Развитие электронной коммерции не сбавляет темпа. Обороты онлайн-розницы прибавляют порядка 30% ежегодно. Экономическая ситуация постоянно меняется, в отрасли появляются новые вызовы и тренды. О них и зашла речь на круглом столе "Делового Петербурга". Эксперты рынка e-commerce рассказали, как адаптируются к актуальным правилам игры.
На фоне падения спроса в офлайне онлайн не первый год наблюдает значительный рост. Многие проблемы, с которыми столкнулась "традиционная" розница, послужили для e-commerce драйверами.
Разборчивое потребление
Надёжным форматом электронной коммерции участники рынка называют маркетплейсы, поскольку они не зависят от конкретных брендов или товарных категорий. Напротив, для большинства из них эффективность работы обеспечивает наличие на площадке широкого ассортимента и возможность выбора для покупателя. На востребованность маркетплейсов у потребителей указывает рост оборотов компаний чуть ли не по каждой товарной категории. По словам заместителя управляющего директора Ozon Владимира Гончаревича, в 2022 году быстрый рост, к примеру, наблюдался в продуктах питания, авто- и мототоварах, мебели и одежде. На замену международных брендов электроники и бытовой техники пришли производители из Китая, активизировались также российские бренды одежды.
Тенденция к экономии в прошлом году укрепилась. Вместе с тем потребители предпочли осознанный подход к онлайн-шопингу: планирование расходов, использование скидок и акций. "Покупатель стал ориентироваться в скидочной политике компаний. Если раньше акционные предложения практически не имели сегментации, то сейчас каждый маркетплейс стремится придумать свою "фишку", чтобы клиенту было проще", — говорит он.
Пожалуй, самый бурный рост в e-commerce в последние годы демонстрировала доставка продуктов питания. Если ещё в 2018 году её предлагали только отдельные сервисы, то сейчас она в топе и у маркетплейсов. Электроника и бытовая техника в целом по России тоже остаётся в лидерах, более 40% продаж идёт через онлайн-канал. Президент Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артём Соколов отмечает, что помимо food-категории, неожиданный рост в течение прошлого года показала мебель и товары для дома (раньше у аналитиков эти позиции находились в разделе "Прочее").
"Традиционно IKEA генерировала серьёзный оборот в этой категории, но она ушла. Но есть другие сильные игроки, которые продолжают развиваться. Сегодня покупатели могут собрать кухню онлайн и выбрать понравившиеся готовые изделия, которые им затем доставят. Спрос рождаёт предложение — онлайн-площадки включились в работу с такими категориями как «Мебель»", — говорит Соколов.
Пандемия и переход на удалёнку способствовали развитию сегмента гиперлокальной доставки, при которой покупатель может забрать свои товары в срок от 15 минут до пары часов после заказа. Изначально эта ниша развивалась только в городах-миллионниках, но сейчас стала проникать и в более мелкие регионы. "Люди начинают к этому привыкать и требовать такого же сервиса от всех игроков рынка онлайн-коммерции, и у компаний эта услуга тоже появляется. Тренд, изначально зародившийся в доставке продуктов и предметов первой необходимости, распространяется на весь рынок. Пока с операционной точки зрения это сделать тяжело, но всё движется в этом направлении. Думаю, через год-два будет инструмент, позволяющий доставлять получателю широкий объём продукции в выбранный час", — рассуждает руководитель отдела региональных продаж Boxberry в Петербурге Ян Яскевич.
Первопроходцы в параллельном импорте
Онлайн-площадки стали первопроходцами в части параллельного импорта, а малый и микробизнес, на который приходится 90% поставщиков, оказался наиболее гибким к санкциям. Глубина товарной партии, которая нужна для функционирования большой розничной сети, малым предприятиям не требуется. В связи с этим, пока сети разбирались с новыми цепочками поставок и партнёрами, онлайн-торговля смогла первой предложить аудитории максимально широкий ассортимент.
И всё же, по мнению Ирины Ивановой, председателя комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству петербургского ЗакСа, в онлайн сегодня идёт именно "молодой" малый бизнес, владельцы которого видят в этом большую рациональность, чем, например, содержании офлайнового магазина. Что касается предпринимательства, возникшего в 90-е, ему для приобщения к e-commerce может не хватить кадров.
Разрешать, нельзя сдерживать
Однако факторы, сдерживающие развитие электронной коммерции, остаются. Одна из самых больных точек — наличие теневого рынка. Представители бизнеса уверены, что маркетплейсы могут оказать государству помощь в обелении онлайн-розницы. С 1 марта на них начало распространяться требование об обязательной маркировке, теперь они должны передавать в систему "Честный знак" сведения при продаже товаров со своего склада.
По словам директора по защите легального оборота продукции Центра развития перспективных технологий (Национальная система маркировки "Честный знак") Максима Курганского, важно, что параллельный импорт не отменяет обязательной маркировки. Все ведомства, поставщики, которые импортируют продукцию или производят её на территории РФ, нанося маркировку, подтверждают соответствие сертификатам, качеству, легальности продукта. Это позволяет очищать рынок. "Ещё в прошлом году поступали обращения от потребителей с жалобами на поддельную продукцию. Также бывали случаи, когда покупатель забирал товар, а затем подменял его, чтобы вернуть компании якобы выданный ею брак и получить обратно свои деньги, оставив при этом покупку себе. Теперь маркетплейс может отсечь немаркированный товар как при приёмке, так и при оформлении возврата", — указывает Курганский.
С 1 ноября стартует эксперимент по онлайн-продаже алкоголя, правда пока он коснётся только Москвы и области. Участники рынка считают, что с запуском этой опции власти затянули: компании давно готовы реализовывать спиртосодержащую продукцию через онлайн-каналы, обязуясь полностью контролировать процесс продажи. Тем более не секрет, что нелегально алкоголь и так реализуется в интернете продавцами, которых едва ли возможно отследить и наказать. Не лучше ли стимулировать развитие легального рынка, чем ограничивать честный бизнес, задаются вопросом в компаниях.
Диалог о легализации продажи алкоголя в интернете между властью и бизнесом идёт давно. Со стороны властей есть опасения, что продукция будет доставляться не в рамках законодательства. Предприниматели считают, что эти переживания беспочвенны. "Интернет-торговля позволяет обеспечить более интенсивный контроль над перемещением товара. У нас есть набор систем прослеживаемости, которые подтвердили свою эффективность, а также налажен опыт работы с другими сложными категориями: ювелирной продукцией, лекарствами", — говорит Владимир Гончаревич из Ozon.
Максим Курганский считает, что после запуска обязательной маркировки пива (с 1 апреля 2023 года требование коснётся напитка в кегах, затем поэтапно распространится на продукцию в банках) можно будет попробовать разрешить компаниям продавать пиво онлайн, сотрудничая при этом с "Честным знаком". Например, при приёмке продукции потребитель мог бы подтвердить свой возраст через "Госуслуги". "Учитывая развивающиеся системы и происходящие изменения, я думаю, что продажа алкоголя онлайн тоже не за горами, это вопрос времени", — резюмировал Курганский.
Каждому — своё
Наряду с маркетплейсами, предлагающими широкий ассортимент товаров, в последние несколько лет активно развивается сегмент нишевых игроков. Некоторые работают в b2b, и для них прошлый год оказался удачным. Среди таких — маркетплейс "Платферрум", который специализируется на металлопрокате.
"Отличие b2b-подхода от b2c — в выстраивании отношений с клиентом, к которому нужно приехать, всё ему подробно рассказать. Казалось бы, диджитализация при таких сложных сделках практически невозможна. У компаний обычно сформирован пул клиентов, наработок, и выход на нишевой маркетплейс всегда может вызывать скепсис. Но на деле необходимость поиска каналов сбыта сделала многих менее консервативными в этом плане", — поделилась наблюдениями директор по маркетингу Татьяна Газизуллина.
По её оценке, события 2022 года сделали узкоспециализированные маркетплейсы более востребованными. Например, в металлопрокате после введения санкций поставщики, которые раньше продавали продукцию на экспорт, потеряли этот канал сбыта и были вынуждены искать новых клиентов внутри страны. На фоне этих обстоятельств онлайн-площадки стали ещё актуальнее. Кроме того, подобные онлайн-площадки способствуют развитию цифровизации отрасли.
Кстати, среди участников АКИТ (их более 60 тыс.) довольно много узконаправленных проектов, причём в ряде случаев они удовлетворяют спрос своего покупателя больше, чем площадки с широким разношёрстным ассортиментом. Факторов, влияющих на потребительское поведение и выбор интернет-магазина, стало намного больше, помимо цены на товар людей волнует скорость его доставки, наличие на складе и многое другое. Тем не менее, нишевые магазины составляют конкуренцию крупным универсальным площадкам. Артём Соколов считает, что в этом сегменте места хватит всем, а его потенциал — огромен.