Официальный вылов рыбы в водоёмах Петербурга и Ленинградской области в этом году слегка упал. Но виноваты в этом не браконьеры, а инциденты, связанные с экологией.
Агломерация Санкт–Петербурга и Ленинградской области — один из самых интересных регионов для рыбалки в силу разнообразия водных объектов и богатого природного потенциала. Но периодически появляющаяся информация о фактах браконьерства и замора рыбы заставляет опасаться за наши рыбные богатства.
Вылов падает
Общий настрой общества относительно рыбных запасов пессимистичен. Ещё в 2011 году заговорили о десятикратном падении улова. В 2016 году в прессу попали данные о том, что к концу столетия на земле не останется натуральной рыбы. И всё это на фоне ежегодных инцидентов с замором рыбы.
В то же время параллельно появляются амбициозные проекты по восстановлению рыбного богатства. Например — предлагающие превратить Санкт–Петербург (читай — Невский край) в лососёвую столицу. А губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко не так давно заявил о планах по удвоению объёмов выращивания рыбы к 2030 году. Учитывая противоречивость планов, прогнозов и оценок, истина, скорее всего, лежит где–то посередине.
Согласно данным Росрыболовства, на территории Санкт–Петербурга и Ленобласти разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в 2025 году имеют 39 юридических лиц и 112 индивидуальных предпринимателей. С 2022 по 2024 год объём добычи пользователями, которым выданы разрешения в рамках промышленного рыболовства, колебался от 29,2 тыс. до 31,5 тыс. тонн.
Основная рыба, которую ловят рыбаки в наших краях, это балтийская сельдь (салака) и килька — их добывают в Финском заливе, а также судак, сиг, пресноводный окунь и, разумеется, корюшка (Ладожское озеро).
По состоянию на 19 ноября 2025 года во всём Западном рыбохозяйственном бассейне (который включает в себя Балтийское море и Ладожское озеро, а также все водные объекты Калининградской, Ленинградской, Псковской, Новгородской областей и Санкт–Петербурга) с начала года было добыто 64 тыс. тонн рыбы, из которых 21,3 тыс. тонн — это балтийская сельдь.
Это чуть меньше, чем на ту же дату в прошлом году: тогда было добыто 66,3 тыс. тонн. Общероссийский объём вылова в этом году тоже слегка отстаёт от прошлогоднего: 4,2 млн против 4,4 млн.
Температура и сбросы
Основными факторами, негативно влияющими на рыбные запасы, эксперты единодушно называют экологическую обстановку и браконьерство.
Но связаны ли периодически случающиеся заморы рыбы с загрязнением водоёмов? Лишь отчасти. Согласно данным Росрыболовства, наиболее частой причиной гибели рыбы становятся высокие температуры. Реже — техногенный фактор. По статистике, гибель рыбы происходит в среднем 1–2 раза в год.
Высокая температура — фактор климатического характера, а следовательно — не поддаётся контролю и регулированию. Что касается влияния сточных вод, то тут всё более однозначно.
“
"Наблюдается тенденция к улучшению ситуации по сравнению с началом 2000 года, когда сбросы сточных вод с превышением нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ для водных объектов рыбохозяйственного значения носили массовый характер. По каждому факту негативного воздействия на водные биоресурсы и среду их обитания управлением проводятся мероприятия для установления виновных лиц с целью привлечения их к административной ответственности и возмещения ущерба", — сообщили "ДП" в пресс–службе Северо–Западного территориального управления Росрыболовства.
По весу и размеру
Что касается браконьерства, то здесь разброс цифр довольно велик. В Санкт–Петербурге и Ленобласти, по разным оценкам, от 400 тыс. до 1,5 млн рыбаков–любителей. Столь значительная разница связана с тем, что эксперты вкладывают в слово "рыбак" разное значение. Для одних это все, кто сидит с удочкой. Даже те, кого волнует сам процесс, а не результат. Другие считают "рыбаками" только тех, кто посещает водоёмы регулярно и добывает рыбу соразмерно суточной норме.
Так или иначе, но все они обязаны соблюдать правила рыболовства, которые призваны обеспечить сохранение и воспроизводство рыбных запасов. Нормы этих правил привязаны к фенологическим датам конкретного региона. Так что лучше всего с ними знакомиться не в кратком пересказе из СМИ, а читая оригинал, поскольку они представляют собой довольно чёткий свод рекомендаций.
Например, нерестовый запрет на ловлю щуки в реках, Нарвском водохранилище и других водоёмах начинается одинаково, 10 апреля. Но вот заканчивается в разные даты — в зависимости от типа водоёма, причём разница может составлять до 2 недель.
Хватает и других нюансов. В правилах, например, прописаны суточные нормы улова, то есть вес и количество трофеев. Измеряются они по–разному. Суточная норма вылова щуки и леща, к примеру, составляет 5 кг, а судака — пять экземпляров, но весом не больше 10 кг. Выловить крупный экземпляр более 10 кг тоже можно, но тогда надо выпустить "лишнюю" добычу.
Обитателей глубин ловить и снимать с крючка надо бережно, отпуская молодь и мелкоту на волю. Увозить с рыбалки судака менее 40 см и хариуса менее 25 см не следует — пусть нагуливают вес до вашего следующего визита на водоём.
Статья найдётся
По большому счёту правила рыболовства выгодны самим рыбакам, если они не хотят оскудения рыбалки в будущем. А тем, кто этого не понимает, это могут объяснить инспектора Росрыболовства в рамках статьи 8.37 КоАП РФ, предполагающей штрафные санкции до 5 тыс. рублей и конфискацию орудий лова. По той же статье наказать рыбаков, нарушивших ограничения на территории заповедника, могут "рейнджеры" надзорных органов, курирующих особо охраняемые природные территории, а в акватории Финского залива — даже сотрудники Пограничного управления ФСБ.
Так что, на каком бы водоёме вы ни находились, инспектор может предъявить вам претензии. Вот только суть их, скорее всего, будет разная. На Ладоге сложно удержаться, чтобы не наловить слишком много рыбы, а в городском водоёме, наоборот, будет жалко выпустить на волю единственную рыбёшку, даже если она не подлежит лову.
Из изложенного выше очевидно, что главной угрозой для поголовья рыбы являются именно техногенные процессы загрязнения водоёмов. Ведь профессиональные рыбаки в большинстве своём озабочены сохранением их потенциала.

