Девочкам на конфеты: миллиардер Кашин передал свою бизнес–империю дочерям

Бизнесом петербургского миллиардера Кашина завладели его дочери
Автор фото: Валентин Беликов

Дочери миллиардера Александра Кашина усиливают позиции в бизнесе отца. Впервые собственницей компании стала третья дочь.

Ксении Кашиной, дочери основателя "Эго–Холдинга" Александра Кашина (№ 102 в Рейтинге миллиардеров "ДП" — 2022), с 4 октября принадлежит ООО "НПП “Прогресс”", которое занимается управлением недвижимостью и до того было собственностью ООО "Холдинговая компания “Эго–Холдинг”". Другая дочь миллиардера несколькими днями ранее приобрела доли в ООО "Бриз" с таким же родом деятельности. Выручка обеих компаний за 2022 год составила 62 млн рублей — не много на фоне оборотов одного из крупнейших в регионе оборонных холдингов.

"Алмаз" рядом

Научно–производственное предприятие "Прогресс", 100% которого приобрела Ксения Кашина, не проявляет себя в медийном пространстве. Несмотря на "научно–производственное" название, в СПАРК основным видом его деятельности указано управление недвижимостью. Это микропредприятие с уставным капиталом 331 тыс. рублей. На портале "Электронное правосудие" опубликованы всего два спора с его участием — в 2014 и 2016 годах. В первом случае с "Прогресса" взыскали долг за разработку проектной документации по внутреннему электроснабжению нежилого здания, расположенного на Уральской ул., 19, корп. 4, лит. Б. Во втором — комитет по управлению городским имуществом Санкт–Петербурга взыскал с "Прогресса" задолженность по арендной плате за земельный участок площадью 1248 м2, на котором это здание располагается.
Из материалов арбитража видно, что компания арендует участок с 2006 года, а в конце 2014–го становится его собственником. Расположенное там здание находится в непосредственной близости от площадки АО "Морской завод “Алмаз”", которое производит катера для патрульной службы ФСБ и Военно–морского флота. "Алмаз" входит в Объединённую судостроительную корпорацию. В открытых источниках таких сведений нет, но можно предположить, что "Прогресс" использует здание для нужд судостроения, — это одно из основных направлений работы "Эго–Холдинга". Выручка "Прогресса" за прошлый год составила 16 млн рублей.
Генеральный директор "Прогресса" Иван Толочко сказал, что с прессой не общается, но обещал передать Ксении Кашиной просьбу о комментарии. Для неё это первый бизнес–опыт в роли владелицы компании. Можно предположить, что ей предстоит управлять помещениями здания на Уральской улице, которые, скорее всего, сдаются в аренду.
Александра Кашина приобрела в конце сентября 19,22% долей ООО "Бриз". 61,56% этой компании — у ООО "Юмакс", основная владелица которого (56,3%) — третья дочь основателя "Эго–Холдинга" Мария Тисевич. Оставшиеся 19,22% принадлежат материнской компании — ООО "ХК “Эго–Холдинг”", 99,9% которого у той же Александры Кашиной, а 0,1% — у Марии. Фактически с конца сентября Александра Кашина стала основной владелицей "Бриза".
В отличие от "Прогресса", у "Бриза" нет арбитражной практики, поэтому о его деятельности можно судить лишь по карточке СПАРК. Там сказано, что "Бриз", как и "Прогресс", управляет недвижимостью, является микропредприятием с уставным капиталом 14 080 рублей. Офис компании — Уральская ул., 19, корп. 9, лит. Ж. Как раз там по соседству со зданием "Прогресса" располагается производственная площадка завода "Алмаз". Выручка "Бриза" за прошлый год составила 46 млн рублей.
Генеральный директор "Бриза" Сергей Григорьев обещал передать Александре Кашиной просьбу о комментарии.

Пять миллиардов на всех

Лично Александр Кашин формально никакого отношения к созданной им бизнес–империи уже не имеет. На сайте "Эго–Холдинга" можно прочитать, что он возглавляет совет директоров компании, но в СПАРК об этом нет ни слова. Там написано, что он входит в советы директоров АО "СПБЭКС" и АО "Биржа Санкт–Петербург" и возглавляет Федерацию волейбола Санкт–Петербурга. Кроме того, Александр Кашин является владельцем и главным тренером женской волейбольной команды "Ленинградка", которая выступает в суперлиге чемпионата России. "Ленинградка" входит в состав спортивного клуба "Капитан" — единственного частного волейбольного клуба страны.
Теперь формально основные действующие лица этой бизнес–империи — дочери миллиардера Мария и Александра.
Александре Кашиной принадлежат 99,9% ООО "ХК “Эго–Холдинг”", владеющего долями трёх компаний — это "Навигация" (19,22%), "Берега" (3,54%) и "Бриз" (19,22%), — позиции в котором она недавно упрочила. "Навигация" специализируется на вложениях в ценные бумаги, "Берега" предлагают услуги по аренде и управлению коммерческой недвижимостью. А ещё через "Эго–Холдинг" Александра Кашина владеет 51% акций АО "Завод “Знамя труда”", которое производит запорную арматуру.
Кроме того, ей принадлежат доли в компаниях, формально с "Эго–Холдингом" не связанных. Это ООО "Второе дыхание" (100%), ООО "Издательство “Мор Вест”" (100%) и 51% ООО "Уранис" (завод по производству радио– и телепередатчиков в Севастополе). "Второе дыхание" производит бытовые электроприборы, а "Мор Вест" издаёт посвящённый судостроению журнал "Морской вестник".
Суммарная выручка компаний, долями в которых владеет Александра Кашина, составила за 2022 год 584 млн рублей, из которых 409 млн приходятся на "Берега".
У Марии Тисевич 100% ООО "Эго–трэвел", 75,3% ООО "Юмакс" (обе компании управляют недвижимостью) и 75,1% ООО "МНС–Энерго", которое торгует оборудованием. Лично и через "Эго–трэвел" с "Юмаксом" она владеет основными пакетами "дочек" "Эго–Холдинга": по 61,56% "Навигации" и "Бриза" и 96,46% "Берегов".
Есть у Марии Тисевич и собственный бизнес, юридически не связанный с "Эго–Холдингом". Это ООО "Кудеверское охотничье хозяйство" в Псковской области, ООО "Мир искусства" (ресторан в Петербурге) и ООО "Таунгруп" (оптовая торговля мебелью в Москве).
Суммарная выручка компаний, доли которых принадлежат Марии Тисевич, составила в 2022 году 560 млн рублей. Но это неточные данные, потому что ранее её "Юмакс" и "Эго–трэвел" владели акциями промышленных предприятий "Эго–Холдинга", специализирующихся на оборонной продукции и гражданском судостроении. Это АО "НПО Завод Волна" (разработка и производство навигационного оборудования для военных нужд), АО "Морские навигационные системы" (то же для гражданского судостроения) и АО "Проектно–конструкторское бюро “РИО”" (выпускает комплексы связи для Минобороны). Но актуальные данные о собственниках этих компаний не разглашаются.
Все компании, связанные с семьёй Александра Кашина, заработали в 2022 году почти 5 млрд рублей.

"Уберечь близких от таких поползновений"

Примеров, когда основатель крупного бизнеса передаёт его детям при жизни, не так много. В Петербурге самый яркий из них — АО "Коммерческий центр, транспорт и лес" (КЦТЛ). Компанию создал Александр Абросимов и передал её своим дочерям, а сам занял пост петербургского бизнес–омбудсмена. В этом году пост пришлось оставить: Генпрокуратура инициировала национализацию активов КЦТЛ. На днях дочь бывшего омбудсмена Юлия Абросимова покинула пост генерального директора.
Схема бизнеса, при которой компаниями формально владеют взрослые дети их основателей, нравится далеко не всем.
Владелец производственного холдинга "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ) Михаил Даниленко обращает внимание на "подводные камни" такой схемы:
"Конечно, передать бизнес в управление детям — правильный шаг. Встать на позицию председателя совета директоров материнской компании и подсказывать, как действовать, — комфортная совместная работа, которая должна принести хорошие результаты. Негативная же сторона основана на реалиях российского бизнеса. К сожалению, не всегда можно предугадать, в какой момент к тебе возникнут претензии со стороны правоохранительных органов по мотивам, о которых ты даже не догадывался. Всегда хочется уберечь близких от таких поползновений", — говорит бизнесмен.
Владелец и генеральный директор ООО "Морские комплексные системы" Павел Зубков полностью поддерживает практику оформления бизнеса на совершеннолетних детей.
"Нужно давать дорогу молодым и помогать им научиться уверенно идти по ней. Но молодым полезно сначала не возглавлять компании и не управлять серьёзными проектами, а “потоптать сапоги”, познать бизнес с самого низа. Только так они смогут доказать старшим собственную способность стать преемниками достигших успеха родителей. Если же дать молодому человеку управлять компанией сразу, слишком велик риск для бизнеса", — считает Павел Зубков.