Американский президент Дональд Трамп объявил о резком увеличении импортных пошлин для 13 стран с 1 августа 2025 года. Для Бразилии тариф составит 50%, ещё для 12 стран, включая Японию, Южную Корею, Казахстан и Малайзию, — от 25 до 40%. Казалось бы, финансовые рынки должны содрогнуться. Ведь предыдущая подобная тарифная атака, состоявшаяся в начале апреля, привела к резкому обвалу фондовых индексов. Индекс S&P 500, к примеру, тогда за пару дней опустился более чем на 15%. Но теперь бурных эмоций данная новость почти не вызвала. S&P 500 продолжил колебания вблизи исторического максимума. Кстати, с того самого апрельского обвала он прибавил уже более 30%. То есть страх был скоротечным и закончился очередным приступом эйфории.
Причина банальна: никто уже не воспринимает всерьёз угрозы Трампа. Собственно, что произошло в апреле? Масштабные "ответные" пошлины, которые США собирались ввести против большинства стран мира с 9 апреля, были отложены на 90 дней. Вступить в силу они должны были 9 июля. Но в этот день Трамп фактически перенёс "день икс" ещё на 3 недели, попутно сократив список атакуемых стран. Участники биржевых торгов в очередной раз убедились, что обещания американского президента нужно делить как минимум на 100. А лучше вообще не принимать их в расчёт, потому что он всё равно, скорее всего, передумает.
А как не передумать, если реакция финансовых рынков однозначно свидетельствует о бесперспективности и вредности таких шагов, как ковровые бомбардировки тарифами? Ладно котировки акций, им на роду написано колебаться с высокой волатильностью. Но ведь обрушились тогда и цены облигаций, в том числе государственных. А у США многотриллионные долги, которые надо постоянно рефинансировать и обслуживать. Наверняка американский министр финансов Скотт Бессент прибежал к Трампу в панике, когда увидел взлёт доходности 10–летних Treasuries сразу на 10%, с 3,9 до 4,3%, буквально за пару дней.
"Ответными" апрельские пошлины были названы потому, что американская администрация преподносила их как наказание за огромный торговый профицит этих стран, поставляющих в США намного больше своих товаров и услуг, чем Штаты поставляют им. Но исправить эту ситуацию пошлинами нереально, это так не работает. Последствий у увеличения пошлин может быть ровно два — резкое сворачивание торговли или рост цен. Третьего не дано.