Беглов: до конца года планируем заключить концессию на основной участок ШМСД

Губернатор Петербурга Александр Беглов о новой роли Северной столицы, ключевых инвестициях и планах по развитию города — в интервью "Деловому Петербургу" перед ПМЭФ-2023.

Город изначально был ориентирован на Европу, как меняется этот вектор сейчас? Какой теперь будет роль Петербурга?
— Петербург изначально был ориентирован на другую Европу. Ту, с которой нас 320 лет назад объединяли общие ценности. Духовные основы христианства. Свобода торговли. Уважение к частной собственности. Признание за Россией права на участие в справедливом мироустройстве. Европа ими пренебрегла, растоптала свои же принципы. А мы сохраняем приверженность этим ценностям. Ни от кого не закрываемся. По-прежнему зовём "все флаги в гости к нам". И ПМЭФ — лучшее тому подтверждение.
Но наше будущее больше не зависит исключительно от торговых кораблей под европейскими флагами. Мир стал многополярным. В нём есть разные центры силы и передовой технологической мысли. Поэтому наше взаимодействие с государствами, поддержавшими санкции против России, сокращается. А с дружественными державами — развивается. Мы устанавливаем новые деловые связи. Ищем и находим новых поставщиков. Организуем прямые морские контейнерные линии — из Индии, Китая и других стран без перевалки в европейских портах.
Петербург остаётся для других стран "окном в Россию". И внутри России его роль остаётся прежней. Ему суждено и дальше оснащать страну новыми технологиями. Свежими идеями. Результатами прорывных фундаментальных и прикладных исследований. Быть "окном в будущее". Наилучшей площадкой для внедрения всего нового и передового. С тою разницей, что мы будем меньше заимствовать. И больше создавать сами. У нас всё для этого есть.
Стратегия развития города меняется?
— Наши стратегические направления те же — "Умный город", "Социальный город", "Комфортный город", "Открытый город". Меняется их приоритетность.
Четыре года назад, на стартовой позиции нового Правительства главными для нас были цели "Открытого города". Мы научились слушать и слышать людей. Выстраивать коммуникацию с петербуржцами. Создали пространство для народных инициатив.
Затем составленные вместе с жителями планы реализовывались на стратегическом направлении "Комфортный город". Вместе мы устранили самые очевидные перекосы в развитии мегаполиса — сократили отставание по социальной инфраструктуре, разобрались с жильём обманутых дольщиков, создали людям новые общественные пространства в шаговой доступности. После начала эпидемии COVID-19 сместили акценты в сторону "Социального города". Защитили Петербург и петербуржцев.
Сегодня необходимо поставить во главу угла "Умный город". Сохраняя достигнутое на трёх других направлениях и продолжая выполнять все составленные ранее "дорожные карты". Нам необходимо обеспечить рост "умных" инвестиций в промышленное высокотехнологичное производство. Создать максимально комфортные условия для частной инициативы, прежде всего — в науке и технологиях. Привлекать отечественных инвесторов к нашим научно-прикладным бизнес-проектам. Уделить первостепенное внимание развитию академической и вузовской науки.
"Умные" аспекты выходят на первый план в каждой отрасли. Например, сейчас в среднем образовании мы завершаем решение проблемы "Социального города" — дефицита мест, и переходим к задачам "Умного города". Увеличиваем приём в колледжи, активизируем в школах программы предпрофессиональной подготовки, объединяем усилия с передовыми вузами и предприятиями в рамках федерального проекта "Профессионалитет".
Что с нашими традиционными географическими преимуществами: географическим положением, транспортно-логистической составляющей? Как пережили год отрасли, ранее использовавшие это преимущество?
— Петербург остаётся на пересечении международных транспортных коридоров. Меняется лишь направление взаимодействия. Наше географическое положение с доступом к водным артериям — по-прежнему важное преимущество. Мы видим, что транспортно-логистическая отрасль, вопреки прогнозам, не сбавляет обороты. Объём услуг по транспортировке и хранению, оказанных организациями Санкт-Петербурга (без субъектов малого предпринимательства) вырос в 2022 году на 24,3%.
Увеличился, пусть и незначительно, объём грузовых коммерческих перевозок автотранспортом. Повышается спрос на складскую недвижимость. В прошлом году в Санкт-Петербургской агломерации введено более полумиллиона квадратных метров складов, это новый рекорд. В 2023-м эксперты ждут ещё более высоких показателей ввода.
Безусловно, уход крупных международных морских перевозчиков и запрет на заход российских судов в европейские порты привели к снижению грузооборота Большого Порта Санкт-Петербурга. На 37,5% за прошлый год. Но сейчас ситуация понемногу выправляется.
Город поддержал стивидорные компании — мы ввели с 2023 года для них механизм инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль. Помогаем переключаться с контейнерных перевозок на перевалку других видов грузов. Удобрения, лом, оборудование машиностроительной отрасли. Организуем новые логистические потоки. Как уже сказал, наладили прямые контейнерные линии из Индии и Китая. В январе в наш порт прибыло рефрижераторное грузовое судно "Силвер Берген" из Кейптауна — это была первая прямая корабельная поставка фруктов из ЮАР в Петербург в зимнее время. Запущен маршрут по перевозке автомобилей в Иран.
В апреле Большой Порт Санкт-Петербурга вышел на самый высокий показатель перевалки грузов с марта 2022-го. Готовимся к увеличению грузооборота с Калининградом, росту грузопотока в рамках развития Северного морского пути. Поставлена государственная задача по перевалке через глубоководный порт Бронка порядка 7 млн тонн белорусских грузов в год.
Что пришлось менять Петербургу в течение года с точки зрения проектов, инвестиционных планов? Что мы потеряли?
— Произошло некоторое переформатирование рынка и инвестпроектов. Многие наши предприятия были вынуждены пересматривать свои программы развития, перераспределять ресурсы. Уход западных компаний, имевших здесь производственные мощности и точки сбыта, был заметен по именам, хотя потерей не стал. Освободившиеся площадки и ниши заняли российские инвесторы или инвесторы из дружественных стран.
Наибольшие потери пришлись на петербургский автокластер — падение производства составило 90,2% по итогам 2022 года. Но мы не потеряли автопром. За два с лишним десятилетия город многое сделал, чтобы "укоренить" его на берегах Невы. Наладил подготовку квалифицированных кадров. Выстроил логистику. Подобрал смежников. И сегодня мы видим, что в цехах автокластера начинается новая жизнь.
Уже в июне "АвтоВАЗ" выпустит первый серийный автомобиль "Лада" на площадке бывшего завода "Ниссан". Мощности завода Toyota в Шушарах займёт "Алмаз-Антей". "Обуховский завод", входящий в состав этого концерна, намерен организовать там выпуск электрического внедорожника "E-NEVA", а также грузовиков и электрокаров. Есть варианты реанимировать завод Hyundai, его судьба сейчас решается в переговорах с участием Минпромторга РФ.
Как строится внешнеэкономическая деятельность Петербурга в сегодняшних условиях? Есть ли примеры новых заметных зарубежных инвестиций?
— Разворот с Запада на Восток продолжается. Расширяем торговлю со странами ЕАЭС и СНГ, странами Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Например, поставки в Петербург из стран СНГ выросли почти на 50%. Это связано и с увеличением закупок продовольствия, и с заработавшим параллельным импортом. Страной-гостем ПМЭФ-2023 станут Объединённые Арабские Эмираты. Это означает приезд представительной делегации и возможность развивать сотрудничество с ОАЭ быстрыми темпами.
Запад всеми силами пытается воспрепятствовать инвестициям из Азии в Россию. Прежде всего, это касается Китая. Но переговоры с крупными компаниями азиатских стран идут активно. В долгосрочной перспективе европейские инвесторы будут замещены российскими и азиатскими компаниями.
В сложившейся геополитической обстановке большое значение уделяем выстраиванию отношений со странами Африки (в частности, с Эфиопией, Нигерией, Джибути). В этом году с 26 по 29 июля в Санкт-Петербурге пройдёт II Саммит Россия-Африка, который позволит укрепить взаимодействие наших стран.
Как прожила год городская экономика? Каковы основные показатели и выводы из них?
— Прошлый год прошёл под эгидой 350-летия Петра Великого.
Мы благодарны основателю нашего города за то, что он дал Северной столице, помимо географических, и другие, не менее важные преимущества. Прежде всего — серьёзный промышленный, военный, научный, образовательный и культурный потенциал. Мы старательно укрепляли его все последние годы. В сложном 2022-м году он вновь помог нам выстоять.
Экономика Петербурга адаптировалась к санкциям. Предприятиям удалось переориентироваться на альтернативные каналы поставщиков сырья и комплектующих.
Мы получили своевременную поддержку федерального центра. На уровне города приняли и реализовали 126 мер поддержки общей стоимостью 39 млрд рублей.
Из остальных показателей отмечу рост промышленного производства на 3,9%. Он продолжается в 2023 году — ИПП по итогам 1 квартала составил 3,3 %. Средняя номинальная заработная плата увеличилась на 11,2% и составила 84,5 тыс. рублей. В основной капитал предприятий города поступил рекордный объем инвестиций — более 997 млрд рублей.
Какие отрасли сегодня являются приоритетными для инвестиций? На что город делает ставку?
— Промышленность с опорой на научно-производственный сегмент. Это важно для обеспечения технологического суверенитета России. И это самый перспективный способ обеспечить устойчивое развитие Петербурга на десятилетия вперёд.
Мы уже задали этот вектор. В 2022 году город не подвёл страну во многом потому, что встретил новые вызовы на промышленном подъёме. Нам удалось переломить негативные тренды. В 2021 году инвестиции в обрабатывающие производства после 3-х летнего перерыва в Петербурге выросли на 45,4%. С 58 до 100 млрд рублей. В 2022-м открыли 26 новых производств и промышленно-логистических комплексов. И сейчас сопровождаем более 60 новых промышленных проектов. Драйверами 2023 года выступают фармкластер, радиоэлектроника, нефтегазовая отрасль и другие.
Следующая задача — сфокусировать ресурсы на секторах, критически востребованных страной и способных уже завтра составить новую научно-технологическую специализацию города. На микроэлектронике — вместе с Российским научным фондом. На беспилотной авиации — вместе с Минпромторгом и Агентством Стратегических Инициатив. На новой энергетике — вместе с "Газпромнефтью". На технологиях искусственного интеллекта и машинного обучения — вместе с Ассоциацией "Искусственный интеллект в промышленности". На новой химии и синтетической биологии — вместе с Политехом, ИТМО, "Татнефтью" и другими крупными частными компаниями.
Чем Петербург может гордиться за истекший год?
— Результатами в сфере, которую президент России много раз называл высшим национальным приоритетом. Это сбережение народа.
В рамках 68-го Указа президента для оценки деятельности высших должностных лиц регионов есть два очень важных показателя эффективности — "Численность населения" и "Ожидаемая продолжительность жизни". С начала пандемии COVID-19 обе эти позиции у Петербурга были в "красной зоне". За прошлый год удалось добиться их стопроцентного исполнения. К 1 января в нашем мегаполисе проживали 5 млн 598,5 тыс человек. Средняя продолжительность жизни составила 75,4 года. За этими цифрами – огромная работа по модернизации здравоохранения, закупке оборудования, строительству новых стационаров, обновлению парка "Скорой помощи".
Петербург вышел на исторический минимум по младенческой смертности — 3,4%. У нас в городе 53 тысячи многодетных семей. За последние 4 года их стало больше на 10 тысяч.
Значимым индикатором благополучия мегаполиса считается смертность от внешних причин. К ним относятся преступления, аварии, самоубийства, отравления, чрезвычайные происшествия. Это интегральный показатель, он трудно поддаётся влиянию, поскольку зависит от целенаправленных усилий сразу во многих отраслях. Не только — врачей, правоохранителей и спасателей, но и учителей, инженеров, дорожников. В Петербурге за 4 года удалось сократить его почти на 21%, с 67 до 53 случаев на 100 тысяч человек.
Какие крупнейшие инвестиционные проекты продолжают реализовываться в городе?
— Мы не потеряли темпа в крупных проектах, ожидаемых петербуржцами. Реализуем первый этап Широтной магистрали скоростного движения — Витебскую развязку. Как и намечали, планируем завершить объект в 2024 году. В прошлом году профинансировали подготовку территории под реализацию второго этапа будущей трассы — между Витебским и Союзным проспектами. В декабре утвердили проект планировки территорий для третьего этапа ШМСД — от Союзного проспекта до административной границы Санкт-Петербурга. Сейчас весь основной ход ШМСД — 2-4 этапы Широтной магистрали от Витебской развязки до КАД с новым мостом через Неву — находится в стадии проектирования. В этом году планируем заключить концессионное соглашение на строительство.
На полях ПМЭФ-2023 заложим первый символический кирпич трамвайного депо для новой 20-километровой линии скоростного трамвая "Купчино – Шушары – Славянка".
На проспекте Гагарина завершается строительство многофункционального спортивно-досугового комплекса "СКА Арена". Планируем до конца 2023 года завершить строительство трёх первых съездов Шкиперской развязки — нового стыковочного узла ЗСД с улично-дорожной сетью Васильевского острова. Также в этом году подпишем концессионные соглашения с инвесторами по 5 общеобразовательным школам в рамках федерального проекта "Современная школа" и нацпроекта "Образование".
В Кронштадте по поручению президента России реализуем уникальный проект "Остров фортов" общей стоимостью более 80 млрд рублей. Уже отрыты три очереди музейно-исторического парка. В июне откроем Музей военно-морской славы России с Конгрессно-выставочным центром. Центральными точками нового туристического кластера станут отреставрированные и приспособленные для современного использования форты "Александр I", "Петр I", "Кроншлот".
Чем город может быть сегодня привлекателен для инвесторов, по сравнению с другими регионами?
— Прежде всего, это огромный промышленный, научный и человеческий потенциал. Высококвалифицированные кадры, передовые инновационные разработки и технологии, диверсифицированная структура экономики. Многие партнёры города уже сейчас заказывают или проводят в Петербурге свои исследования и разработки. Вместе мы делаем дорогу от идеи до конечного продукта — максимально прямой и быстро преодолимой. Например, "Энерготехнохаб", созданный городом и "Газпромнефтью", насчитывает более 500 резидентов. Первые выращенные в нем стартапы уже получили финансирование. В этом году в рамках экосистемы "Энерготехнохаба" открыт инжиниринговый центр в Кронштадте для нефетегазовой отрасли.
Петербург выгодно отличает и большой спектр инструментов поддержки для добросовестных инвесторов. Мы ввели "аренду за рубль" для земельных участков под масштабные инвестпроекты в промышленности. Продлили на 2023 год инвестиционные льготы по налогу на прибыль. Используем механизмы инвестиционного налогового вычета, специальных инвестконтрактов, региональных инвестпроектов. В январе заключили первый офсетный контракт на открытие нового лекарственного производства. Подготовили внедрение Регионального инвестиционного стандарта.
Оформляем 3-ю и готовим 4-ю и 5-ю площадки особой экономической зоны "Санкт-Петербург", где выгодно работать передовым предприятиям.
Общий объём налоговых преференций в Петербурге — один из самых высоких в стране. Сворачивать или серьёзно сокращать его мы не планируем. Это относится не только к инвестпроектам "Умного города", но и к другим сферам приложения капитала. Транспорту, строительству, культуре, туризму, индустрии питания и развлечений. Отмечу, что многие проекты, заложенные в новый Генеральный план развития Санкт-Петербурга до 2040 года, планируется реализовать на основе механизмов ГЧП совместно с бизнесом.
Каковы планы пространственного развития Петербурга? Освоение новых территорий, застройка серого пояса, транспортные коридоры? Претерпели ли они изменения в новых условиях?
— С момента принятия действующего Генплана в 2005 году многое изменилось. Развились новые цифровые технологии. Появились современные высокотехнологические производства. Произошли демографические изменения. Образовался дефицит свободной площади, принадлежащей городу. Следующий Генплан призван всё это учесть. Обеспечить сбалансированное развитие территорий, строительство жилья и размещение рядом с ним рабочих мест, модернизацию "спальных" районов за счёт новой общественно-деловой инфраструктуры.
С учётом задач "Умного города" будет увеличен общий объём промышленных зон. Их основной прирост приходится на Пушкинский, Колпинский, Приморский и Выборгский районы. Старые промышленные территории (так называемый "серый пояс") ждет регенерация и реновация городской среды. Исторический центр — точечные преобразования и редевелопмент отдельных объектов в рамках закона. Незастроенные территории пригородных районов — активное развитие, преимущественно на участках бывших сельхозпредприятий и неорганизованных зелёных насаждений.
Предусмотрен целый ряд новых элементов транспортного каркаса. Строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Создание двух диаметров пассажирских электропоездов "Белоостров – Аэропорт Пулково – Ораниенбаум" и "Токсово – Гатчина – Варшавская". Запланированы 5 новых переходов через Неву. Это мосты в составе ШМСД, в створе Большого Смоленского проспекта, Арсенальный и Ново-Адмиралтейский, а также Орловский тоннель. Проект Генплана включает 57 новых станций метрополитена, в том числе пересадочных. Из них до 2030 года запланировано строительство 31 объекта метрополитена, включая станции и вторые выходы.
Принять Генеральный план планируется до конца 2023 года.
Как развивается туризм в Петербурге? Есть ли новые идеи?
— Туризм — очень важная отрасль, её развитие имеет широкий мультипликативный эффект для экономики Петербурга. Мы начали в регионах России и за рубежом активную информационную кампанию "Добро пожаловать в Петербург!". Продвигаем совместные маршруты: с Москвой — "Два города — миллион впечатлений", с Москвой и Нижним Новгородом — "От рассвета до заката", с регионами Северо-Запада — "Серебряное ожерелье России". Последний реализуется по поручению президента страны и объединяет 11 регионов. Петербург выступает центром проекта и национальным туристским хабом.
Хочу отметить, что сейчас позитивные тренды в туризме Петербургу обеспечивают, главным образом, наши соотечественники. За прошлый год из стран ближнего зарубежья к нам приехали 188 тыс. человек, из дальнего — 153 тыс. Наш главный резерв — гости из дружественных стран.
Рассчитываем, что программа "Санкт-Петербург — культурная столица СНГ 2023" позволит стимулировать культурный обмен и нарастить турпоток из бывших советских республик. Приоритетные направления по дальнему зарубежью — страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Большого Ближнего Востока. Мы активно представляем там Петербург на туристических выставках. Помогаем налаживать воздушные мосты. В этом году прямые рейсы связали наш город с Китаем и Ираном. Ожидаем скорейшего возобновления безвизового обмена для групповых туристов из Китая. Безвизовый режим с Ираном согласован, но пока не реализован на практике. Ведём переговоры с индийскими авиакомпаниями по открытию прямых рейсов с крупнейшими городами Индии Дели и Мумбаи.
Какие самые заметные события ждут Петербург в этом году?
— Мы достойно отметили 80-летие прорыва блокады Ленинграда и 320-летие основания Санкт-Петербурга. Начали подготовку к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Отметим его вместе со всей страной в январе 2024-го.
Самое значительное международное событие текущего года — безусловно, Петербургский международный экономический форум. Наш город проводит ПМЭФ уже в 26-й раз. И каждый новый Форум дает мощный импульс к развитию мегаполиса, приковывает внимание всего мира к Санкт-Петербургу.
Как уже сказал, через месяц после ПМЭФ нас ждёт ещё одно важное международное событие — Второй Саммит Россия-Африка. Первый Саммит прошёл в 2019 году в Сочи и способствовал развитию экономических и социальных связей между странами Африканского континента и Россией.
24 июня состоится традиционный праздник выпускников "Алые Паруса". Мы вновь пригласили на него ребят из Мариуполя, Донбасса и других освобождённых территорий юга России.
Сразу после него, 25–26 июня, примем в Кронштадте Международный военно-морской Салон. Готовим необходимую транспортную инфраструктуру, а также площадку Конгрессно-выставочного центра в Музее военно-морской славы России. Там же, в Кронштадте, на День ВМФ в последнее воскресенье июля пройдёт Главный военно-морской парад страны.
На осень запланированы два важных экономических события. В год 30-летия компании "Газпром" особую значимость приобретает Международный газовый форум. В конце октября на площадке XXI Общероссийского Форума стратегов Петербург напомнит о себе, как о важном центре отечественного стратегирования.
С нетерпением ждём и готовимся после трёхлетнего перерыва принять 16–18 ноября участников и гостей Санкт-Петербургского Международного Культурного Форума. В условиях, когда русскую культуру на Западе пытаются "отменить", у этого события появляется важное идеологическое измерение.