Все стадии принятия: потрясения, потери и новые шансы закалили бизнес Петербурга

Автор фото: Коллаж "ДП"

Российская экономика завершила 2022 год лучше, чем виделось весной, но гораздо хуже, чем ожидалось до 24 февраля. Под давлением внешних вызовов бизнесу вновь потребовалась экстренная перестройка. Петербургские компании с ней по большей части справились — помогли в том числе стрессоустойчивость и опыт, обретённые в период пандемии.

Подводя экономические итоги года, официальные лица РФ акцентируют внимание на том, что падение ВВП и доходов граждан, а также рост инфляции оказались не такими существенными, как прогнозировалось весной.
Успешное преодоление рекордных по объёму санкций — главный итог двенадцати месяцев противостояния России и Запада, говорят в Кремле и правительстве. Действительно, сразу после начала спецоперации аналитики да и чиновники рисовали весьма пессимистичную картину для экономики.
Так, институт исследований и экспертизы ВЭБ.РФ в конце марта предупреждал о вероятном снижении реальных располагаемых доходов населения на 12% при годовой инфляции на уровне 19%. В апреле на тот момент глава Счётной палаты Алексей Кудрин допускал падение ВВП по итогам года на 8–10%. Примерно так же оценивали ожидаемое снижение валового внутреннего продукта и в Международном валютном фонде.
Помощник президента Максим Орешкин и председатель ЦБ Эльвира Набиуллина на совещании с Владимиром Путиным 28 февраля выглядели весьма озадаченными.
Автор: Алексей Никольский/ТАСС
Реальный урон экономике, по официальным данным, оказался не таким болезненным. Как сообщил в конце декабря министр финансов Антон Силуанов, спад ВВП России по итогам 2022 года составит 2,7%, инфляция же, по его словам, будет на уровне 12%.
Эти цифры, однако, не должны вводить в заблуждение, ведь целевым ориентиром по инфляции на 2022 год был назван показатель в 4%, а ВВП РФ, по прогнозу Минэкономразвития, должен был вырасти на 3%. Планировавшийся профицит федерального бюджета в размере 1,3 трлн рублей стал к декабрю дефицитом на уровне около 2,9 трлн рублей (примерно 2% ВВП).
Таким образом, вместо года роста экономики из-за спецоперации и санкций Россия получила год, когда успехом признаётся не критичное падение. Глубочайший обвал автопрома, уход сотен международных брендов, массовый отъезд IT-специалистов и грядущая перестройка нефтяного и газового экспорта — пока далеко не все потрясения 2022 года конвертировались в цифры.
Петербург, как и вся страна, испытал глубочайший шок, но проверку санкциями все-таки прошёл. Хотя сократились зарплаты и ушли в простой многие предприятия, городская экономика выдержала удар.
О том, что помогло бизнесу не сломаться и каким ему теперь видится будущее, "ДП" узнал у представителей разных отраслей экономики.

Недвижимость

Основным трендом на рынке нового жилья стало снижение спроса. Напуганные началом спецоперации, а затем мобилизацией покупатели перешли в режим экономии. В ноябре месячная выручка девелоперов снизилась с 30,5 до 28,4 млрд рублей, а средняя стоимость квадратного метра в новостройках упала до 223,7 тыс. рублей.
Худшие опасения девелоперов, впрочем, не оправдались: льготную ипотеку, пусть и с изменением условий, всё-таки продлили.
"Год Тигра научил не сдаваться и быстро реагировать на изменение обстоятельств, расширять кругозор и оперативно находить альтернативные решения, во всём уметь видеть светлую сторону; также мы основательно прокачали сплочённость и взаимовыручку... По продажам нам пришлось в ручном режиме корректировать планы, число сделок оказалось меньше, чем в прошлом году, но на финансовых показателях и наполнении эскроу-счетов в банках это сильно не отразилось. В будущем году надеемся, что рынок пойдёт по сценарию не хуже того, что мы увидели во втором полугодии", — рассказал директор по маркетингу и продажам корпорации "Мегалит" Андрей Кириллов.
В группе RBI подчеркнули, что "сжимающийся рынок" ставит перед девелоперами нетривиальные задачи.
"Отрасль в течение года столкнулась со сложными вызовами: от импортозамещения до стагнации спроса. Снижение спроса накладывается на растущие издержки, удорожание материалов и усложнение логистики поставок, на рост социальной нагрузки девелоперов. В таких условиях девелоперам требуется проявлять всё свое мастерство, искать пути оптимизации затрат без потери качества и с обеспечением дальнейшей возможности расширенного воспроизводства", — поделился президент компании Эдуард Тиктинский.
В группе "Аквилон" считают, что 2022 год научил не поддаваться панике и оперативно реагировать на самые сложные вызовы.
"Мы успешно провели импортозамещение. При замене партнёров компании удалось найти проверенные качественные решения, которые отвечают всем нашим стандартам. Цены в настоящий момент стабилизировались. Предпосылок для их серьезных изменений в ту или иную сторону нет. Новые ставки по ипотеке, конечно, вызывают некоторые опасения, но мы считаем, что уже в первом квартале 2023 года банки и девелоперы предложат покупателям выгодные программы. В любом случае всем участникам рынка в очередной раз придется адаптироваться к новым условиям работы. Главное сегодня, чтобы не было новых непредвиденных обстоятельств, на которые мы никак не сможем повлиять", — отметил исполнительный директор компании Владимир Шабанов.
"У рынка недвижимости есть существенный плюс — большая инерция, поэтому несмотря ни на что недвижимость строится, сдаётся в аренду, продаётся — всё это требует рабочих рук, умных голов и нетривиальных решений. Новые условия повлияли на стиль работы — горизонт планирования существенно сократился, возник вопрос эффективности бизнес-процессов и ключевых направлений, в которых стоит сосредоточить свои усилия. Радует, что государство поддержало строительную отрасль — продление льготной ипотеки, строительство инфраструктуры. Недвижимость и строительство — важный драйвер экономики и сопутствующих отраслей, поэтому мы уверены, что нам и нашим сотрудникам всегда найдется место и работа в нашей стране", — подвёл итоги года генеральный директор "БестЪ. Коммерческая недвижимость" Георгий Рыков.
Автор: Ермохин Сергей

Ресторанный бизнес

Хотя сфера общественного питания замедлила развитие, а осенью некоторые заведения даже столкнулись с двукратным падением выручки, ресторанный бизнес в целом прошёл год достойно. Объясняется это просто: на еде потребители экономят в последнюю очередь.
"Нашу отрасль в 2022 году испытывала на прочность очередная волна идеального шторма, который начался в период ковида и всё никак не закончится… Времени оправиться от последствий пандемии не было, а спецоперация и мобилизация нанесли удар по основной болевой точке общепита – по кадрам и линейному персоналу. В результате, поиск выбывших сотрудников стал одной из главных задач для ресторанного бизнеса. У кого-то из-за этих проблем замедлилось развитие, кто-то оказался на грани закрытия. Акцент также пришлось сместить на адаптацию меню. Часть продуктов питания исчезла из ассортимента поставщиков, часть выросла в цене в 2–3 раза. Но эти вопросы удалось решить вполне успешно", — сказал "ДП" глава объединения петербургских рестораторов "Рестоград" Александр Ружинский.
По его словам, в 2023 году сфера общепита хотела бы обойтись без новых кардинальных потрясений.
"Бесконечно адаптироваться и эволюционировать под воздействием внешних обстоятельств наша человекоёмкая отрасль устала. И это касается как собственников, так и персонала: давление ощущают все… Хочется стабильности в новом году", — заключил Ружинский.
Работавший в России более 30 лет «Макдоналдс» в 2022 году заменила сеть «Вкусно – и точка».
Автор: Виталий Смольников/ТАСС

Реклама

Рынок рекламы весьма чувствительно отреагировал на разрыв в отношениях России и Запада. Ещё весной в РФ признали экстремистской и запретили деятельность Instagram и Facebook, стали недоступными для рекламодателей и многие другие популярные площадки и инструменты.
Тем не менее, по оценке Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), объём рекламы в средствах её распространения за первые три квартала текущего года сократился всего на 6% и составил 380-385 млрд рублей.
"Рекламодатели быстро адаптировались к новой реальности, в частности уход с российского рынка таких крупных зарубежных медиа игроков, как, например, Google и Meta (признана экстремистской и террористической организацией в РФ), остановка размещений в TikTok, Criteo, Taboola и многих других. На текущий момент рынок ещё не смог полностью компенсировать эти потери, однако наметилось перераспределение бюджетов среди локальных игроков. При этом ситуация у разных игроков рынка неравномерная. Оставшиеся в одиночестве VK сильно прирос, где драйвером стал сегмент СМБ. Можно только подтвердить факт роста рекламного трафика на маркетплейсах вместе с их органическим ростом", — прокомментировал управляющий партнёр UMG adtech solutions Яков Адамов.
При этом, по его словам, масштабный уход западных рекламных бюджетов и не меньший уход инвентаря пока не перекрыт локальными игроками. По оценке UMG adtech solutions, падение рынка рекламы в Интернете по итогу 3 квартала 2022 год к году составило 20–25% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
О переориентации компании на российских клиентов "ДП" рассказал директор по стратегическому развитию коммуникационной группы RCG Данила Крюков.
"У крупнейших игроков рекламного рынка последние 5–7 лет клиентский портфель состоял в основном из западных компаний: они давали хорошие бюджеты и предлагали интересные кейсы, с которыми коммуникационные агентства выигрывали рекламные фестивали, повышая свой рейтинг. У RCG западные компании составляли до 80–90% портфеля. С началом спецоперации наши многолетние партнёры стали замораживать бюджеты и отменять проекты, многие полностью ушли из РФ. Возникла потребность в срочной перестройке, и мы переключились на работу с российскими государственными и окологосударственными компаниями: "Газпром Нефть", "Лукойл", "Мегафон", VK, "Теле-2" и так далее. К лету они в значительной степени заместили нам проекты и бюджеты ушедшего иностранного бизнеса. В результате, год компания завершает, сохранив команду и практически полностью компенсировав те потери, которые вызвал исход западных партнёров", — отметил Крюков.
По его мнению, уходящий год продемонстрировал, что заходить в российские компании рекламным агентствам не так сложно, как казалось, а их проекты зачастую не уступают западным.
Автор: vostock-photo

Юридические услуги

В структуре спроса на рынке юридических услуг в 2022 году произошли существенные изменения. Бизнес стали гораздо больше интересовать вопросы санкций, продажи иностранных компаний, реструктуризации активов, слияния и поглощения.
Физические лица, разумеется, осаждали юристов с обращениями, связанными с мобилизацией.
"Проведение частичной мобилизации в сентябре–октябре этого года затмило многие остальные рабочие моменты. Тогда мы немедленно приняли решение принимать мобилизованных граждан в нотариальных конторах вне очереди и полностью освободить их от оплаты нотариальных действий. Буквально за пару дней организовали выездную работу в центрах размещения военнослужащих. Грузились в машины целыми конторами, вместе с оргтехникой — мы же работаем в своих закрытых сетевых сервисах — и выезжали оформлять доверенности, завещания, документы об усыновлении и удочерении", — рассказала президент Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Мария Терехова.
Важнейшим трендом года собеседник "ДП" назвала дистанционные сделки. Петербург вошёл в ТОП-5 регионов по их количеству.
"Это, действительно, удобно, когда для заключения договора купли-продажи недвижимости, алиментного соглашения, соглашения о разделе имущества не надо никуда ехать, даже если одна из сторон находится в Петербурге, а другая, например, во Владивостоке", — отметила Терехова.
Автор: Михаил Метцель/ТАСС
Елена Менде, адвокат Балтийской коллегии адвокатов имени Анатолия Собчака, подчёркивает, что в корпоративном сегменте появились не только новые категории споров, например, взыскание убытков на астрономические суммы с иностранных компаний и их дочек, но и новые аргументы в обычных спорах.
"Кто бы мог представить пять лет назад, что акционеру могут не выдать документы общества, потому что он является резидентом иностранного "недружественного" государства, что является веянием нового времени, которое нам предстоит научиться чувствовать. В целом всё, что касалось иностранного элемента, будь то партнеры, сложившиеся корпоративные структуры, кредиторы — попало в зону турбулентности с относительно непредсказуемым результатом, так как практика формировалась на наших глазах", — объясняет Менде.
Основные трудности, по её словам, были связаны с отъездом за границу коллег — из-за этого пришлось производить замены в командах и перестраивать бизнес-процессы.
"Думаю, в 2023 году практику банкротств ждет ещё больший подъём. Мы уже видим, что итогом банкротного моратория стал резкий рост количества дел, в перспективе оно будет расти, в том числе мы увидим среди должников довольно крупные предприятия, у которые раньше был хороший кредитный рейтинг. Можно прогнозировать и рост банковской и финансовой практики, потому что регулирование в этой сфере всё еще продолжает меняться, поэтому скорее всего мы будем наблюдать как консультирование в части санкций и контрсанкций, так и привлечение к ответственности за операции 2022 года", — прогнозирует Менде.

Информационные технологии

Сфера IT стала абсолютным лидером по оттоку кадров за рубеж. Оценки числа релокантов сильно разнятся — осложняет подсчёт в том числе постоянный, пусть и медленный, процесс возвращения специалистов обратно в Россию.
Российская ассоциация электронных коммуникаций в конце марта сообщала об отъезде около 70 тыс. работников из сферы информационных технологий, в "Руссофт" приводили другие данные – порядка 40 тыс. в период с февраля по май.
Глава АНО "Информационная культура" Иван Бегтин после объявления частичной мобилизации говорил, что 100 тыс. потенциально уехавших ИТ-специалистов — это "минимальная планка, от которой нужно сейчас отталкиваться".
"2022 год был турбулентным для всех, ИТ-сфера не исключение. В марте об уходе с российского рынка начали говорить многие зарубежные игроки, в том числе поставщики оборудования, серверов, ПО, технических решений. Бизнес понял, что надо адаптироваться в любом случае, по возможности разрабатывать или приобретать независимые решения. Одним из самых популярных запросов в 2022 году у крупного бизнеса был переход с зарубежных систем на собственные разработки, ПО российских вендоров, но опять же с большой долей кастомизации. Бизнесу критически важно понимать, что компании автономны в том, что касается использования и обновления ПО, его доработок, адаптации к новым задачам. В целом есть тренд на более сложные и кастомизированные решения, универсальные не для рынка, а для конкретной компании. Например, когда геоданные и анализ больших данных помогают развивать сразу несколько направлений бизнеса, все эти решения бесшовно интегрированы с внутренними системами взаимодействия и отчётности — это удобно, безопасно и даёт ощущение автономности. До 2022 года тренд был иной: компании чаще всего хотели готовое решение, не обязательно кастомизированное, но внедряемое быстрее и дешевле", — рассказал о главных трендах года генеральный директор компании Marketing Logic Дмитрий Галкин.
Ещё одной особенностью он назвал смещение фокуса многих компаний с инновационных и экспериментальных решений на уже опробованные и доказавшие свою эффективность.
"В любое нестабильное время более рискованные инвестиции сокращаются, поэтому этот разворот вполне ожидаем. Надеемся, что через какое-то время будет повод вернуться к таким решениям, потому что это благо для всей отрасли, это двигатель инноваций и развития. Из трендов, которые сохранятся в 2023 году, останется импортозамещение ПО, компании будут снижать зависимость и повышать автономность, а также сохранится важная роль государства как драйвера и заказчика в ИТ-сфере", — заключил собеседник "ДП".
Автор: Сергей Савостьянов/ТАСС

Парикмахерские и салоны красоты

Индустрия красоты, тяжело переживавшая пандемию, в 2022 году столкнулась с новыми вызовами. Стабильные показатели смог сохранить только премиум-сегмент, на который приходится около 2% рынка, сообщила "ДП" омбудсмен Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Лялья Садыкова.
"К сожалению, для нашей отрасли год выдался очень тяжёлым. Начало СВО, уход с рынка партнёров, закрытие профессиональных школ, повышение цен, мобилизация, которая привела к потери не только клиентов, но и сотрудников. Всё это привело к падению оборотов, спроса в целом. Мы видим, что клиент стал экономить, а эконом-сегмент уже конкурирует с бытовой машинкой для стрижки на кухне, что очень печалит. Сложно и с планированием — так как сегодня есть одни бренды и партнёры, а завтра их может уже не быть, и не потому что они хотят уйти, а потому что их запрещает наше правительство. То же самое и с записью клиентов – нет глубины записи как раньше в 3–4 недели. Большая часть клиентов живёт одним днем", — рассказала Садыкова.
Она также упомянула неприятный сюрприз, который приготовил конец года, — из-за скачка курса валют поставщики прислали "письма счастья" о повышении цен с 1 января.
"У всех одна надежда — на окончание СВО в Новом году и возможность планировать завтрашний день... Российский предприниматель, наверно, самый оптимистичный и самый адаптируемый к любым условиям предприниматель. Несмотря ни на что, верит в светлое будущее и возможность быть предпринимателем в РФ", — философски подытожила собеседник "ДП".