На сегодняшний день границы между большинством классов недвижимости довольно сильно размыты. Почему так происходит, как может измениться ситуация в будущем и на что обращать внимание покупателю, "ДП" разбирался вместе с директором по маркетингу компании e. Development Вячеславом Батаковым.
Стоит отметить, что как таковых стандартов, указывающих на характеристики различных сегментов жилья, которые были бы закреплены на законодательном уровне, до сих пор нет. Попытки их создать в разное время так и не увенчались успехом. Поэтому по сути, все "классы" — это не что иное, как маркетинговые игры девелоперов.
Директор по маркетингу компании e. Development Вячеслав Батаков
"Границы размывались постепенно. Так, уже давно нормой для всех сегментов стали пластиковые окна, консьерж-сервис, наличие лобби, позже появился запрос на увеличение количества лифтов в доме, на закрытые дворы. Менялся и сам продукт — метражи, планировки. В последние годы покупатель стал особенно требовательным, и застройщики отреагировали на это незамедлительно. Раньше, например, наличие подземного паркинга автоматически относило жилой комплекс к сегменту "бизнес". Теперь же данную опцию можно встретить и в "комфорт+". То же с зонированием пространства во дворах, а также различными планировочными решениями. Мастер-спальни, гардеробные, кладовые-локеры уже не являются исключительной прерогативой класса "бизнес" и выше", — рассказал Вячеслав Батаков.
Борьба за своего покупателя постепенно переросла в конкуренцию на уровне брендов. В результате, в бизнес–классе девелоперы стали устанавливать премиальные стеклопакеты, скоростные и бесшумные лифты известных производителей, предлагать более качественную отделку помещений и фасадов. Но и здесь те, кто строят в "комфорте", не отставали. Однако последние геополитические события внесли свои коррективы. Дефицит импортных материалов и уход с рынка крупных иностранных компаний сильно ударил по бизнес–сегменту.
"Многие продуктологи сегодня ломают голову, как заменить то, что уже было заявлено в проекте. Отделочные материалы, скорее всего, можно будет привезти по параллельному импорту. А вот что делать с техникой и её обслуживанием, с внедрением сложных систем вентиляции, очистки воздуха. Кто-то должен производить гарантийное обслуживание, плюс для этого должны быть в наличии запчасти. Безусловно, решение будет найдено. Не исключено, что на смену европейским премиальным брендам придут азиатские, но, чтобы им заработать такую же безупречную репутацию, понадобится время", — прокомментировал Вячеслав Батаков.
Неизменным критерием, разделяющим классы жилья, по мнению эксперта, была и остаётся, только локация. Так, дом недалеко от Невского проспекта или Сенной площади автоматически будет относиться либо к качественному "бизнесу", либо премиальному жилью. Другой немаловажный фактор — материалы и сам продукт: по мнению собеседника "ДП", не может быть в квартирах бизнес–класса "однушек" метражом 30 м2, потому что такая площадь не обеспечивает должный уровень комфорта.
Отдельного внимания заслуживают клубные дома. Сейчас к таковым относят объекты, включающие до 150 квартир, и расположенные зачастую в периферийных районах Петербурга. Однако, даже 100 в данном случае многовато — уверен Вячеслав Батаков:
"В клубном доме люди знают друг друга лично. Изначально девелопер старается продавать в таком проекте квартиры более или менее однородной целевой аудитории и по интересам, и по уровню дохода. Получается свой небольшой, закрытый от чужих глаз мир, и чем меньше здесь живёт людей, тем больше возрастает ценность "клубности". При этом локация может находиться не в самом центре, но она должна считаться престижной, доступной лишь для небольшого круга людей. Например, сейчас мы строим клубный дом на Рублёвке. Название говорит само за себя, хотя это далеко не центр. А ещё такое жильё подразумевает какие-то дополнительные бонусы для резидентов — скажем, сигарную или камерный ресторан молекулярной кухни. И, конечно не надо забывать, что обслуживание эксклюзивности и приватности всегда требует более высоких затрат".
Забегая вперёд, Вячеслав Батаков предположил, что границы между классами жилья с учётом сегодняшней геополитической ситуации, либо продолжат размываться ещё больше, либо, наоборот, между ними произойдёт серьёзный разрыв. Последнее возможно, если "бизнес" наладит параллельный импорт или найдёт достойное замещение знакомым брендам, а также сосредоточится на продукте, его эргономике, метражах.