не выжило несколько корнеров, откроются другие", — отмечает Данил Герасимиди.