В РФ могут ввести запрет на возврат части товаров на маркетплейсах до конца года

Автор фото: Тихонов Михаил
Пункт выдачи заказов маркетплейса Озон. Мужчина пришел получить заказанный на Озоне заказ.
Пункт выдачи заказов маркетплейса Озон. Мужчина пришел получить заказанный на Озоне заказ.
Некоторые товары могут запретить возвращать при заказе на маркетплейсах, сообщили в Минэкономразвития.
Ведомство рассматривает вариант введения "невозвратного тарифа".
Инициативу озвучил министр экономического развития РФ Максим Решетников на заседании комитета по экономической политике в Совете Федерации. Речь о заказах товаров в онлайне, по мнению автора инициативы, некоторые покупатели злоупотребляют возможностью возврата товаров и наносят ущерб предпринимателям. Частые возвраты связаны с дополнительными затратами на логистику и оценку товаров, некоторые позиции приходится списывать. Вопрос о введении новой меры могут рассмотреть до конца 2025 года.
"Может быть, по каким-то группам товаров нам можно сделать какой-то предпринимательский запрос на невозвратный, например, тариф — в авиабилетах же такое есть. Мне кажется, это вопросы, которые надо серьезно обсуждать, если это поспособствует снижению цен на отечественную продукцию. Мне кажется, надо серьезно к этому отнестись", — сообщил Решетников.
Помимо негативного влияния частых возвратов товаров на бизнес селлеров также отмечается и факт воздействия конкурентов: некоторые специально заказывают большие партии товаров, не выкупая их, снижая эффективность бизнеса. Клиенты онлайн-магазинов и маркетплейсов нередко покупают одежду, используют её один раз и возвращают (к примеру, такие ситуации часто встречаются во время праздников). Возвраты товаров вынуждают продавцов закладывать дополнительные издержки в цены.
Предлагается ввести на некоторые товары невозвратный тариф, при котором покупатель сможет выбрать — покупать товар по завышенной цене с возможностью возврата, или же дешевле, но без возврата, пишут "Известия".
Согласно итогам исследования Федерального общества сетевой торговли, в 2024 году 62% селлеров столкнулись с потребительским экстремизмом.
Между тем маркетплейсы выдавливают с рынка традиционную непродовольственную розницу. Конкуренции не выдерживают магазины, торгующие книгами, товарами для хобби, одеждой и обувью. Наибольшая оптимизация площадей наблюдается в категориях, где покупка легко переносится в интернет–среду: книги, товары для хобби, детские товары, мелкая электроника. Некоторым приходится и вовсе закрываться. Наибольшее количество закрытий в стрит–ретейле центральных районов Петербурга приходится на fashion–арендаторов и заведения общественного питания.
Рынок пунктов выдачи заказов (ПВЗ) в Петербурге за 2 года вырос более чем в 2 раза: в сентябре 2025 года в городе работает 11 556 ПВЗ, подсчитали аналитики "AVG Недвижимость". Это на 34% больше, чем год назад, и на 70% больше, чем 2 года назад. Лидером по количеству точек остаётся Ozon — 4229 ПВЗ, рост за год составил 30%. Wildberries показал самый большой абсолютный прирост — за год добавлено 1057 пунктов, сейчас их 3001. "Яндекс.Маркет" увеличил сеть на 384 ПВЗ, доведя общее число до 1548. Наибольший рост в процентном выражении у Avito — за год количество ПВЗ выросло в 4 раза, до 808 точек, а за 2 года — в 11 раз.
Петербуржцы стали чаще приобретать товары онлайн, в том числе и лекарства. С января по июль 2025 года каждый петербуржец в среднем потратил на лекарства свыше 9,6 тыс. рублей. За год эта величина выросла более чем на 1 тыс. рублей (+14%). Число заказов через онлайн–каналы планомерно увеличивается последние годы. В целом по стране за l–ll кварталы 2025 года объём продаж лекарственных препаратов и парафармацевтики составил 271,3 млрд рублей, а динамика к тому же периоду в 2024–м достигала 36,3%.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.