Смена протокола: схема лечения коронавируса полностью обновилась

Автор фото: Сергей Коньков
Автор фото: Сергей Коньков

Новые штаммы коронавируса и рост заболеваемости вынуждают вырабатывать новые правила поведения во время и после болезни. Как свести возможный вред для себя и окружающих к минимуму?

За те два c половиной года, что продолжается пандемия COVID–19, накопилось уже очень много информации, которая ставит под сомнение актуальность старых методик лечения, диагностики и соблюдения мер предосторожности. Опрошенные "ДП" эксперты рассказали, каким сегодня должен быть алгоритм действий для тех, кто обнаружил у себя симптомы коронавирусной инфекции.

Осторожнее с таблетками!

Врачи отмечают, что за время пандемии неоднократно менялся как сам вирус, так и схемы его лечения. В середине августа 2022 года Минздрав в 16–й раз обновил методические рекомендации по профилактике, диагностике и лечению COVID–19. Теперь медикам необходимо практиковать более индивидуальный подход к пациенту. "Например, в начале пандемии врачами первичного амбулаторного звена массово назначались антибиотики. Сейчас подход такой же, как и при других ОРВИ", — рассказывает Виктория Саенко, врач общей практики, педиатр Первой семейной клиники Петербурга.
То есть теперь врачи твёрдо уверены, что большинству пациентов с коронавирусной инфекцией, в особенности тем, кто находится на амбулаторном лечении, антибиотики совсем не нужны. Это объясняется тем, что в 95–96% случаев COVID–19 вызывает первично–вирусные поражения лёгких (пневмониты) без наслоения бактериальной инфекции.
По словам врача–терапевта, пульмонолога Международного медицинского центра Юлии Закиевой, теперь врач назначает лечение в зависимости от симптомов, тяжести течения, а также факторов риска. "Уже сейчас заболевшие получают современные противовирусные препараты — “Арепливир” и “Коронавир”. При этом пациентам со среднетяжёлым течением болезни будут также выписывать препараты, которые препятствуют свёртыванию крови и образованию тромбов, чтобы снизить риск развития осложнений", — поясняет она.
Однако и антикоагулянты (препараты, снижающие способность крови к образованию тромбов), и антиагреганты (препараты, уменьшающие способность тромбоцитов к агрегации) также всем подряд не назначаются. Такие лекарства небезопасны, могут вызвать кровотечения, поэтому показаны только пациентам с дополнительными факторами риска тромбозов. Юлия Закиева добавляет, что назначение гормональных препаратов, иммунодепрессантов, ингибитора ИЛ–6 и иного специфического лечения возможно только на стационарном этапе.

Доверься врачу

Ещё одна важная метаморфоза касается отмены карантина. Если раньше самоизолироваться нужно было даже тем, кто мимолётно контактировал с заражёнными COVID–19, то сейчас этот пункт признан Роспотребнадзором утратившим силу. Кроме того, в одном из последних своих постановлений ведомство изменило правила выписки пациентов после COVID–19. Как уточняет Юлия Закиева, теперь разрешено выписывать переболевших без отрицательного теста на COVID–19, если лечение пациента длилось неделю или дольше.
Год назад любые симптомы респираторной вирусной инфекции рассматривались как потенциальный COVID–19 и заболевшие обязаны были сделать либо ПЦР–тест, либо экспресс–тест, выявляющий наличие антигена. Теперь считается, что в подобных действиях нет особого смысла.
"При насморке и лёгком першении в горле без температуры на фоне обычного самочувствия нет необходимости сразу делать тест, — говорит Виктория Саенко. — Если же есть температура, которая плохо сбивается, выраженная слабость, или ломота в теле (то есть сразу появляется много разных симптомов), или ОРВИ как–то нетипично протекает для данного человека, то в этом случае лучше сделать тест".
Проверить наличие вируса в организме стоит также людям, которые уже болели коронавирусной инфекцией и хорошо понимают симптоматику, которая сопровождает это заболевание.
"Очень часто пациенты говорят, что тот или иной симптом был у них и в предыдущий раз, поэтому они сразу заподозрили COVID–19, — рассказывает Виктория Саенко. — Чаще всего речь идёт о выраженной головной боли, боли в горле, хотя оно и не красное, сильной ломоте мышц вместе с болью в спине, а также о небольшом повышении температуры, но выраженной слабости".
При этом стоит помнить, что ни один из существующих тестов не даёт на 100% достоверного ответа о наличии или отсутствии у пациента коронавирусной инфекции. Поэтому при наличии симптомов уповать только на результаты теста нельзя: в сомнительных ситуациях необходимо обратиться к врачу, который, сопоставив клинические проявления заболевания и данные лабораторно–инструментальных исследований, сможет поставить точный диагноз.

Во все лёгкие

Кардинально изменилось отношение к необходимости делать ультразвуковую диагностику при подозрении на COVID–19. В начале пандемии при любых симптомах ОРВИ люди толпами бежали делать компьютерную томографию (КТ) лёгких. По прошествии времени врачи признают, что призывы делать эту процедуру без веских на то оснований были ошибкой. "Делать КТ необходимо только в тех случаях, если есть подозрение на пневмонию, а по рентгену точно не удаётся установить её наличие, — поясняет Виктория Саенко. — Хотя в начале пандемии компьютерная томография активно использовалась пациентами даже для первичной диагностики COVID–19, то есть для выявления изменений, характерных для этой инфекции. Кто–то даже делал снимки один раз в неделю, чтобы отслеживать процент поражения, хотя показаний к этому не было. Сейчас такое поведение уже не является характерным, потому что просто в целом люди стали спокойнее относиться к коронавирусной инфекции".
Юлия Закиева добавляет, что не стоит проводить КТ в профилактических целях ещё и по причине лучевой нагрузки на организм. Согласно медицинским требованиям, доза рентгеновского излучения не должна превышать 1 миллизиверта (мЗв) в течение года. Разовая же доза при компьютерной томографии лёгких довольно высока и составляет 0,4–0,7 мЗв. Поэтому рекомендуется проводить компьютерную томографию лёгких не чаще 1 раза в 2–3 года. По мнению врача, процедуру нужно делать только по показаниям, основными из которых являются ощущение сдавливания в грудной клетке, затруднённое дыхание, одышка или непродуктивный кашель, а также ухудшение общего состояния с повышением фебрильной температуры и признаками интоксикации.
Юлия Закиева также напоминает, что для получения клинической картины КТ делают не ранее чем на 5–7–й день после проявления симптомов заболевания.