От комфорта к престижу: Васильевский остров обрастает полезной инфраструктурой

Автор фото: Сергей Ермохин

Станет ли намыв Васильевского острова новой комфортной локацией для жизни и одновременно важной деловой точкой на карте Петербурга? Удастся ли девелоперам избежать ошибок, допущенных при освоении новых районов в прошлом? Выясняем в материале "ДП".

Изначально к возведению жилья на намыве инвесторы и потенциальные покупатели относились настороженно. Это было связано с не самыми удачными примерами комплексной застройки 2010-х годов. Однако со временем стереотипы ушли в прошлое. Во многом благодаря тому, что локацией заинтересовались крупные федеральные девелоперы, которые увидели в ней перспективу и приступили к её развитию. Сегодня намывные территории продолжают застраиваться и уже можно говорить о том, что это особый опыт для Северной столицы и совершенно другой уровень комфорта в новых жилых кварталах.
Дороги и транспорт
Намыв постепенно становится неотъемлемой частью городского ландшафта, в первую очередь благодаря активному строительству дорог. Пожалуй, самым ожидаемым событием для жителей этой территории стало открытие Шкиперской развязки с ЗСД, которую ждали более 5 лет. В итоге в декабре 2023 года стартовало движение по трём съездам ЗСД в районе Шкиперского протока: на проспект Крузенштерна (намывные территории Васильевского острова), в сторону набережной реки Екатерингофки (юг города) и по направлению набережной Макарова (север города). Полностью развязку запустили в августе 2024-го, в результате чего время в пути между южными районами Петербурга и намывными территориями Васильевского острова сократилось на 20 минут, а расстояние — на 10 км.
Ещё не реализованный, но не менее ожидаемый проект — продление набережной Макарова от 2-й линии Васильевского острова до моста Бетанкура. Четырёхполосная дорога будет оборудована велодорожкой и участками с озеленением, а также с отворотами на прилегающую территорию. Кроме того, планируется продлить Новосмоленскую и Морскую набережные и улицу Кораблестроителей, что существенно разгрузит Уральскую улицу и набережную Макарова в часы пик. Окончание основных работ намечено на 2028 год.
На 2030-е годы запланировано открытие новых станций метро. Известно, что станцию "Гавань" с пропускной способностью до 13,6 тыс. человек в час построят у Наличной улицы на участке с юго-восточной стороны здания по Шкиперскому протоку. Вторая станция, "Морской фасад", запланирована в северной части намыва у улицы Челюскина. Всё это существенно повысит привлекательность локации и сделает её логичным продолжением исторического Васильевского острова.
Объединяя усилия
Сегодня к планированию и застройке намывных земель девелоперы подходят более внимательно и скрупулёзно, нежели в 2006 году, когда здесь появились первые проекты. Речь идёт не просто о комплексном развитии. Чтобы создать для местных жителей максимально комфортную для жизни среду, застройщики объединяют свои усилия, вместе продумывают важные социальные и коммерческие объекты и следят за тем, чтобы инфраструктура соответствовала высоким стандартам и не была избыточной. И это объяснимо, так как сегмент "бизнес", по данным консалтинговой компании Nikoliers, сегодня уже занимает 63% всего первичного предложения на намыве.
Автор: Предоставлено компанией "Брусника"
Наиболее яркий пример коллаборации девелоперов — новый парк рядом с кварталами "Северный ветер" "Брусники" и Bashni Element. Застройщики предусмотрели в нём как тихие природные зоны, так и пространства для активного отдыха, в том числе большую игровую площадку, воркаут, столы для настольного тенниса, прогулочную тропу и амфитеатр. Их объединит мост высотой почти 5 метров, в конструкцию которого будет интегрирована игровая площадка с горками, лазалками, пандусами, качелями и другим оборудованием. Центральный объект плейхаба вдохновлён образом корабля: на его палубах разместится несколько горок, гамак, переговорная труба, канатный тоннель. В общей сложности площадка включает в себя около 20 игровых элементов и малых архитектурных форм.
Для комфорта каждый день
Девелоперы, работающие на намыве, тщательно подходят к вопросу создания социальной инфраструктуры. Так, в этом году был наконец решён вопрос нехватки мест в образовательных учреждениях. Теперь здесь работает три общеобразовательные школы и одно учебное заведение структуры "Газпром" со своим планетарием и полигоном робототехники. Есть два муниципальных детских сада и один частный, школа художественной гимнастики и физкультурный комплекс с катком. Также в рамках строящихся жилых проектов предусмотрено возведение дополнительных социальных объектов. Например, в "Северном ветре" запланированы школа и детский сад. Аналогично обстоят дела и с проектом "Новая земля" от LEGENDA. Это будут образовательные учреждения нового поколения, которые строятся в соответствии с передовыми стандартами.
Автор: Предоставлено компанией "Брусника"
Постепенно на намыве появляются и коммерческие объекты. Ещё несколько лет назад жители некоторых домов жаловались на нехватку магазинов в шаговой доступности, а сегодня известные "сетевики" открываются здесь ещё до сдачи новых домов в эксплуатацию. Также обильно представлены пункты выдачи заказов с маркетплейсов, кофейни, барбершопы и цветочные магазины.
Перспективное место
Большинство экспертов сходятся во мнении, что в будущем намыв с высокой долей вероятности превратится в премиальную локацию со всей необходимой социальной и коммерческой инфраструктурой, уникальной архитектурой, однородной социальной средой и даже с деловым кластером, который может сформироваться вокруг штаб-квартиры "Сбера". Как следствие, игроки рынка прогнозируют рост цен на местную недвижимость. В частности, так считает коммерческий директор "Брусники" Максим Зорин: "Одно из главных преимуществ намывных территорий заключается в том, застройщики не ограничены здесь строгими градостроительными нормами, которые действуют в историческом центре. Поэтому у нас есть возможность экспериментировать с архитектурой и благоустройством, создавая новый, уникальный для Петербурга проект. При этом локация находится рядом с центральной частью города, что повышает её престижность".
С экспертом согласился директор по маркетингу LEGENDA Всеволод Глазунов: "На данный момент локация ещё не сформировала финальный вид, но через год-полтора здания приобретут свои очертания, а с завершением строительства на последних участках капитализация жилья начнёт стремительно достигать своего верхнего предела. Новые территории острова превращаются в новый морской фасад города. Тут хорошая транспортная доступность в любую точку — и на север, в наши курортные локации, и на юг, в сторону аэропорта, и на восток, через весь город в сторону Мурманского шоссе. Самые лучшие виды на залив будут именно с этой территории, так как она построена и спроектирована по современным стандартам. Это будет одна из самых модных локаций Петербурга".
О том, что цены на недвижимость здесь будут только расти, говорит и динамика продаж на намыве. Как рассказал "ДП" директор отдела земельного развития и инвестиционных проектов Nikoliers Антон Орлов, сейчас средневзвешенная актуальная цена квартир на намыве составляет 410 тыс. рублей за 1 м2, что на 24% выше средней цены по Петербургу в целом (330 тыс. рублей за 1 м2). С начала 2024 года стоимость недвижимости в локации выросла на 40%, что на 15 п.п. превышает аналогичный показатель по городу в целом (+25%).
Всего, заключил эксперт, за январь-октябрь 2025-го на намывных территориях была реализована 601 квартира по ДДУ, что составляет 41% от суммарного объёма первичных сделок Василеостровского района. И это несмотря на общее падение уровня продаж недвижимости.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.