Ротация под градусом: в Петербурге выросло количество алкомаркетов

Автор фото: Сергей Коньков

Алкомаркетам приходится срочно искать отечественные аналоги для импортных напитков, покинувших рынок. Однако появляются и новые иностранные поставщики.

Специализированные алкогольные магазины в этом году сохранили свои темпы развития практически на уровне прошлого года. Несмотря на изменение ассортимента и сокращение доли известных мировых марок, покинувших российский рынок, количество торговых точек различных сетей продолжает расти.

Не сбавляя ход

Руководитель отдела исследований и консалтинга партнёр IPG.Estate Валерий Трушин отмечает, что уровень активности ретейлеров был чуть ниже прошлого года, на который пришёлся пик развития в Петербурге сети "ВинЛаб". Сейчас, по данным IPG.Estate, в городе работает более 2 тыс. алкомаркетов.
По итогам 9 месяцев 2022 года количество торговых точек "ВинЛаб" по стране превысило 1250, а объём продаж увеличился на 55,7% по сравнению с 9 месяцами прошлого года. Трафик вырос на 38,6%, а средний чек — на 12,4%, говорится в отчёте BELUGA GROUP. Объём продаж по системе click&collect увеличился на 114% по сравнению с 9 месяцами 2021 года, а количество заказов — на 143%.
По данным INFOLine, в первом полугодии 2022–го лидерами по приросту площадей относительно прошлого года стали "Красное и Белое" (+163,4%) и "ВинЛаб" (+326,5%). Суммарно компании открыли 2320 магазинов. Другие специализированные алкогольные магазины в топ–10 FMCG–ретейлеров по приросту торговых площадей не вошли.
При этом на рынке появляются новые игроки. В Петербурге открылся первый фирменный магазин Волковской пивоварни. Московский производитель не только увеличивает представленность своего бренда в торговых сетях, но и активно развивает собственную розницу, также открывая бары и фирменные торговые точки в Москве.
Однако, по мнению Валерия Трушина, со временем прирост алкомаркетов будет замедляться и даже искусственно сдерживаться, чтобы внутри сети точки не вступали в конкуренцию между собой. Но развиваться сегмент продолжит. В том числе потому, что согласно закону нет возможности доставки алкогольной продукции. Соответственно, чем ближе алкомаркет к жилой среде, тем лучше с точки зрения объёмов спроса.

Полки перестроились

Руководитель НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский рассказал "ДП", что основная сложность, с которой сталкивалась специализированная розница, — это уход крупных производителей алкогольной продукции с российского рынка. Из–за этого существенно изменился ассортимент сетей. В некоторых сегментах крепкого алкоголя произошло сокращение торговых марок на 50%.
В рознице происходит активная товарная ротация, по объективным причинам представленность российской продукции в 2022 году выросла, а объёмы производства отечественного алкоголя увеличились на 10–60% в зависимости от ассортиментного сегмента, что позволило практически полностью восполнить потери, которые произошли из–за ухода западных компаний. При этом объём импорта в РФ, например, виски сократился вдвое, так как 80% продаж этого алкогольного напитка приходилось на Великобританию и США. Но производители из других зарубежных стран увеличили поставки своей продукции на территорию РФ — например, Индия, ЮАР, Куба, Армения, Бразилия.
"Потребитель уже привык к определённым брендам и ассортиментной представленности в сетях. И на первом этапе новое предложение его может не удовлетворить. Тем не менее ротация для специализированной розницы прошла достаточно безболезненно. Более серьёзный ассортиментный дискомфорт сейчас испытывают заведения общепита, большинство из которых работали с импортным алкоголем", — подчёркивает Черниговский.
Что касается рынка пива и подобных напитков, на фоне сокращения импортной категории и ухода многих международных игроков с начала года, по данным Nielsen, растёт доля локальной (+3 п. п.) и лицензионной продукции (+1 п. п.). Исполняющий обязанности президента компании AB InBev Efes Ораз Дурдыев отмечает, что импортная компонента может быть частично замещена за счёт локализации иностранных брендов при условии сохранения их качественных и вкусовых характеристик. Эту стратегию реализуют оставшиеся на рынке игроки.
"Также мы наблюдаем продолжающуюся поляризацию спроса: с начала года растут сегменты премиум и эконом, — говорит Ораз Дурдыев. — Наблюдается продолжающийся рост интереса потребителей к категориям вкусового (+0,6 п. п.) и нефильтрованного пива (+0,2 п. п.), в то время как безалкогольная категория, долгое время демонстрировавшая положительный тренд, в этом году показывает околонулевую динамику".
В Ассоциации производителей пива уточнили, что доля импортного пива в ассортименте сократилась с 15% в январе до 9% в сентябре 2022 года. В натуральных продажах — с 6 до 2,5%, причём этот процесс пока не остановился, так что удельный вес зарубежной продукции до конца года, вероятно, ещё немного снизится. При этом розничные продажи пива в РФ в январе–сентябре, по данным Росалкогольрегулирования, уменьшились на 4,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Снижение обусловлено подорожанием пива на 13% за тот же период. Дефицита пива на полках магазинов в настоящее время нет, как нет и никаких предпосылок для его возникновения, добавили в ассоциации.

Кто ищет, тот найдёт

Директор по развитию компании LADOGA Дмитрий Исаченков говорит, что сейчас уже отчётливо заметен результат ухода крупных мировых компаний с рынка. Освободившиеся ниши глобальных брендов, некогда лидеров категорий, занимает продукция российских производителей.
В марте в компании выстроили диалог с представителями ретейла и HoReCa, отреагировав на их проблемы и пожелания. Сейчас в планах вывод на рынок более 50 новых наименований продукции. В первую очередь — виски, рома, джина и вкусовых настоек. При этом продажи отечественного виски Fowler’s по итогам 9 месяцев уже выросли в 5 раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. Продажи лидера российского рынка джина бренда Barrister (доля 46%, по данным IWSR Russia Report 2022) выросли на 60%.
Основной дефицит пришёлся на привычные потребителю бренды в категориях шотландского виски, французского коньяка и игристого вина из Шампани. Но это вовсе не означает, что напитки из этих стран исчезли совсем.
"Только наша компания заключила контракты с тремя новыми поставщиками из Шампани и ввезёт до конца года 80 тыс. бутылок, что в 4 раза больше, чем по итогам прошлого года. Насколько мы знаем, другие импортёры тоже продолжают возить Шампань. Да, доля брендов, покинувших рынок, — это примерно 50% всей Шампани в России. Но не все 100%", — уверяет Дмитрий Исаченков.
Так что ушедшие бренды Шампани в некоторой части смогут заменить менее политически мотивированные поставщики из этого региона. Импорт игристых вин компанией LADOGA по итогам 9 месяцев 2022 года составил 1,3 млн литров, что на 56% больше, чем по итогам аналогичного периода прошлого года. Присоединение к эксперименту по маркировке, позволяющему оклеивать марками ввозимый товар на территории склада компании в Петербурге, также поспособствовал росту импорта.
"Операторы рынка вынуждены были пересматривать ассортиментные матрицы после ухода больших брендов и ставить на полки продукцию своих поставщиков. Как мы видим по статистике и структуре продаж, потребитель к такой ротации на полке оказался готов", — заключает Исаченков.