Семь футов под килем: как будет развиваться яхтинг в Финском заливе

Автор фото: Сергей Ермохин / "ДП"

Командор Яхт-клуба Санкт-Петербурга Владимир Любомиров рассказал "ДП" о перспективах марины у "Лахта Центра", яхтах, которые строятся на городских верфях, и о том, что нужно сделать, чтобы приобщиться к морской культуре.

Как вы оцениваете состояние спортивной инфраструктуры петербургских яхт–клубов?
— Все мы знаем, что парусный спорт достаточно болезненно пережил девяностые и начало двухтысячных, когда яхт–клубы исчезали или перепрофилировались под коммерческие проекты. Сегодня мы видим достаточно взвешенную политику государства по развитию яхтенного туризма и инфраструктуры. В нашем городе наводится порядок в существующих яхт–клубах и строятся новые объекты. В рекордные сроки был введён в эксплуатацию яхтенный порт "Смоленка" (строительство было начато в марте, а в июне клуб заработал), разрабатывается проект территории "Горская", ведутся работы в яхт–клубе "Стрельна".
В Речном яхт–клубе на Петровской косе сегодня базируются две чартерные компании и большая часть крейсерского флота Петербурга, активно развивается студенческий спорт. Центральник — это хороший пример, когда место и люди себя защитили, ведь долгие годы эту территорию пытались коммерциализировать под застройку, но усилиями властей она отвоевала себе место на законодательном уровне. Более того, это яркий пример и феномен на российском уровне, когда государство, город за свой счёт планируют развивать эту территорию именно как яхт–клуб. Эта планомерная работа, начатая ещё Матвиенко, продолженная Полтавченко и реализованная при Беглове, — такой долгий, но очень хороший пример.
На ваш взгляд, какие перспективы для яхтинга открывает дальнейшее развитие территории общественно–делового комплекса "Лахта Центра"? Каковы планы развития территории яхт–клуба на ближайшие годы?
— Что касается Лахты, то после окончания строительства туда вернётся и будет работать Академия парусного спорта, а сама марина будет принимать суперстатусные спортивные проекты и фестивали. Что касается "Смоленки", это очень классное место, недалеко от центра, с отличной транспортной доступностью, с прямым выходом в Финский залив. Ну и, конечно, мы создали здесь всю необходимую инфраструктуру современной яхтенной марины, электричество и вода на понтонах, консьерж–сервис через мобильное приложение, ресторан, клубное здание, удобные краны для спуска катеров, инновационный слип для швертботов (лёгкие круизные яхты, благодаря поднимаемому килю способные ходить по мелководью. — Ред.) и эллинг (помещение на берегу, где строится или ремонтируется корпус судна. — Ред.) для зимнего хранения. Второй этап развития яхтенного порта "Смоленка", проектированием которого мы сейчас активно занимаемся, будет включать в себя уже стационарный тёплый эллинг, небольшую ремонтную зону, рабочие помещения для сотрудников яхт–клуба и инфраструктуру для спуска больших яхт и катеров.
Владимир Любомиров
В парусный спорт вы пришли в 1990–е через увлечение виндсёрфингом. Почему вы решили перейти на новый уровень и в чём преимущество командной работы на яхте?
— Это эволюция интересов. Была отличная компания и азартное увлечение, которое переросло в любовь, жажду новых знаний и умений, которые открывает перед любой личностью парусный спорт. Кроме того, серия TP52 Super Series, где гонялась наша команда Bronenosec, — это престижный клуб с самыми титулованными яхтсменами планеты. Это как лига чемпионов в футболе, где работа команды приобретает ключевое значение, кстати, как и в бизнесе.
Какой путь нужно пройти, чтобы стать профессиональным яхтсменом в Петербурге, и что включает в себя базовая подготовка?
— Обычный путь до профессионализма в любом спорте предполагает прохождение всей лестницы. Начав заниматься в детской школе, освоив юношеские виды и показав себя в олимпизме, человек с большей вероятностью сможет успешно зарабатывать спортом как профессионал. В то же время в нашем виде есть примеры, когда люди уже в сознательном возрасте, никогда не принимавшие участие в олимпийском спорте, потратив достаточные ресурсы, достигают определённых результатов и становятся профессионалами, это тоже возможно. Конечно, в каждом спорте свои особенности. И у нас (это, пожалуй, наша уникальность и преимущество перед другими видами) самая длинная скамейка запасных, потому что парусным спортом можно заниматься и в 7 лет, и в 70 достаточно успешно.
На базе Яхт–клуба есть секция для детей и подростков, насколько она популярна и в каком возрасте нужно начинать тренировки?
— Конечно, начать заниматься на любительском уровне можно в любом возрасте, мы принимаем деток в Академию парусного спорта с 7–9 лет, даже в 10 лет ещё не поздно для девочки заняться, например, виндсёрфингом или кайтом, есть также группа раннего развития "Малыш", куда можно попасть с 5 лет. Сегодня в академии занимаются порядка 300 детей, с учётом нашего переезда из Лахты (Приморский район) на намыв Васильевского острова, в яхтенный порт "Смоленка", мы проводим большую работу со школами, расположенными рядом, чтобы информировать детей и их родителей о том, что у них появилась замечательная возможность отдать своего ребёнка в лучшую детскую парусную школу в России.
То есть можно сказать, что яхтинг стал доступнее?
— Сегодня заняться яхтингом стало совсем просто, широкое распространение получил так называемый чартер яхт, или краткосрочная аренда, когда, заплатив относительно небольшие деньги, любой желающий под управлением опытного инструктора может попробовать себя в парусном спорте или принять участие в настоящей спортивной регате. Открываются также школы парусного спорта для взрослых. И это происходит по всей стране. Конечно, Петербург, Москва, Сочи, Владивосток и Севастополь развиваются более ускоренными темпами. Так, у нас в Северной столице работают четыре чартерные компании, что называется, на любой цвет и вкус, а также пара очень авторитетных школ, в которых учатся люди не только из нашего города, но и из других городов приезжают пройти обучение или практику.
Как обычно складывается яхтенный сезон в Петербурге и какие планы намечены на 2024 год?
— Яхтенный сезон у нас один из самых активных в стране — проходит более 70 региональных и всероссийских регат. Традиционно мы много внимания уделяем детскому спорту, проводим самую массовую серию регат для начинающих "Оптимисты Северной столицы. Кубок “Газпрома”", всероссийскую детскую регату Кубок ассоциации "Оптимист", масштабное детско–юношеское первенство города, в котором принимают участие суммарно около 600 участников в детских и юношеских классах яхт. Кроме того, ежегодно у нас проводят этапы Кубка или чемпионаты в олимпийских классах яхт.
Спортивные классы традиционно гоняют весь сезон свои отборы и ежегодно принимают чемпионаты России в классах SB20 и "Дракон". В этом сезоне прошёл чемпионат ассоциации класса MX700 — это новая яхта, разработанная и строящаяся в Петербурге, набирает большую популярность у нас в стране, именно на базе этой лодочки строят свою работу чартерные компании уже более чем в 12 городах РФ. Крейсерский флот начинает свой сезон на Кубке "100 миль", ровеснике знаменитого Кубка Америки — старейшего спортивного соревнования в мире, весь сезон проходят этапы Кубка Ассоциации ORC, чемпионат России в классе Л6, масштабная Санкт–Петербургская парусная неделя, чемпионат Санкт–Петербурга и Санкт–Петербургского парусного союза и завершается сезон экстремальной 200–мильной гонкой "Гогланд рейс".
А как обстоят дела на любительском уровне?
— Если говорить про любительский парус, то регаты проходят ежедневно, а в выходные по несколько раз в день, например у нас в "Смоленке" базируется чартерная компания и школа парусного спорта для взрослых любителей паруса "Республика шкипер". Также в прошлом году крупный московский игрок пришёл на наш рынок, это компания PROyachting, созданная известной яхтсменкой Екатериной Скудиной. В Речном яхт–клубе также базируются "Сила ветра" и парусный клуб ZIGZAG. Предстоящий сезон будет не менее насыщенным и разнообразным, на самом деле он уже начался, так как зимой парусная активность не снижается, просто на акваторию выходят зимние виды: буер, зимний виндсёрфинг и картинг.
Что собой представляет яхтенный парусный флот спортсменов и есть ли у нас в городе собственное производство?
— В Петербурге большие традиции строительства яхт. Так, знаменитый класс Л6, который я считаю уникальным явлением в нашей стране, он по сей день собирает большое количество любителей и энтузиастов вокруг этих деревянных яхт, был создан и долгое время производился именно в Северной столице.
Сегодня на ходу порядка 20 яхт, и вокруг каждой коллектив от 10 до 30 человек, действительно уникальное сообщество яхтсменов. Эти традиции не потеряны, группа компаний Александра Филиппова, который участвовал в возрождении яхты "эМ–Ка" для подмосковного яхт–клуба "ПИРогово", проектировал очень удачный проект спортивной лодки.
Как я уже упоминал, яхта МХ700 активно продаётся и строится, по–моему, уже более 150 бортов построено, и это прекрасно. Кроме того, есть инженеры и техники, которые проектируют и стоят современные яхты на подводных крыльях, одну из таких лодок построил в своём гараже наш известный олимпионик и участник профессиональной команды Bronenosec Борис Кучеренко, в этом сезоне мы увидим её на воде. Уверен, что сейчас российскими инженерами ведутся работы по проектам крейсерских лодок, которые могли бы прийти на замену, импортозаместить уже пожилой крейсерской флот. Это серьёзный вопрос, и здесь, мне кажется, правильно сочетать инициативы частных инвесторов и государственную политику в вопросах развития туристической инфраструктуры.
Как бы вы сформулировали основные задачи, которые сейчас стоят перед парусным сообществом?
— Прежде всего создать условия для развития спортивного и туристического яхтинга, помочь петербуржцам по–настоящему ощутить, что они живут рядом с морем и имеют возможность к нему прикоснуться и пользоваться всеми преимуществами жизни на море. Для реализации этих задач в первую очередь нужно создавать удобную инфраструктуру и сервисы.
Парусный спорт всегда отличался элитарностью. Но многие яхтсмены и организации стараются популяризировать яхтинг и делать его доступнее для всех. Стоит ли сейчас перед парусным сообществом цель сломать стереотип о том, что яхтинг — спорт для избранных, и как можно привлечь больше активных участников?
— Ломать ничего не нужно, нужны двери в парусный мир, яхт–клубы, стоянки, школы, секции. Если инфраструктура в шаговой доступности, работает малый и средний бизнес, то люди сами захотят приобщиться к морской культуре. Задача — помогать развитию и создавать новые окна возможностей, вот наша главная задача.
Каковы особенности акватории Финского залива? Насколько эта локация сложна и интересна для проведения парусных состязаний?
— Финский залив сам по себе для яхтенного спорта и туризма отличная акватория: тренировки, соревнования, маршрутные гонки, регаты. Вместе с тем, если смотреть на широкое понимание термина "яхтенный туризм", который предполагает туристические походы, стоянки в лагунах, то с этой точки зрения Финский залив до Берёзовых островов не обладает интересными берегами, там мелко, однообразно, плоско, нет удобных подходов. В этом смысле хождение под парусом по воде здесь — это не яхтенный туризм, это скорее процесс для скитальцев, так туризм развиваться не будет.
Где, на ваш взгляд, самые интересные места для занятий парусным спортом?
— Сама суть путешествия под парусом состоит в том, чтобы дойти до определённой интересной точки, и если начать можно в яхт–клубе в Петербурге, то закончить нужно где–то в природной, исторической, архитектурной уникальности. Например, Ладога для парусных яхт труднодоступна, так как добираться туда под мотором, против течения по Неве, очень долго. Поход в Финский залив предполагает безостановочное плавание за Зеленогорск, там начитаются шхеры, укрытия, там есть Приморск, Советск и Выборг, в этих местах есть развитие, но инфраструктура этих клубов и стоянок не соответствует требованиям петербургских яхтсменов в широком понимании. Уровень сервиса недостаточен, плюс существуют пограничные ограничения, которые создают дополнительные трудности. Поэтому ключ к развитию яхтенного туризма — в развитии яхтенной инфраструктуры Ленинградской области.
Сейчас в Петербурге наступил переломный момент с судьбой яхт–клубов, и практически по каждому есть вопросы. Некоторые клубы меняют владельца или переезжают, кто–то — в процессе стройки или проектирования. Нужно понимать, что яхт–клуб — это не просто группа спортсменов, а ещё и сложные инфраструктурные комплексы, включающие гидротехнические сооружения. На данный момент ситуация с яхтенной инфраструктурой в городе выглядит неоднозначно, поскольку яхт–клубов как площадок для яхтинга в последнее время больше не стало, скорее наоборот. В ближайшие годы ситуация должна проясниться, и мы надеемся на позитивный сдвиг. Несмотря на все сложности, яхтинг в Петербурге развивается. В первую очередь, как мне кажется, — за счёт коммерческих клубов, куда приходят тысячи петербуржцев на разовые или регулярные занятия. Такой яхтинг очень простой "для входа": не надо иметь свою лодку, думать, где и как её хранить, обслуживать, поднимать, покупать дорогостоящие паруса и дельные вещи — достаточно просто получить услугу и удовольствие от парусного спорта. И таких компаний в Петербурге достаточно, год от года приходят новые игроки, которые покупают современные яхты, вкладываются в береговую инфраструктуру и предоставляют очень достойный сервис и на воде, и на берегу. У каждой организации своя специфика и аудитория. Если говорить о нашем клубе, то портрет типичного яхтсмена–любителя — это мужчина (40%) или женщина (60%) в возрасте от 30 до 50 лет с достатком на уровне среднего и выше. Активные любители, как правило, тренируются пару раз в неделю, участвуют как минимум в одной регате в месяц и готовы потратить на это порядка 50 тыс. рублей за сезон с мая по сентябрь. Для многих любителей яхтинг — это прекрасная альтернатива спортзалу, когда после работы можно приехать в клуб, выйти на пару часов активной тренировки в Финский залив и не очень поздно, под закат, уехать домой. Это возможно благодаря тому, что Петербург находится в очень выигрышном положении относительно других городов России. Возможно, более идеальные условия для занятий парусным спортом можно найти в Севастополе, Владивостоке и Калининграде, где вода чисто морская. Но сочетание мегаполиса с активным населением, близость воды к центру города, длинный световой день, окружение качественной акваторией Финского залива и ветровые условия делают Петербург уникальным местом для любительского парусного спорта. Всё это не только даёт импульс планам по развитию яхтенной инфраструктуры, но и ставит вопрос о производстве инвентаря. И здесь мы сталкиваемся с рядом ограничений. Если для яхтсмена–любителя, который берёт яхту в аренду или получает услугу, самая большая проблема — это экипировка, то для любителя — собственника своей лодки или даже клуба с флотом из десятка яхт усложнилась задача содержания яхты, покупки запчастей, парусов и материалов. К слову, я сам занимаюсь производством спортивных парусных яхт класса MX700. Несмотря на то что мы изначально максимально выбирали отечественные материалы и комплектующие (около 80%), в значимой доле материалов российского производства используется импортная основа. Также остаётся порядка 20% ключевых материалов, которые пока нельзя импортозаместить. В связи с этим приходится искать новые логистические цепочки для поставки импортных аналогов. В итоге, конечно, проблема поставок решаема, но требует увеличения затрат и срока доставки, либо — потеря в качестве. А для спортивной лодки критически важен показатель стабильности.
Дмитрий Жайворонок
руководитель спортивного парусного клуба ZIGZAG