Полтора в уме: Смольный поставил новую амбициозную задачу по наполнению бюджета

Власти Петербурга мечтают довести бюджет до полутора триллионов рублей

Несмотря на опасения, поступления в бюджет Петербурга в 2023 году вновь превысят 1 трлн рублей. Расходуют же собранные деньги власти по давней традиции с задержкой.

В уходящем году городским финансистам пришлось экстренно решать две проблемы, связанные с сокращением налоговых поступлений в бюджет. Это прекращение деятельности консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) и внедрение единого налогового счёта (ЕНС).

Сколько город недобрал из–за отказа от КГН

О ликвидации КГН было известно ещё с 2018 года. В 2022 году бюджет Петербурга получил от них 232,5 млрд рублей в виде налога на прибыль (47% всего объёма поступлений по данной строке дохода). С 1 января 2023–го рассчитывать на такие поступления уже не приходилось. Размеры потерь, со слов чиновников, выглядели устрашающими: осенью 2022–го, когда утверждался текущий бюджет, говорили о 220 млрд недополученных доходов. Впрочем, к осени 2023–го сумма скорректировалась до 150 млрд. Ждали некую компенсацию из федерального бюджета на размер недополученных доходов — была она или нет, неизвестно.
В итоге на 1 декабря бывшие участники КГН (по данным "ДП", это не менее 13 компаний из 379 по стране), среди которых "Газпром", Ижорский трубный завод, "МегаФон финанс", институт "Гипроникель", по налогу на прибыль перечислили в бюджет 80,3 млрд (уже 22% от совокупного поступления). Без учёта данных за декабрь недобор относительно всего 2022 года равен 152,2 млрд рублей.
Впрочем, то, что в 2023 году в бюджет поступит меньше налога на прибыль, чем в 2022–м, было учтено при подготовке бюджета на этот год. По указанной статье предполагалось собрать 359 млрд рублей, что на 24% (или на 84 млрд) меньше планов 2022–го (448 млрд). И кстати, от 2024 года чиновники не ожидают достичь показателей 2022–го (пока в бюджете на следующий год поступления налога на прибыль утверждены на уровне 416 млрд).

Как бюджет перенёс переход на ЕНС

Массовый переход на единые налоговые счета уже в феврале привёл к сбоям в пополнении городской казны. Из–за переноса сроков оплаты и консолидации всех денег в федеральном казначействе региональные бюджеты стали недополучать НДФЛ.
В Петербурге собираемость за январь–февраль упала в 2,2 раза, а только за февраль — в 7 раз. И опять проблема решалась в ручном режиме: к маю Госдуме пришлось принимать поправки в НК РФ, а к осени появились некоторые разъяснения налоговиков о корректности заполнения налоговых платёжек и очередности списания сумм. Практически каждый второй ИП и ООО, находящиеся на налоговом режиме УСН, из–за путаницы в первом полугодии проавансировали бюджет: им пришлось дважды платить один и тот же налог. Переплату обещают учесть лишь в 2024 году.

Усиление налоговой нагрузки

Косвенно снижение поступлений налогов от бизнеса пока удаётся компенсировать ростом налогов на доходы физлиц: в 2023–м они запланированы в объёме 421 млрд против 373 млрд в 2022–м (+13%). И хотя план на конец ноября исполнен только на 88%, декабрьские выплаты вместе с годовыми премиями позволят чиновникам отчитаться о его перевыполнении. Прежде всего ответственными за рост доходов бюджета нужно считать работников бюджетной сферы и естественных монополий. Если верить Петростату, к ноябрю 2023–го реальная зарплата жителя города превысила 95 тыс. рублей, увеличившись за год на 17%. Осторожный прогноз прироста поступлений НДФЛ в бюджет лишь на 13%, видимо, не учитывал индексации окладов из–за инфляции.
В 2024–м, как ожидается, НДФЛ принесут уже 459 млрд (+9%). И здесь, скорее всего, помогут уже не столько зарплаты, сколько активизация налоговых органов по поиску неучтённых доходов (рано или поздно на фоне снижения прибыли им придётся выйти на всё ещё серый рынок аренды недвижимости). Подспорьем станет и новый налог на банковские депозиты.
Поможет чиновникам и переоценка кадастровой стоимости недвижимости: и пусть это было федеральное решение, уже с 1 января 2024–го налог на имущество у граждан вырастет. Заодно увеличатся и отчисления по НДФЛ от тех, кто продаст жильё до истечения безналогового периода в 5 лет.
Пока будущий прирост имущественных налогов оценивается в 4% год к году. Но в 2023–м, например, в сравнении с 2022–м темп превысил 22%. Это результат, скорее всего, активных покупок недвижимости в 2020–2021 годах.
Повышать налоговые ставки можно только в начале календарного года: к 2024–му чиновники уже опоздали. Но они не стесняются говорить об ужесточении мер воздействия на налогоплательщиков. Так, при правительстве города уже создан Штаб по увеличению доходов бюджета. В конце минувшей недели он отчитался, что сокращается количество должников перед городом, внесённых в реестр (–798 за год). После диалогов с бизнесом "на ковре" снижается "неформальная" занятость (с 2016 по 2022 год её уровень снизился с 13,6 до 6,7%).
Снижение собираемости налогов с бизнеса чиновники объясняют геополитической ситуацией, действиями ЦБ РФ, состоянием экономики. Но перед ними поставлена цель — побить рекорд доходной части бюджета в 1,15 трлн, доведя её до 1,5 трлн. Уже в 2024 году.
Основной задачей Петербурга остаётся обеспечение устойчивого роста городской экономики. Несмотря на вызовы, город по–прежнему значительную часть доходов зарабатывает самостоятельно. Объёмы доходов бюджета формируют его финансовую устойчивость. Этот факт позволил нарастить расходы по выполнению социальных обязательств, обеспечению бесперебойной работы городского хозяйства и развитию города. За 11 месяцев исполнение год к году выросло на 7% и составило 78% — 935 млрд рублей. Результатом повышения качества исполнения бюджета и финансовой дисциплины стало своевременное заключение контрактов. Это подтверждается динамикой кассового исполнения по расходам, которое по отношению к 2022 году выросло за этот период почти на четверть, — 180 млрд рублей.
Светлана Енилина
председатель комитета финансов Петербурга
Ключевыми показателями в расходной части бюджета были затраты, осуществляемые в рамках 18 госпрограмм. Важнейшие направления — транспортная инфраструктура, система образования, здравоохранение и соцподдержка населения. В целом планируемые результаты достигнуты. В заявленных целях также были развитие жилищного строительства и оптимизация ЖКХ. Здесь, на мой взгляд, пока далеко не все задачи решены. Именно развитию экономики (определённых отраслей промышленности) и социальной сферы внимания уделялось гораздо больше, чем сфере потребления. В сложившейся экономической и политической ситуации это правильно и логично.
Линда Рыжих
доцент кафедры менеджмента РАНХиГС Санкт–Петербург, кандидат экономических наук