Автор фото: Realstock / Shutterstock / FOTODOM
Депутаты Госдумы подготовили поправки, которые предусматривают полный запрет на продажу вейпов в России, сообщил 28 ноября РБК.
Днём ранее власти Пермского края объявили, что Прикамье станет первым регионом страны, где со следующего года будет действовать полный запрет на продажу вейпов. Подобные планы ранее озвучивали и петербургские власти.
"Деловой Петербург" спросил у экспертов, к чему могут привести жёсткие ограничения в этой сфере и стоит ли ожидать, что вскоре электронные приборы для курения полностью исчезнут в России под гнётом законодательных запретов.

Пошли на крайность

Полный запрет на реализацию электронных сигарет планируют ввести в Пермском крае с 1 марта 2026 года. С этой даты на территории региона будет запрещена розничная продажа всех видов вейпов, включая устройства для нагревания табака, а также составные части и элементы подобных приборов.
Попытка обойти ограничения обернётся административным штрафом. Для должностных лиц он составит от 15 до 20 тыс. рублей, а для юридических — от 50 до 100 тыс. рублей. С подачи губернатора Дмитрия Махонина соответствующий законопроект успешно прошёл два чтения, сообщили 27 ноября в пресс-службе правительства региона.
Пермский край, где с прошлой весны запретили торговать вапорайзерами в павильонах, стал первым регионом, где решили полностью прекратить розничную продажу вейпов. Недавно сенатор от Петербурга Андрея Кутепов пообещал, что в ближайшее время в России будут разработаны радикальные меры по запрету вейпов.
Данное заявление прозвучало вскоре после того, как президент РФ Владимир Путин положительно отреагировал на предложение главы общественного движения "Здоровое Отечество" Екатерины Лещинской полностью запретить продажу электронных сигарет в России, а также поддержал идею губернатора Нижегородской области Глеба Никитина разрешить регионам самостоятельно запрещать продажу вейпов на своей территории.
К концу ноября стало известно, что Минфин предложил поправки к законопроекту о лицензировании торговли табачной и никотиносодержащей продукцией, который правительство внесло на рассмотрение Госдумы в сентябре 2025 года. Как писал "РБК", поправки позволят регионам запрещать розничную продажу вейпов и никотиновых жидкостей в период с 1 сентября 2026 года по 1 сентября 2031 года. При этом отмечалось, что ограничения предлагается устанавливать региональным законом, а за нарушения поставщиков и производителей намерены лишать обязательных для работы лицензий.
Тем временем группа депутатов во главе с Ярославом Ниловым, Яной Лантратовой и Ниной Останиной тоже подготовила поправки к законопроекту о лицензировании розничной торговли табаком и никтотинсодержащей продукцией. Данные предложения законодателей предусматривают полный запрет продажи вейпов и жидкостей для них, а также ужесточение ответственности за незаконный оборот подобной продукции и вовлечение несовершеннолетних в её потребление. Текст поправок, как сообщил ночью 28 ноября 28 ноября, уже передали для рассмотрения в профильные рабочие группы.

Шило на мыло

Отвечая на вопрос, чем обернётся запрет на продажу вейпов в Пермском крае, доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге Линда Рыжих допустила, что это может привести к сокращению легального рынка, рабочих мест и поступающих в казну налогов, росту теневого оборота и контрафактной продукции. Однако без общероссийского запрета часть курильщиков, предпочитающих вейпы, будут просто покупать их в соседнем регионе или через интернет. Ведь несмотря на введённые ранее ограничения, в Сети по-прежнему можно найти множество профильных онлайн-магазинов.
"Вероятность того, что подобные законодательные запреты уведут в легальный рынок в тень, [тоже] достаточно высока. История запретов алкоголя и табака показывает, что спрос [в любом случае] порождает предложение, приводит к формированию нелегальных каналов, которые быстро адаптируются. Это могут быть какие-то серые поставки, кустарные смеси, продажи онлайн. Если будет сформирована действенная эффективная система контроля, то с этим можно бороться. Но такой контроль потребует значительных ресурсов. И в этом плане его эффективность, к сожалению, часто ограничена", — подчеркнула специалист.
В свою очередь председатель общественного движения "Национальное сообщество потребителей никотина" (НСПН), директор Союза участников оборота никотинсодержащей продукции (СУОН) и член правления Союза предприятий индустрии никотиносодержащих изделий (СПИНИ) Дмитрий Владимиров указал в беседе с "ДП", что любой запрет приведёт к росту нелегального рынка, который неизбежно "потащит за собой наркотики".
Закономерный негативный эффект от запрета вейпов уже ощутили в Сингапуре, где жёсткое табу на электронные сигареты обернулось распространением вапорайзеров с т.н. "космической пылью"; в Мексике, где конституционный запрет сыграл на руку местным наркокартелям; а также в Казахстане, где масштабные изъятия и уничтожение приборов для курения привели только к росту коррупции и нелегального рынка.
С аналогичными последствиями в случае тотального запрета на продажу вейпов рискует столкнуться и Россия, где рынок, не считая отдельных нюансов, в общем и целом "стал достаточно адекватным", предупреждает Дмитрий Владимиров:
"Сейчас у нас хотя бы есть магазины, которые можно прийти и проверить; есть "Честный знак"; рассматривается вопрос о лицензировании торговли, всё достаточно гладко идёт. И Россия, кстати, в контексте именно законодательной регуляторики, достаточно продвинутая страна. Но, как только у нас происходит запрет легального рынка, начинает расти теневой. Ну, будут закладки делать с контрабандными китайскими дудками. А что будет в этих дудках — мы не знаем".
Ранее в НСПН и СУОН не раз обращали внимание на риски, связанные с полным запретом вейпов в России. Так, в июньском письме президенту РФ, представители Национального сообщества потребителей никотина призывали Владимира Путина поручить правительству "принципиально пересмотреть подход к регулированию электронных систем доставки никотина (ЭСДН)", чтобы направить усилия "на создание эффективной, ответственной и суверенной модели регулирования", которая будет отвечать в том числе интересам здоровья нации.
Когда в августе 2025 года общественники предложили Михаилу Мишустину позволить субъектам самостоятельно ограничивать оборот вейпов, директор СУОН направил аналогичные обращения генпрокурору России Игорю Краснову и председателю Совфеда РФ Валентине Матвиенко. Спустя некоторое время в комитете Совета Федерации по социальной политике дали понять, что отдельных запретов в регионах вводить не планируется.
"В настоящее время правовых предпосылок по установлению в отдельных субъектах Российской Федерации запрета на розничную торговлю устройствами для потребления никотиносодержащей продукции не имеется", — говорилось в ответе.

Много нюансов

Пермская область — не единственный регион, где пытаются ограничивать продажу вейпов. Только за последние пару месяцев о данной инициативе положительно отзывались в Республике Алтай, Саратовской области, Дагестане, а также Вологодской области, где с недавних пор алкоголь продаётся только 2 часа в будние дни. Выступают за запрет вейпов и петербургские депутаты.
В частности, прошлой зимой сторонники ограничений предлагали ужесточить требования к упаковке электронных сигарет, вейпов и жидкостей для них, чтобы сделать такие товары менее привлекательными для детей и подростков.
Незадолго до того, как власти Прикамья объявили о полном запрете вейпов с марта 2026 года, глава постоянной комиссии ЗакСа Петербурга по социальной политике и здравоохранению Александр Ржаненков допускал, что Северная столица может запретить вейпы одной из первых в стране, если получит полномочия от федерального центра.
"Если бы на нашем уровне такие возможности были, мы бы уже давно запретили [вейпы]",— отмечал Ржаненков (цитата по "КП-Петербург").
Как объяснял депутат петербургского парламента Павел Крупник, для ограничений на продажу электронных сигарет нужен соответствующий федеральный запрет. Однако законопроект, который позволил бы регионам пресекать розничную торговлю вейпов, Госдума отклонила ещё в июле 2025 года. Такое решение, как объяснили в Совфеде, было принято "в связи необходимостью проведения в РФ единой государственной политики в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции".
Между тем законопроект, предполагающий полный запрет на продажу вейпов, никотинсодержащих и безникотиновых жидкостей в России, по-прежнему находится на рассмотрении Госдумы. Согласно информации на портале системы обеспечения законодательной деятельности, подвижек по нему не было с июля 2024 года. Выходит, Пермская область "побежала вперёд паровоза", когда местный парламент в двух чтениях утвердил проект регионального закона о запрете на розничную продажу электронных сигарет, а пресс-служба областного правительства анонсировала предстоящие ограничения, говорит Дмитрий Владимиров.
Особенно — учитывая ответ из Совета Федерации об отсутствии правовых предпосылок для подобных шагов и позицию Владимира Путина. Как отмечал недавно его пресс-секретарь Дмитрий Песков, президент России считает, что идея запрета вейпов "заслуживает внимания, но, конечно, должна обсуждаться с участием экспертов" в парламенте (цитата по "Интерфаксу").
"То, что сделала Пермь, — это нонсенс. Как я понял, на текущий момент Заксобрание Пермской области отталкивается от № 15-ФЗ, где говорится, что регионы имеют право предпринимать дополнительные меры по охране здоровья граждан. Но, в любом случае, пока нет федерального запрета, всё остальное — это Филькина грамота", — указывает эксперт.
Другой вопрос, насколько конституционен будет федеральный закон, посредством которого Москва может разрешить провести эксперимент по ограничению розничной продажи вейпов в регионах, не говоря уже о её полном запрете. По словам Дмитрия Владимирова, такая "игра в региональные запреты" прежде всего подрывает единство экономического пространства в России, гарантированное 8-й статьей Конституции.
При этом эксперт подчеркнул, что не видит проблемы в ограничениях и, в частности, считает хорошей идеей отказаться от слишком яркой упаковки для никотинсодержащей продукции, или запретить продажу и использование электронных сигарет на остановках. Это действительно разумные меры, считает Дмитрий Владимиров.
Проблема в том, что решения из разряда "полностью запретить вейпы" принимаются под эгидой заботы о здоровье детей и подростков, для которых ЭСДН не предназначены в принципе. В то же время права совершеннолетних потребителей никотина, не желающих отказываться от вредной привычки и осознанно делающих выбор в пользу электронных сигарет, законодателей будто бы не волнуют и не учитываются во время принятия важных для курильщиков решений.
Вероятно, с точки зрения государства, негативные финансовые последствия от жёсткого запрета вейпов — лучше, чем траты, которые придётся выделить из бюджета как на лечение взрослых курильщиков, "пересевших" на вейпы, так и на спасение детей и подростков, полагает Линда Рыжих. При этом эксперт назвала маловероятным сценарий с полным запретом вейпов в России на горизонте 5-10 лет: по её мнению, для полного исчезновения вейпов в стране потребуется гораздо больше ресурсов и времени.
А главное — эффективная законодательная база: с единым федеральным запретом на розничную продажу и оборот электронных устройств для курения; жёстким контролем установленных границ и онлайн-платформ, которые развиваются в последнее время особенно бурными темпами.
Параллельно важно популяризировать здоровый образ жизни среди подростков, а также подумать над легализацией альтернативных средств никотинзаместительной терапии, которые смогут стать эффективной заменой вейпов для взрослых. По словам Линды Рыжих, такой подход позволит предотвратить бурное развитие теневого рынка в случае введения запрета.
Впрочем, учитывая, что многие небезосновательно считают вапорайзеры более безопасной альтернативой обычным сигаретам, вопрос, как будет развиваться ситуация, пока остаётся открытым.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.