Петербургу почти нереально переманить туристов из Москвы и с пляжей Чёрного моря

Автор фото: Сергей Коньков / "ДП"

Обогнать по количеству туристов Москву и Краснодарский край Петербургу будет нелегко. Тем не менее город может многому научиться на столичном опыте и попробовать переманить часть людей с тёплых пляжей в музеи.

Губернатору Александру Беглову на прошлой неделе пришлось оправдываться перед президентом страны за недостаточную туристическую привлекательность Санкт–Петербурга. Это произошло на совещании по вопросу создания федеральных круглогодичных курортов.
Владимир Путин удивился, почему Петербург при наличии такого количества достопримечательностей уступает по популярности у российских туристов Москве, Подмосковью и Краснодарскому краю. Александр Беглов в ответ посетовал на отсутствие в Северной столице тёплого моря и пообещал, что развитие курорта "Горская" добавит городу туристов. При этом, по мнению экспертов, у города на Неве действительно есть причины уступать в лидерстве.

В неравном весе

Статистика вполне красноречива. Москву в 2023 году посетили 24,5 млн туристов, Московскую область — более 23 млн, Краснодарский край — 18,6 млн, Петербург — 9,4 млн, Ленинградскую область — 6 млн человек.
Эксперты отмечают, что Петербург не конкурирует с Краснодарским краем напрямую, поскольку в первом случае уместно говорить об экскурсионном туризме, а во втором — о пляжном. Соперничество возникает между регионами с одинаковым типом предложения. Так что более актуальные конкуренты для Северной столицы — это Москва, Казань, а также города "Золотого кольца".
Как обращает внимание директор туристической компании "Дельфин", вице–президент АТОР по внутреннему туризму Сергей Ромашкин, преимущество Петербурга состоит в том, что именно сюда приезжают москвичи. Обратный поток заметно меньше.
В Российском союзе туриндустрии на Северо–Западе считают, что как таковой конкуренции у Петербурга нет и с Москвой. Во многом столица — ориентир, где можно подсмотреть примеры того, какие объекты, привлекающие туриста, нужны и каким образом их можно развивать. Есть чему поучиться и в плане транспортной доступности достопримечательностей, современной инфраструктуры.
Руководитель пресс–службы АО АК "РусЛайн" Олеся Бурдейко констатирует, что Петербург уступает южным городам по понятной причине — из–за климатических особенностей. Что касается Москвы, то туда элементарно проще добраться, в том числе и с точки зрения стоимости билетов.

Туманные перспективы

Проект всесезонного курорта "Горская", на который возлагает надежды губернатор Беглов, реализуется в рамках федеральной программы развития туризма "Пять морей и озеро Байкал". Согласно плану, на первом этапе вдоль КАД будет построен яхтенный городок на 75 тыс. м2 с тёплыми и холодными эллингами на 1140 мест хранения. Кроме того, откроется Академия парусного спорта, медиацентр, историческая верфь, гостиница с конференц–центром и открытым всепогодным бассейном на 29,9 тыс. м2. Некоторые эксперты оценивали необходимый объём инвестиций в 70–90 млрд рублей, другие — в 165 млрд рублей.
При этом далеко не все участники туриндустрии уверены в том, что "Горская" действительно сможет стать точкой притяжения для иногородних гостей.
Сергей Ромашкин отмечает, что в Москве есть Северный речной вокзал, где летом открыты бассейны и пляжи. Но туристов там нет — они не бросают центр и знаковые достопримечательности, ради которых преодолели сотни километров.
"Мне видится, что подобные проекты более интересны для жителей самого Петербурга. Как правило, длительность поездок в город небольшая, а чтобы посмотреть подобные кластеры, потребуется целый день. Поэтому едва ли гости города захотят специально ехать туда, по крайней мере в первое время после запуска проекта", — полагает он.

Воздушные ворота настежь

По оценкам туроператоров, Петербург уверенно входит в тройку лидеров по спросу среди российских путешественников. "Из года в год конкуренция между внутренними направлениями усиливается, но Петербург получает стабильное количество бронирований, что помогает ему оставаться в тройке лидеров", — говорят в компании Tez Tour.
В пресс–службе компании Anex обращают внимание на то, что для гостей Северной столицы в целом характерно стремление к повторным визитам. "Возможно, активная популяризация не требуется, достаточно информационных кампаний о новых проектах, объектах и мероприятиях. Если сравнить с Краснодарским краем, где основная цель визитов — пляжный отдых летом и горнолыжный зимой, то развитие идёт параллельно за счёт непересекающихся типов продукта", — указывают там.
Чтобы принимать большее число туристов и конкурировать с Москвой, нужно увеличивать число прямых рейсов в Пулково, уверен руководитель образовательной программы "Туризм" Президентской академии в Санкт–Петербурге Александр Яковлев. Это поможет городу стать хабом для всего Северо–Запада.
Генеральный директор туроператора "Кругозор Экспо Трэвл" Любовь Кравченко согласна, что главная причина отставания Петербурга кроется в транспортной доступности. "В сравнении с Москвой у нас заметно меньшее количество авиарейсов. Кроме того, город лишился морских круизов. Граница с Финляндией на замке. А всё–таки через неё раньше проходил значительный турпоток", — говорит она.

Борьба за возвраты

Конкуренция между регионами за привлечение туристов высока и усиливается с каждым годом, отмечают участники рынка. Это связано с тем, что путешествия внутри страны набирают популярность среди населения. Регионы активно развивают свою туристическую инфраструктуру, создают новые маршруты и программы, проводят различные мероприятия и фестивали.
При этом одна из функций Москвы и Петербурга сегодня — замена зарубежных направлений, которые ранее были широко доступны и востребованы у российских путешественников. В связи с этим эксперты считают, что эффективным способом привлечения туристов может быть создание проектов, ориентированных на европейскую культуру.
Не стоит забывать, что потенциал культурно–познавательного туризма ограничен. Соответственно, городу нужно добиваться максимального числа возвратов. Если на один и тот же пляж люди едут охотно (особенно молодёжь), то нужно сделать так, чтобы им было так же интересно возвращаться в одни и те же музеи, отмечает заведующий Лабораторией управления культурой и туризмом НИУ ВШЭ — Санкт–Петербург Валерий Гордин.
"На мой взгляд, не хватает развлекательного контекста, а также парков семейного отдыха. Особенно учитывая, какой акцент сейчас делается на семейный сегмент. Для таких путешественников нужны места и пространства, где они смогут увидеть интерактивные и другие шоу именно развлекательного формата. Это, разумеется, не заменит архитектурных достопримечательностей (к ним интерес не пропадёт в любом случае), но разнообразит предложение", — подчёркивает эксперт.