Поднять самооценку своими руками, сэкономить на психотерапии и заработать на необычном увлечении: предприниматель Мария Киселева из Бокситогорского района рассказала, как лозоплетение вошло в её жизнь, укрепило семейный бюджет и вывело из экзистенциального кризиса.
Из подручных материалов
Лозоплетение — чуть ли не самое древнее ремесло. Оно появилось ещё до того, как люди научились обрабатывать дерево и металл. Чтобы сплести себе спальное место и крышу над головой, не нужно было никаких специальных орудий труда и дорогостоящих материалов. Циновки и корзины из прутьев известны с эпохи неолита. Эти предметы не претерпели принципиальных изменений, изготавливаются примерно по тем же технологиям и даже используются для тех же целей. То есть это ещё и одно из самых долгоживущих ремёсел. Но время всё же вносит некоторые корректировки в этот процесс. Ключевое отличие — появление технологичных материалов. Теперь для того, чтобы сплести корзину, не нужно разбивать виноградник.

Для плетения в 2025 году используются современные материалы.
Конечно, человечество сразу начало плести из всего, что было достаточно гибким, прочным и не рассыпалось после высыхания. То есть не ограничивалось одной только лозой. Ивовые прутья, тростник, камыш, рогоз, бамбук, кора деревьев, подходящие по фактуре корни растений — в дело шло всё. В наши дни этот список пополнился полимерами. И кажется, что развитие ремесла пошло в сторону технического прогресса, но на самом деле его путь сложнее и сейчас закручивается в спираль. Мария Киселёва изготавливает лозу для своих изделий из бумаги. Обычной потребительской бумаги — если кто-то не знает, то это листы формата А4, по качеству и фактуре напоминающие старую газету. Бумага тонкая и не слишком белая. Самое то для обработки.

“
"Накручиваем эту бумагу на спицу диаметром полтора миллиметра. И получаются такие трубочки. Трубочки мы окрашиваем морилкой, чтобы они становились деревянного оттенка. Обрабатываем специальным раствором — лак, вода и кондиционер для волос, чтобы материал был мягкий. Я считаю, что это экологично: бумага ведь то же самое дерево", — рассказывает предприниматель Мария Киселева.
Вместо антидепрессантов
Мария демонстрирует процесс — бросает в чан с морилкой тоненькие бумажные трубочки-заготовки, похожие на соломинки для коктейля. Вопреки ожиданиям, они не расклеиваются, а просто окрашиваются. И становятся окончательно похожи на настоящую лозу. Теперь им надо высохнуть.

Процесс подготовки к плетению завораживает.
Под воздействием растворов трубочки обретают несвойственную им гибкость. Мария показывает, насколько они податливы, — без всяких заломов бумажная "лоза" скручивается в пружинку. Теперь из неё можно плести что угодно. Пропитка, тонировка и сушка занимают несколько часов. Да и сам процесс создания заготовок из бумаги — не быстрый и довольно монотонный.
"Листы я делю на три части, получается три палочки. Сто палочек кручу за час. Ну вот, например, на салфетку нужно двести палочек. Это 4 часа работы. За день я спокойно делаю три салфетки. Но это не сложно — просто по кругу наращиваешь. Все школы начинают обучение вот с таких салфеток. Квадратная основа уже более сложная: там сначала делаешь низ, потом ровно ведёшь бортики и фиксируешь", — говорит Мария Киселева.
Двенадцатичасовой рабочий день конвертируется в три салфетки для сервировки стола. Занятие не для любителей быстрого результата. Но 6 лет назад Мария поняла, что ей нужно именно это: неспешная монотонная работа, где её радует не только итог, но и процесс.

“
"Меня, например, это успокаивает. В девятнадцатом году у меня случилась депрессия — 30 лет, работа не радует... Это был просто тупик какой-то, я вообще не понимала, что делать.. Ну, наверное, у многих был такой момент. В интернете мне случайно попалась эта тема. Решила попробовать, и меня прямо затянуло. Захотелось что-то творить... Сейчас все спрашивают — а тебе не надоело? Нет, не надоело", — отмечает предприниматель.
Психология уюта
Психотерапевтическая практика довольно быстро стала прибыльным делом. То, что делала Мария, нравилось не только ей — и она начала продавать изделия из бумажной лозы. Несмотря на кажущуюся хрупкость и недолговечность, плетеные подносы и корзинки способны вынести многое. На столе стоит хлебница, которую мастер сплела в самом начале своей карьеры. Эти предметы даже можно мыть, главное, не замачивать их, не тереть слишком усердно и не пытаться ускорить процесс сушки: "лоза" может деформироваться. Но это в основном касается тех предметов, которые попадают на обеденный стол. У них самые суровые условия эксплуатации. Если же это чисто декоративные детали интерьера — например, плетеная ваза или кувшин, то срок службы у них практически не ограничен.
Но многие покупатели хотят, чтобы декор был ещё и функционален. У Марии часто заказывают разнообразные органайзеры для хранения. Круглые, прямоугольные, овальные корзинки с крышками и без. Особенность технологии плетения из бумаги позволяет не ограничиваться заданными природой цветами, а пользоваться всей доступной палитрой. Такая вещь впишется практически в любой интерьер, добавив ему тепла.
"Все хотят вот чего-то такого именно домашнего, такого... особенного, а бумажная лоза — она всегда цепляет взгляд. У меня была чёрно-белая современная кухня, и хлебница там очень здорово смотрелась. Даже когда я просто стою на ярмарке со своей большой корзиной, сразу все подходят — потому что это что-то необычное", — подчёркивает Мария Киселева.
Корзина — пожалуй, самое каноничное, что можно представить сплетённым из лозы. Мария плетёт и простые корзинки, с которыми можно и в лес за грибами, и в огород за клубникой, и специальные корзинки для пикников, с двумя откидными крышками. Хит продаж — хлебница, по сути — округлое блюдо с высокой крышкой. Альтернатива для тех, кому не нравятся стандартные решения. Плетёные сани, куда помещается бутылка игристого, корзинки для пасхальных яиц в виде курочек, декоративные сердечки — в качестве подарочной упаковки изделия из бумажной лозы оказались идеальным вариантом. Неожиданно "выстрелили" прямоугольные корзинки-сумки и... юбки для новогодней ёлки, чтобы закрывать ими нижнюю часть ствола. Спрос на те или иные изделия постоянно меняется.
“
"В самом начале был сезон хлебниц. Я плела одни хлебницы, всем нужны были только они. Потом пошли небольшие органайзеры под расчёски, под всевозможные баночки. Дальше случился бум курочек к Пасхе. Сейчас на ярмарках берут кувшины — привезу 10 штук, и все разлетаются", — уверяет предприниматель.
Мастер-класс по возвращению в детство
Офлайн-магазина у Марии нет. Большая часть заказов проходит через соцсети, что-то удаётся реализовать на ярмарках. Ещё одна ощутимая статья доходов — мастер-классы. Они проходят на различных площадках, бывают и выездными, и домашними, для постоянных клиентов. Мария игнорирует заветы маркетологов — стоимость сразу видна на странице товара, её не надо узнавать в личных сообщениях. А ещё она не скрывает доходов от лозоплетения. Они не исчисляются миллионами и даже сотнями тысяч рублей, но тем не менее стабильно растут.
“
"Я фиксирую себе заметки, что кто мне что заказал и сколько, например, я заработала. Вот апрель — 42 450 рублей. Май — 24 500, июнь — 43 000, июль — 47 550. Вот июль самый удачный, потому что там были мастер-классы", — приводит пример предприниматель.
Мария часто проводит мастер-классы и не боится потенциальной конкуренции — например, от тех, кого сама же и обучила. Всё просто: не каждому любителю лозоплетения захочется стать в этом ремесле профессионалом. При всей доступности технологии и материалов поставить дело на поток, а не заниматься им под настроение — задача со звёздочкой.
"У меня уже на месяц заказы расписаны, и все спрашивают: "Маша, когда? Маша, когда?" — я говорю: "Скоро, подождите, это же не так быстро делается!" А потом, когда они на мастер-классы приходят и сами начинают плести, — "Господи, как ты это делаешь, это же невозможно!.." У нас многие пробовали сами плести, но никто не выдерживает, потому что это очень кропотливый труд", — поясняет Мария Киселёва.
Для детей любой мастер-класс — весёлое приключение, и детские мастер-классы Мария тоже проводит, но основная ее аудитория — взрослые. Причём та, которая, казалось бы, хочет определённых результатов, и специально для них Мария даже записала предварительное обучающее видео, чтобы не тратить время на изучение азов. Так обучение действительно проходит гораздо эффективнее. Но Марии не жалко — ведь приходят к ней не за тем, чтобы сэкономить на покупке корзинки:
"У меня уже стабильно пять человек, которые постоянно ходят и спрашивают: "Когда?" Они говорят, мы просто приходим вот именно от кастрюль, от рутины, от вот этого всего отдохнуть, как будто мы в детство вернулись. Вот они идут просто с такими блестящими глазами — "Маш, когда?.."
Больших денег мастер-классы, признается Мария, не приносят, они нужны главным образом для рекламы. Ведь никакой другой рекламы у Марии нет — только отзывы, рекомендации и личные контакты. Блогером она себя не видит — качественный контент требует дополнительного времени, сил и вложений.
Впрочем, несмотря ни на что, заказы на корзинки, кувшины и мастер-классы уже расписаны на 2 месяца вперёд. А значит — этот гибкий подход работает.