Операторы связи начали проверять личные данные клиентов из-за "серых" сим–карт

Автор фото: vostock-photo
Мобильные операторы рассылают абонентам сообщения с просьбой уточнить личные данные. Это происходит в рамках закона по борьбе с "серыми" владельцами сим–карт.

Ничего нового

В СМС, которые начали недавно получать абоненты МТС, говорится, что если клиент откажется подтвердить свою личность, то оператор будет вынужден, согласно законам РФ, разорвать контракт с абонентом на предоставление услуг связи. Обещается, что подтверждение данных займёт "не более пары минут".
"Согласно статье 44 закона “О связи” телеком–оператор обязан осуществлять проверку достоверности сведений об абоненте и сведений о пользователях услугами связи абонента. Подтвердить данные можно либо дистанционно, через аккаунт на “Госуслугах” — в этом случае практически вся информация подгрузится автоматически, останется только проверить и подтвердить данные. Либо прийти с паспортом в любой магазин МТС и подтвердить информацию лично", — прокомментировали в МТС.
Согласно этому закону, каждый пользователь мобильного номера должен быть идентифицирован. Кроме того, у некоторых абонентов меняются паспортные данные, фамилия или имя, поэтому операторы периодически просят обновлять информацию.
"Достоверность данных об абонентах — не новая обязанность операторов. Необходимость сообщать изменения ФИО и места жительства прописана для абонента в правилах оказания услуг связи. Кроме того, таковы требования закона, который вступил в силу ещё в 2018 году. Они предусматривают, что оператор обязан проверить достоверность данных, а абонент — подтвердить их одним из предусмотренных законом способов (в том числе через портал “Госуслуги”) в течение 15 дней. Tele2 ответственно подходит к выполнению требований законодательства и на плановой основе осуществляет сверку", — объяснили в свою очередь в пресс–службе Tele2 на Северо–Западе.
В Tele2 предупреждают — в случае неподтверждения данных услуги связи могут быть заблокированы по требованию Роскомнадзора. "Чтобы этого не произошло, мы информируем клиентов по разным каналам коммуникаций и просим заранее актуализировать сведения о пользователе абонентского номера. Согласно правилам об оказании услуг связи, абонент обязан предоставить оператору информацию о новых данных в течение 60 дней с момента вступления этих изменений в силу. Мы просим уточнить данные в случае, если информация в договоре об оказании услуг связи неполная или если первичная проверка показала, что сведения потеряли актуальность", — добавили в компании.
В "Билайне" ссылаются на 126–ФЗ "О связи", согласно которому абонент сотовой связи в России обязан информировать своего оператора в случае, если у него изменились персональные данные.
В "МегаФоне" заметили, что обязаны блокировать номера абонентов, данные которых в договоре не совпадают с фактическими. "Мы уделяем большое внимание этому вопросу, поэтому всегда информируем клиентов о сроках и способах подтверждения данных", — утверждают в компании.
В МТС добавили, что проще всего подтверждать свою личность через авторизованный аккаунт на "Госуслугах". В таком случае вся информация будет сохранена в личном кабинете абонента в МТС ID. Также помимо личного посещения салона связи можно подтвердить данные с помощью своего фото и фотографий паспорта.

Всё по закону

Алексей Бойко, аналитик агентства MForum Analytics, замечает, что все требования действительно восходят ещё к 2018 году. Но периодически регуляторы напоминают операторам, что необходимо соблюдать закон "О связи" в том числе и в этой части. Видимо, тогда и начинается рассылка СМС тем абонентам, данные которых вызывают какие–либо вопросы или сомнения.
Максим Али, партнёр, руководитель практики интеллектуальной собственности и информационного права Maxima Legal, добавляет, что требования оператора вполне законны. Они базируются на "Правилах оказания услуг телефонной связи", утверждённых правительством РФ.
"Правила позволяют абоненту подтвердить сведения о себе, в том числе удалённо. Правда, напрямую это говорится в части подтверждения через “Госуслуги” или с использованием УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписи), которой большинство пользователей не владеют. О возможности предоставить скан паспорта правила не содержат оговорок. По всей видимости, здесь имеет место определённая интерпретация закона со стороны операторов. Примечательно, что раньше регламенты операторов нередко предполагали личный визит для подтверждения данных", — заметил юрист.
В правила оказания услуг связи такую процедуру внесли ещё в 2017 году. "Если этого не делать, то оператор вправе приостановить оказание услуг связи, а через полгода и вовсе расторгнуть договор в одностороннем порядке. К слову, этим пользуются силовые ведомства. Были случаи, когда органы требовали от оператора связи проверить абонента, а в случае уклонения от проверки — прекратить его обслуживание. И в таких случаях оператор шёл навстречу органам, приглашая клиента с паспортом в салон", — заметил Максим Али.

Номер с доставкой

В июне 2021 года для борьбы с "серыми" владельцами сим–карт в закон "О связи" также были внесены поправки, согласно которым покупать сим–карты вне салонов связи можно только с применением биометрии. Однако сейчас всё больше становится популярной услуга доставки сим–карт курьером и их оформление на дому. Часто такую практику применяют MVNO–операторы (например, "Тинькофф Мобайл", Yota и т. д.). Казалось бы, здесь есть противоречие. Но эксперты единодушно утверждают, что всё в порядке.
"Требование сдачи биометрии, насколько я знаю, не является обязательным условием для проведения операций с сим–картами. Нет и требования проводить такие операции непременно в салоне оператора. Требуется лишь предъявление клиентом паспорта, а также его готовность к заключению с оператором договора в письменной форме. Специалист оператора делает это в условиях выезда к клиенту. Не вижу в этом нарушений законодательства", — подчеркнул Алексей Бойко.
О том же самом говорит Павел Катков, юрист, член комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере медиакоммуникаций: "Думаю, тут речь идёт о продаже сим–карт на улице без внесения в договор и в соответствующие реестры данных абонента. В случае с “Тинькофф” данные абонента фиксируются лично представителем, он проверяет его паспорт, фотографирует, вносит в базу, это не аноним. Поэтому схема MVNO, думаю, законна".
Максим Али говорит, что оператор может привлекать для заключения договора третьих лиц, которые будут уполномочены, например, доверенностью. В таком случае паспорт предъявляется не сотруднику оператора, а этому третьему лицу. Подтверждение личных данных для приобретения сим–карты при этом засчитывается.