Триллион проблем: Смольный с трудом осваивает свой потяжелевший бюджет

Темпы исполнения расходной части городского бюджета по итогам 9 месяцев года традиционно невысоки. Это может быть связано как с неважной координацией деятельности различных участников процесса, так и с объективными сложностями реализации госконтрактов.

Петербургские чиновники любят гордиться тем, что в прошлом году доходы и расходы городского бюджета впервые перевалили за 1 трлн рублей. Но "лишние" деньги порождают и новые проблемы.
Курирующий финансовый блок вице–губернатор Санкт–Петербурга Алексей Корабельников сообщил, что за 9 месяцев этого года в городской бюджет поступили доходы в сумме 825 млрд рублей. Это 79% от годового плана. Расходы же составили всего 61,5% от плана, то есть 734,9 млрд рублей. За оставшиеся 3 месяца главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) должны в ускоренном режиме освоить остальные выделенные им деньги. Эта ситуация, с одной стороны, довольно типична для исполнения бюджета накануне решающего IV квартала. Но кое–что интересное увидеть в подробной росписи расходов всё же можно.

Медленно осваиваем

Расходы городского бюджета можно представить в трёх вариантах — по отраслям, по государственным программам и по ГРБС. В отчёт попадают проекты, за которые город уже заплатил. То есть то, что находится в стадии выполнения или уже готово. Изначальный уровень расходов в городском бюджете определяется исходя из сметной документации по проектам, которые должны быть выполнены или проспонсированы в этом году.
В городе существует 18 государственных программ, среди которых развитие транспортной системы, здравоохранения, социальная поддержка граждан. По состоянию на 1 октября только 10 из них перевалили отметку 50% по освоению бюджетных средств. Ещё по пяти программам освоение бюджета достигло 60%. Лишь у трёх программ — развитие здравоохранения, социальная поддержка граждан и обеспечение доступным жильём и жилищно–коммунальными услугами — бюджет исполнен на 70%. Причём последняя исполнена лучше всего (79%). Стоит заметить, что за весь 2022 год на обеспечение горожан доступным жильём и ЖКХ было потрачено 66,5 млрд рублей. В этом году на программу уже сейчас потратили 61,5 млрд, а всего выделено 77,9 млрд.
Медленнее всего бюджет пока расходуется на госпрограмму "Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт–Петербурге" — 31,9%. Из 4,7 млрд рублей за 9 месяцев освоили только 1,5 млрд. Стоит заметить, что в октябре прошлого года объём расходования был сопоставимым — 1,9 млрд рублей. Однако по итогам 2022 года программа была выполнена даже с превышением на 34,1%, на неё потратили 4,2 млрд.

Комитетам не указ

Главных распорядителей бюджетных средств в Петербурге целых 68 — это комитеты, районные администрации, управления, аппараты уполномоченных, избирком и Законодательное собрание. 56 из них уже реализовали больше 50% выделенного им бюджета, 25 освоили свыше 70%, а два распорядителя перешагнули 80%–ный рубеж — это управление ветеринарии Санкт–Петербурга и комитет по градостроительству и архитектуре. При этом 12 ГРБС ещё не освоили и половины.
Самые низкие показатели у комитета финансов (16,1%), который потратил лишь 11 млрд из 68,5 млрд, и комитета по инвестициям (18,1%) — 3 млрд из 16 млрд рублей. Однако здесь стоит сделать важную оговорку. Одна из основных функций Комфина — обслуживание государственного долга Санкт–Петербурга. Соответственно, низкий темп расходов скорее свидетельствует о благополучии в этой сфере. К примеру, исполнение комитетом бюджета за весь прошлый год составило всего 24,1%.
Также все расходы бюджета можно разделить на 14 условных отраслей. Это более обобщённые данные, благодаря которым горожане могут чётче понять, на какую сферу тратятся их налоги. В 10 отраслях исполнение бюджета составило больше 50%, в трёх — больше 70%. В лидеры выбились "Социальная политика" (75,3%), где израсходовано уже 135,2 млрд из 179,6 млрд рублей, и "Межбюджетные трансферты общего характера" (75,2%), где освоено 8 млрд из 10,7 млрд рублей.
Самой "тяжёлой" в финансовом эквиваленте отраслью традиционно является "Национальная экономика". На неё бюджетом предусмотрено выделение 325,8 млрд рублей, из которых 186,5 млрд (57,3%) уже потрачены. В сравнении с 2022 годом запланированные расходы здесь увеличились на 37,7 млрд. На образование в 2023 году заложили 264,6 млрд, из них на текущий момент освоены 176,5 млрд (66,7%). На реализацию мероприятий в рамках социальной политики в 2023 году город выделил 179,6 млрд рублей.
Сейчас, по данным Комфина, освоено 75,3%, или 135,2 млрд.

Безответственность в процентах

Эксперт группы Veta Александр Терентьев считает, что причина медленного исполнения бюджета может крыться в личной незаинтересованности ответственных лиц. То есть пока дедлайн не горит — можно оттянуть расходование средств.
За освоение бюджетных средств по госпрограммам несёт ответственность большое число сторон. Выполнение целевых показателей — это результат работы различных ведомств, подрядчиков, региональных и местных аппаратов власти. Координация их действий не отличается жёстким уровнем ответственности, а неиспользование бюджетных средств за определённый период подразумевает под собой вариант переноса их на следующий год, объясняет эксперт. При этом Александр Терентьев отмечает, что в последний квартал года ответственные стараются выполнять план с опережением, но не всегда это приводит к результату.
Так, в 2022 году плановые расходы бюджета составляли 1,066 трлн рублей, а по факту исполнено было 1,043 трлн. Например, на "Общегосударственные вопросы" в прошлом году предполагалось потратить 89,9 млрд рублей, но удалось только 49,6 млрд (55,3%). На непрограммные расходы город закладывал 93,2 млрд, а потратил 69,8 млрд рублей (74,9%).
"Я полагаю, основная проблема заключается в большом количестве задач и отсутствии мотивации у ответственных лиц. Как правило, цели ставятся как надстройка над первостепенными задачами тех или иных компетентных лиц. Поэтому личная заинтересованность может быть только у руководителей, которые в свою очередь имеют не такой большой арсенал воздействия", — указывает эксперт.
Президент НИУ ВШЭ в Санкт–Петербурге Александр Ходачек уточняет, что низкие показатели исполнения бюджета сейчас могут быть связаны с договорными обязательствами. Так, если срок поставки товара или исполнения контракта назначен на конец года, то и в общей статистике деньги, выделенные на реализацию проекта, появятся только в декабре. А таких контрактов большинство. Также темпы расходов, по мнению эксперта, могут быть связаны с особенностями системы госзакупок. Если поставщик оказался некачественным и его необходимо заменить или контракт по каким–то причинам не состоялся, то время реализации проекта сильно растягивается.
Низкое исполнение связано с тем, что у Петербурга слишком большой бюджет. Как бы парадоксально это ни звучало. Если администрация стабильно не справляется с освоением собранных денег, надо вернуть их налогоплательщикам. Поверьте, горожане и бизнес используют свои деньги эффективнее для городской экономики, чем чиновники Смольного — чужие. Объективная причина — это неопределённость экономической ситуации, которая заставляет администрацию придерживать расходы из опасений бюджетного дефицита. Обязательные расходы (образование, здравоохранение, социальная помощь) идут по графику, но задерживаются капитальные вложения в экономику и инфраструктуру. Например, в 2022 году эта тактика привела к тому, что 73% расходов по программе "Экономическое и социальное развитие территорий Санкт–Петербурга" (8,9 млрд рублей) ухнули — другого слова не подберу — в последний месяц года. Разумеется, качество таких авральных вложений крайне невысоко. Возможность манипуляций расходами ставит вопрос о качестве самих государственных программ. Если деньгами можно распоряжаться столь вольно, необходимы ли эти расходы в принципе? Сложная экономическая ситуация требует публичного обсуждения проблемы. Думаю, пришло время вернуть утверждение госпрограмм из тиши кабинетов Смольного в зал заседаний городского парламента.
Кирилл Страхов
президент Фонда развития городского самоуправления "1870"
Проблема связана с низкой эффективностью принятия решений, что негативно сказывается на реализации госпрограмм. Ускоренное освоение бюджета в последнем квартале ранее было системной проблемой в России, однако в последнее время ситуация сильно улучшилась. А Петербург отстаёт по этому показателю.
Михаил Бурмистров
генеральный директор "INFOLine–Аналитика"
Причин, почему исполнение расходов активизируется под конец года, может быть две. Первая: мы наблюдаем продуманную политику откладывания расходов, которая позволит представить ситуацию в финансовом плане более сбалансированно. Вторая причина — это смещённая активность. По этой логике наиболее активный период и период погашения счетов в соответствии с имеющимися договорами выпадает на конец года. Поэтому в последние месяцы производится больше платежей и больше расходов.
Василий Колташев
директор Института нового общества