Обещали вернуться: чем мобилизация аукнется петербургскому бизнесу

Автор фото: "ДП"
Повестки для граждан РФ, подпадающих под условия частичной мобилизации, больше не актуальны

Частичная мобилизация завершилась, одновременно с этим в Кремле исключили новую волну набора в рамках прежнего указа Владимира Путина. Предприниматели ещё не скоро смогут вернуться к работе в нормальном (насколько это возможно в нынешних условиях) режиме.

"ДП" узнал, как изменилась ситуация на рынке труда, с какими проблемами чаще всего сталкивались предприниматели и как события последних полутора месяцев отразятся на их работе.

Пересмотрели взгляды

Если в начале спецоперации бизнес страдал из-за санкций, то во время мобилизации самой большой проблемой стала потеря, а потом и нехватка квалифицированных сотрудников. По словам руководителя пресс-службы HeadHunter Северо-Запад Марии Бузуновой, за последние полтора месяца список наиболее востребованных профессий в Петербурге возглавили водители, особенно грузовых и легковых машин (+53% вакансий). Ещё чаще искали младший медперсонал и врачей (+67%). Причём последние покидали рабочие места не только по повесткам, но и уезжая за рубеж. Также работодатели стали чаще обращать внимание на соискательниц.
"Спрос на женщин-работниц в Петербурге после объявления мобилизации действительно вырос: они стали на 3% больше и чаще получать приглашения на работу или собеседования от работодателей, чем мужчины. По сравнению с первой неделей сентября доля женских резюме, заинтересовавших рекрутёров, выросла с 59% до 62%, а доля мужских — сократилась с 41% до 38%. Этот тренд наиболее выражен в профессиональных сферах: "Страхование" (женщин стали приглашать на собеседования на 9% чаще), "Безопасность" (+6%), "Спорт, фитнес, красота" и "Административный персонал" (+5%). В целом интерес к соискателям женского пола вырос в 21 профессиональной сфере из 28", — рассказала Мария Бузунова.
То же самое происходит в сферах, где мужчин-соискателей было традиционно больше. Рекрутёры отмечают резкий рост спроса на женщин в сферах "Автобизнес" (+3% новых приглашений на работу), "Строительство" (+2%), "Транспорт и логистика" (+1%), "Добыча сырья" (+1%).
В целом по городу растёт спрос на услуги психотерапевтов (+33% новых вакансий), автомехаников и автослесарей (+5% в октябре к сентябрю), юристов (+1% новых рабочих мест), сервисных инженеров (+9%) и рабочий персонал (+4%).
Также с 21 сентября по 1 ноября в Петербурге существенно вырос спрос на линейных работников в сфере продаж и клиентского сервиса (+40%). Столкнулись с нехваткой сотрудников и предприятия общепита. "Чаще всего рестораторы жаловались на резкое сокращение линейного персонала. Те, кто не попал под частичную мобилизацию, но имел шанс — предпочитали не ходить на работу, чтобы не получить повестку на улице. И без того острый дефицит кадров обострился в моменте", — рассказал "ДП" лидер сообщества RestoGR Александр Ружинский.

Невыгодная честность

Непросто пришлось и узконаправленным малым предприятиям, где критически важные работники не получили отсрочку, несмотря на обещания городских властей содействовать в том, чтобы её предоставить, отмечает председатель РОО "Содействие малому бизнесу" Янина Гришина.
"Дело не в том, что обострилась проблема с кадрами, а в том, что она обострилась со специализированными кадрами. Сотрудникам коммерческих структур практически не давали бронь, хотя изначально сами попросили прислать все данные. А для некоторых специализированных предприятий потеря даже нескольких сотрудников может обернуться крахом", — обращает внимание эксперт.
Малый и средний бизнес на фоне мобилизации скорее остановился и затаился, оказавшись в более выгодном положении в отличие от крупных предприятий, где работали военно-учётные столы, считает профессор кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС, доктор экономических наук Олег Мисько.
"В моём понимании больше всего пострадали как раз те, у кого была регулярная сверка. Учитывая, что люди у нас не любят ходить в военкоматы и обновлять сведения о себе, когда такая задача возникла — все кинулись решать её по мере наименьшего сопротивления. С такой проблемой столкнулись разные, в том числе промышленные предприятия: довольно тяжело объяснить, почему именно этому сотруднику нужна бронь. Сейчас военкоматам требуется упорядочить свою работу: чем больше людей они будут "видеть", тем проще (ведь неизвестно, будет вторая волна, или нет) получится распределить нагрузку и соблюсти оптимальную дисперсию. Полагаю, что мы не провели мобилизацию оптимальным образом и произошёл явный перекос в сторону тех, кто как раз добросовестно работал с учётными делами", — говорит Мисько.

Неопределённость и риски

С самого начала частичной мобилизации было озвучено, что мобилизованным будет регулярно начисляться денежное довольствие, однако все необходимые для этого средства были доведены до Минобороны только к концу октября. Тогда же — спустя месяц после начала мобилизации, — появилась правовая поддержка бизнеса в виде законов о кредитных каникулах и пятидневной отсрочке, подписанных президентом. Несмотря на корректировки, одна из самых больших проблем, с которой столкнулись индивидуальные предприниматели — невозможность передать свой статус, а соответственно — бизнес, — доверенному лицу, если им пришла повестка. В таких случаях требуется регистрировать нового ИП, а уже только потом передавать (а по факту — продавать) ему соответствующее имущество.
"Особенно переживали владельцы малых и микропредприятий. Для ИП, которые в своей фирме и директора, и бухгалтеры (а зачастую и работники) мобилизация означала, что они практически лишаются бизнеса. Ко мне обращались несколько человек, которые не знали, что делать со своим предприятием. Но я бы говорила, что даже если один предприниматель заявляет, что потерял в связи с мобилизацией бизнес, это уже означает, что речь идёт о массовом явлении", — полагает Янина Гришина.
О том, что пятидневная отсрочка не решила проблемы призванных предпринимателей, заявили все опрошенные "ДП" эксперты. Это касается и ресторанного бизнеса, который в основном представлен малыми и в редких случаях — средними предприятиями. Александр Ружинский отмечает, что оргструктура таких компаний не готова к резкому выходу собственника из управления: в большинстве случаев это невозможно или занимает месяцы.
"Это вообще нереалистичное мероприятие, — соглашается экономист Олег Мисько. — Если для крупного бизнеса есть сделка РЕПО, когда можно продать свой бизнес, оставляя за собой абсолютное право выкупить его обратно, то малые предприятия, как правило, никому не нужны. Даже если человек успеет совершить какие-то кулуарные договорённости, формализовать отношения за этот период трудно. Разве что — передать оперативное управление очень близким людям. В ином случае может оказаться, что сегодня он друг, а завтра — непонятно кто".
Сохранится напряжённость не только внутри бизнес-сообщества, но и на рынке труда, причём как среди работодателей, так и среди соискателей, из-за чего компаниям (особенно в сферах с большим числом мужчин-работников и кандидатов), скорее всего будет сложнее закрывать вакансии. Мария Бузунова полагает, что на нехватку кандидатов-мужчин повлияет как демографическая яма 90-х, так и низкая заинтересованность в том, чтобы выходить на рынок труда, особенно если текущий работодатель готов предоставить бронь от мобилизации или отсрочку от армии.

Роль настроения

Негативное влияние оказала и общая подавленность. Опасаясь получить повестку на улице, многие отказались от походов в рестораны, а бóльшая часть гостей сегмента "средний плюс" уехала из страны и до сих пор не вернулась, поэтому заведения общепита в центре города по-прежнему страдают из-за отсутствия трафика, рассуждает Александр Ружинский.
Говоря о количестве заказов за последние полтора месяца, управляющий сервисом доставки продуктов iGooods Григорий Кунис отметил, что во время частичной мобилизации наблюдались две противоположные тенденции: "С одной стороны число заказов традиционно росло с ухудшением погоды. Также появились новые клиенты в виде мужчин, которые минимизировали выход из дома. С другой стороны количество заказов уменьшалось за счёт отъезда части наших клиентов за границу — с той же целью — не быть призванными. При этом спрос принципиально не изменился по составу корзины и среднему чеку".
По словам Григория Куниса, ключевых изменений в работе компании не было, однако некоторые IT-специалисты переехали и продолжили работать удалённо, в том числе — из других стран, из-за чего управлять персоналом стало труднее. Сложнее обстояла ситуация с курьерами. "Эта категория состоит из сильных и здоровых мужчин 25–35 лет. Их активно мобилизуют и здесь выбытие персонала ощутимо. Замена на новых происходит, но требует усилий и дополнительных трат на рекрутинг и обучение", — объясняет управляющий iGooods.
Между тем в Петербурге заметно увеличилось число специализированных алкогольных магазинов. Экономист Олег Мисько связывает эту тенденцию в том числе с падением доходов: если раньше люди могли тратиться на рестораны и бары, то теперь гораздо выгоднее (да и спокойнее) употреблять горячительные напитки дома. В то же время, по его наблюдениям, по пятницам и субботам на Невском проспекте наблюдается небывалый ажиотаж, однако в основном заведения общепита посещают студенты и парней среди них гораздо меньше, чем девушек. Несмотря на ожидание высокого турпотока во время новогодних праздников, желание заглушить тревогу вряд ли сыграет на руку рестораторам.
"Все готовятся к какому-то туристическому трафику на Новый год, но к докризисным показателям мы вернёмся очень нескоро, — считает Александр Ружинский. — Потому что точкой отсчёта этого кризиса скорее всего выступает ковид с его волнами. С этого момента нас "не отпускает". И восстановление за счёт притока туристов в локальном моменте невозможно".

Тренды и ожидания

Ранее "ДП" уже писал, что в октябре в Петербурге на 43% увеличилось число вакансий с возможностью работать удалённо. Чаще всего работников на дистанционку ищут в сфере IT и инженерных специальностей, маркетинга, рекламы, финансов и бухгалтерии. Это связано как с объявлением частичной мобилизации, так и с устоявшимися трендами в отдельных сферах.
"Работодатели совершенно по-разному отреагировали на новые обстоятельства, не все оказались готовы предложить своим подчинённым удалёнку, как это было в период пандемии. Некоторые столкнулись с невыходом новых сотрудников: соискатели-мужчины часто дезинформируют рекрутёров, указывая в резюме готовность трудиться в московском или петербургском офисе, однако по факту человека может уже не быть в стране, и он может работать только удалённо. В целом готовность работодателей предоставлять удалёнку сохраняется на рынке труда и абсолютно точно, что этот тренд останется", — говорит Мария Бузунова.
Если последние несколько лет бизнес интересовали прививки, то теперь, даже при отсутствии какого-го системного подхода, предпочтение будут отдавать работникам, которые по формальным признакам не попадают под мобилизационные мероприятия. Несмотря на риски для организаций, работающих в белом сегменте, увеличится и число теневых сотрудников, полагает экономист Олег Мисько, добавляя: "Бизнес безусловно будет — раз он уже увидел такое событие, — пытаться на будущее максимальным образом подстраховаться. Многие уже выпускают внутренние распоряжения и приказы о возможности работать на дистанционке, переписывают должностные инструкции, меняют формат работы".
Олег Мисько отмечает, что оценить потери бизнеса в Петербурге получится через несколько кварталов, изучив динамику ВРП. "Когда появится достаточное количество статистических данных, будет корректнее говорить не о том, сколько денег потерял бизнес, а о том, сколько мы потеряем в потреблении товаров и услуг. Ведь структура расходов и совокупных доходов семей мобилизованных, которые получили единовременные выплаты и за счёт ежемесячного денежного довольствия стали в большинстве своём получать больше денег, чем раньше, будет серьёзно отличаться от расходов обычных людей. Поэтому скорее всего в этой денежной массе будет наблюдаться увеличение совокупного спроса и изменение структуры потребления: существенно сократятся траты на одежду, услуги и рестораны, но в то же время вырастет интерес к инвестиционным товарам вроде жилой недвижимости", — рассуждает доктор экономических наук.
По мнению Янины Гришиной, на фоне прошедшей мобилизации в Петербурге закроется множество малых и микропредприятий которые были задействованы в сфере услуг, что впоследствии тоже негативно отразится на обстановке в обществе. "Даже один предприниматель создаёт рабочие места, даёт услуги населению, а главное — дестабилизирует социальную напряжённость: он занят, ему некогда обсуждать решения государства. После окончания мобилизации предприниматели обязательно будут готовить подушки безопасности, даже не зная точно, будет вторая волна или нет, — уверена Янина Гришина. — Хочется, чтобы руководящие органы власти, от которых зависит работа бизнеса, облегчили этот процесс. Ведь если предприниматель уходит и знает, что здесь его семья, он не останется без средств к существованию — там ему будет легче защищать родину".