В I квартале 2023 года со стороны продуктового ретейла в Петербурге возобновился спрос на производственно-складские помещения. Год назад его вовсе не было. Повышенный интерес продемонстрировали все секторы торговли и дистрибуции. Производители продовольствия тоже активировались: спрос с их стороны обеспечил 4% валового объёма сделок в этом сегменте недвижимости. Такие данные приводят аналитики Maris.
Буквально в марте 2023 года "ДП" писал о том, что компания LADOGA арендовала складской блок площадью 7 тыс. м2. Консультантом сделки является NF Group — по словам представителей агентства, главным требованием заказчика было наличие свободных и готовых к использованию площадей. Подходящий подо все критерии вариант был найден в "Логопарке Шушары".
Данной сделкой арендатор закрыл две потребности: склад временного хранения и таможенный склад. Такой инструмент позволит компании оклеивать до 180 тыс. бутылок импортной продукции специальными федеральными марками и этикетками. А бонусом получил премию "Проект года" по версии "ДП" — за сохранение продуктового разнообразия и поддержание здоровой конкурентной среды. Компания уже отработала процесс в 2022 году, после того как с 10 апреля прошлого года вступило в силу постановление правительства РФ о расширении географии эксперимента по маркировке ввозимой в страну продукции, — и в проект был включён Петербург.
"В Северо-Западном регионе, как и в иных регионах России, присутствует достаточно большое количество таможенных складов, — говорит Эдуард Кривонос, эксперт ассоциации "ГПУ ВЭД "ГЕРМЕС", директор ООО "Невский терминал". — Таможенные склады открыты как на территориях складов временного хранения, так и на территориях крупнейших участников рынка ВЭД Северо-Западного региона. Таможенные склады, как и склады УЭО, схожие по функциональному инструментарию, — это мера сокращения издержек предприятий и осуществления необходимых операций с товарами в более короткий срок".
И в текущих реалиях они приобретают новую привлекательность для бизнеса.
Новый старый интерес
Как рассказывают эксперты, таможенные склады в нашей стране весьма активно использовались иностранными производителями в 1990-х. Потом российские импортёры стали покупать товар у производителя на "месте изготовления" — получив преимущество за счёт снижения таможенных платежей. И актуальность инструмента снизилась на какое-то время. Однако он по-прежнему предлагал различные вариации на тему более выгодной схемы ввоза товаров. Среди прочего в текущих реалиях — возможность для грузовладельца "накапливать" иностранную продукцию на территории страны, не тратясь на пошлины единомоментно, а также "лавировать" с учётом конъюнктуры валютного рынка.
"Таможенные склады — это дополнительный инструмент для осуществления операций с товарами, таких как отбор проб и образцов товаров, подготовка товаров к продаже и перевозке (транспортировке), включая дробление партии, формирование отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению товарного вида, техническому обслуживанию", — поясняет Эдуард Кривонос.
Эксперт также добавляет, что при грамотной работе участников ВЭД таможенный склад — это инструмент снижения стоимости товаров, в отношении которых требуется маркировка, упаковка, улучшение товарного вида за счёт осуществления этих действий не за границей, а в России — тем самым сокращения таможенной стоимости, являющейся налогооблагаемой базой. Собственно, всё это делает инструмент интересным для бизнеса, поскольку существующие схемы маркировки в Прибалтике или Китае имеют свои существенные минусы. Первая — дороже, вторая — не такая щепетильность к сохранности товарного вида импортируемого груза, делятся эксперты.
Удобно всем
Сроки и стоимость доставки импортной продукции в Россию в 2022 году ощутимо увеличились — это стало серьёзным вызовом для бизнеса и вынудило перестраивать существовавшие логистические цепочки. Также данный фактор оказывает значимое влияние на ценообразование: стоимость услуг перевозки повышалась релевантно задаче. И одним из решения для компании LADOGA стало открытие собственного таможенного склада. Изначально алкогольный производитель предполагал маркировку продукции исключительно по собственным дистрибуционным контрактам. Но не исключал возможность осуществлять процедуру для других участников рынка ВЭД.
"Это позволит гарантировать бесперебойные поставки и существенно повысить уровень сервиса для наших партнёров. Мы исключим из товаропроводящей цепочки лишний этап выгрузки-погрузки, распаллечивания и обработки товара, который раньше происходил в Прибалтике, и, следовательно, минимизируем возможность порчи товара. Кроме того, отправка федеральных специальных марок в текущих условиях небезопасна — нет гарантий качества международных почтовых компаний. Все вышеуказанные факторы позволят нам эффективнее управлять ценой на продукцию, как можно дольше сохраняя её на доступном для потребителя уровне", — прокомментировал Дмитрий Исаченков, директор по развитию компании LADOGA.
Высоко оценил идею коммерческий директор сети "Градусы" Руслан Соловьёв: "Компания LADOGA — это команда профессионалов и новаторов на алкогольном рынке, которые первые выпускают новинки, создают тренды и совершенствуют цепочки поставок". Эксперт считает, что такие эффективные решения, позволяющие одновременно облегчить импорт товаров в части маркировки, сократить логистическое плечо и уменьшить затратную составляющую, особенно актуальны, когда рынок "живёт одной неделей".
Более того, эксперимент алкогольного производителя открывает новые возможности для всего рынка. Наличие таможенного склада позволяет задействовать и морской порт — так, первая партия вина уже была завезена в Петербург в 2022 году. Раньше, в силу особенностей логистики, это не представлялось возможным. Но акцент, конечно, сделан на развитии собственного предприятия. "Увеличение складских площадей — это важный этап нашей стратегии по масштабированию бизнеса: увеличению оборота, объёмов закупок и продаж. Главной актуальной задачей при этом было и остаётся наполнение складов продукцией в текущей ситуации. Катастрофической нехватки мы не испытываем, но трудности с доставкой импорта сохраняются — часть коридоров нам удалось наладить, но некоторые ещё остаются нерешёнными или дорогими", — добавляет Дмитрий Исаченков.
Не обойдёмся своим
По сведениям пресс-службы, благодаря открытию таможенного склада, в компании импорт крепкого алкоголя увеличился на 36%. Однако основная доля — это вина. По импорту последнего LADOGA входит в топ-10 российских импортёров. На данный момент у компании более 140 поставщиков, и она продолжает поиск новых партнёров, чтобы расширить ассортимент на полках магазинов, в том числе за счёт эксклюзивных предложений. Что касается продаж импортной продукции, в 2022 году они увеличились на 7%.
И открытие таможенного склада позволит в разы увеличить цифры. "Перед нами стоят амбициозные планы по импорту продукции в 2023 году. Мы намерены ввезти в 2 раза больше товаров, чем годом ранее. В частности, импорт вина будет увеличен на 56%, а крепких алкогольных напитков — на 189%", — сообщил Дмитрий Исаченков».
Впрочем, на рынке не всё так позитивно, говорит Руслан Соловьёв. "Усложняют ситуацию различные ограничения в плате за товар, за транспорт, за маркировку и т. д., — говорит он. — Второй вопрос: не все иностранные компании хотят работать с Россией (из-за репутационных рисков, личное желание собственников и т. д.) Но точно могу сказать: ретейл, производители, импортёры — уже все работают и планируют различные варианты развития на годы вперёд. Так что потребитель не заметит пустот на полке или каких-то ограничений в выборе. Заметит только повышение цен. Например, производство одной бутылки вина в России выше, чем во многих странах Европы, поэтому если произойдёт запрет импорта, то цены на вино повысятся на 30-60%".
При этом в компании LADOGA отмечают, что в нашей стране доля продаж российской продукции всегда была выше. И крупные торговые сети намерены повышать процент отечественных брендов на полке.