Срок доставки грузов из Китая в Россию через границу Казахстана увеличился вдвое

Автор фото: ТАСС
Автор фото: ТАСС
Участники рынка сообщают об огромных пробках из грузовиков, следующих в том числе в северо–западные регионы.
Официальной разбивки по регионам — получателям грузов в статистике Федеральной таможенной службы (ФТС) нет, разводит руками генеральный директор группы компаний ABIPA Владлен Золотарёв. Но есть сводные данные Ассоциации международных автомобильных перевозчиков и логистических агрегаторов, согласно которым 25–30% грузов, проходящих через российско–казахстанскую границу, направляются в Северо–Западный федеральный округ.
"Фактическая доля может колебаться в зависимости от недели, от наименования погранперехода и характера груза. Но тренд устойчивый: примерно каждый четвёртый грузовик, стоящий на границе, везёт товар на Северо–Запад", — считает Владлен Золотарёв.
У отдельных компаний ведётся своя статистика. По данным ПЭК, подготовленным для "ДП", доля сборных (LTL) грузов, поступающих в Северо–Западный регион из Казахстана, с начала года составила 6,5%. Из них более 70% всех отправлений шли на Петербург и Ленобласть. Но сегодня фуры не идут. В ПЭК говорят о заторе на погранпереходах, в котором застряли около 7 тыс. фур.
Коммерческий директор федеральной транспортной компании "Скиф–Карго" Михаил Коптев утверждает, что это не просто локальный затор, а значительный объём задержанных транспортных средств. "Если принять, скажем, среднюю пропускную способность 300–600 грузовиков в сутки на крупный пункт пропуска, то 7 тыс. фур — это очередь, покрывающая десятки пунктов, которая копится на протяжении нескольких дней. Это — существенно больше обычного запаса ожидания", — отмечает он.

Что происходит на границе

Ситуация на погранпереходах в Казахстане стала сложной в середине сентября, а к середине октября — критической, утверждают участники рынка. В первую неделю октября погранпереход Алашанькоу не работал из–за государственного праздника в Китае. Но это только одна из причин. Участники рынка говорят о проведении реконструкции дорожного покрытия со стороны Китая, а также о модернизации инфраструктуры и установке специальных инспекционных досмотровых комплексов. В росте очередей обвиняют и самих дальнобойщиков, которые подъезжают к автомобильным погранпереходам значительно раньше забронированного времени в системе электронной очереди.
На границе — техническое, административное и инфраструктурное "бутылочное горлышко", считает Михаил Коптев. Повышают градус напряжения на погранпереходах таможенные проверки — со стороны как Казахстана, так и России. Участники рынка говорят об ужесточении проверок грузов, особенно тех, которые могут подпадать под западные санкции, — электроника, комплектующие, товары западных брендов, дроны, батареи и другое. По информации Михаила Коптева, проверкам подвергается до 99% грузов, сочтённых потенциально рискованными. Проверяют в том числе медикаменты, скоропортящуюся продукцию, а также промышленные компоненты, детали машин и оборудования, из–за задержки которых могут нарушиться цепочки производства.
"Даже грузы, формально не подпадающие под санкции, сталкиваются с задержками — на “обычные” товары время прохождения таможни увеличилось до 3–5 дней вместо одного", — отмечает Михаил Коптев.
Усиление таможенного досмотра на погранпереходах Казахстана подтверждает и Владлен Золотарёв. С его слов, казахстанские таможенники усилили проверки на выезде, опасаясь вторичных санкций Запада.
Директор ПЭК: SILK WAY Сергей Денисов также говорит об увеличении количества таможенных досмотров. "С апреля 2023 года сопредельная республика ужесточила экспортный контроль для товаров из стран ЕАЭС, что привело к росту среднего срока доставки между нашими странами в 1,8 раза за 2 года, до 13–14 дней", — отмечает он.

Причины проблем

Пресс–служба ФТС России сообщает, что все пункты пропуска на российско–казахстанском участке границы работают в штатном режиме, скопления автомобилей нет. Идёт выборочный контроль и проверка транспортных средств. Его осуществляют "мобильные группы таможенных органов с целью предотвращения незаконного перемещения товаров". По информации ФТС, мобильные бригады работают вблизи российско–казахстанского участка границы, а именно на трассах, по которым проходят основные транспортные потоки. В ведомстве подчеркнули, что ввоз товаров по серым схемам приводит к потерям российского бюджета.
"Важно отметить, что в большинстве случаев это товары народного потребления весьма низкого качества, использование которых может создать прямую угрозу жизни и здоровью потребителей", — передала пресс–служба ФТС.
До 2025 года ввоз товаров через Казахстан воспринимался как способ обхода санкций, который негласно устраивал обе стороны, считает Владлен Золотарёв. Он подчёркивает, что через погранпереходы Казахстана из Китая в Россию до недавнего времени ввозили серый импорт: контрафакт, товар с занижением стоимости или требований по сертификации и т. д. И за последние полгода этот поток достиг таких масштабов, что его "стало невозможно игнорировать — это влияет на таможенные поступления, создаёт риски для национальной безопасности и нарушает условия торговли в рамках ЕАЭС", говорит Владлен Золотарёв.
"В 2025 году правительство Республики Казахстан оказалась перед нелёгким выбором: с одной стороны, республика — партнёр России в рамках ЕАЭС, а с другой — она должна соблюдать международные санкционные режимы", — комментирует эксперт.
Сутки простоя одного большегруза участники рынка оценивают в 25 тыс. рублей. Транспортные компании могут переложить издержки на грузоотправителя или грузополучателя, особенно если задержка связана с проблемами в документации или самим товаром.
По информации Сергея Денисова, стоимость автоперевозок между Россией и Казахстаном за последние 2 месяца подорожала на 25% год к году, до 250 тыс. рублей за 20–тонную фуру. Эксперт говорит, что в настоящее время российские контролирующие органы вместе с отраслевыми ассоциациями и компаниями ожидают разъяснений по процедуре повторного таможенного декларирования грузов. Должны появиться новые правила ФТС. После их утверждения профильные структуры оперативно проинформируют участников рынка. Но пока никаких изменений в законодательстве нет, а дальнобойщики продолжают стоять на погранпереходах.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.