В Петербурге ретейлеры стали чаще открывать магазины без кассиров, но рынок всё ещё не готов к полноценному развитию такого формата.
За последние годы ретейлеры стали активнее экспериментировать с форматами: открывать мини–магазины, точки в аэропорту, микромаркеты и магазины без продавцов. Правда, последний формат ещё не может завоевать российского покупателя и прижиться на рынке. Пока такие точки — лишь эксперименты торговых сетей. И некоторые из них закрываются довольно быстро.
Пилотные проекты
"ВкусВилл" в Петербурге открыл несколько магазинов, которые в ночное время работают без продавца. Зайти в них после 22 часов можно, отсканировав свою карту лояльности, а внутри оплатить товары на кассе самообслуживания.
Однако точка на проспекте Маршала Блюхера вскоре после запуска перестала работать. В пресс–службе "ВкусВилла" о причинах такого решения не сообщили, добавив лишь, что на сегодняшний день в Петербурге открыта одна тестовая точка сети с круглосуточным форматом работы по адресу: Львовская ул., 9, стр. 1.
"О масштабировании и открытии новых точек мы примем решение по итогам теста. На данном этапе точно отмечаем спрос среди покупателей. Например, среди тех, кто поздно возвращается домой или у кого ночью появляется потребность в том или ином продукте", — отмечают в компании.
Сервис доставки "Самокат" предлагает установить микромаркеты с готовой едой и продуктами в офисах компаний. Этот формат уже давно используется ретейлерами. Например, микромаркеты устанавливает тот же "ВкусВилл", а холодильники с мороженым в офисах есть у "Чистой линии".
В пресс–службе группы "Лента" корреспонденту "ДП" рассказали, что торговая сеть "Улыбка радуги" запустила в Петербурге пилотный проект по открытию магазинов без кассиров. Первая точка заработала на Манчестерской ул. И этот проект оказался довольно успешным.
Помещение оборудовано двумя киосками самообслуживания и кассой–трансформером для наличных. В зоне самообслуживания установлен звонок вызова сотрудника, который может помочь покупателю. Постоянно в магазине работает только один продавец.
"За 3 месяца тестирования торговая сеть улучшила операционную эффективность за счёт снижения расходов на персонал. В целом SG&A пилотного магазина сократился с 31,8 до 23,2%. Он пользуется спросом у клиентов, поэтому в мае сеть переформатировала ещё пять торговых точек, которые стали магазинами самообслуживания. Два в Москве и по одному в Вологде, Петербурге и Перми", — поделились в компании.
Идея не нова
Впервые идея создания магазинов без продавцов была реализована в США более 10 лет назад. Надо отметить, что американские покупатели познакомились со штрихкодом уже в конце 70–х годов прошлого века.
Независимый аналитик Александр Анфиногенов отмечает, что в дальнейшем эксперименты с магазинами без продавцов подхватили Южная Корея, Сингапур, Китай — страны с дисциплинированными покупателями. Но практика показала, что популярными такие магазины стать так и не смогли.
"Ограниченный ассортимент, проблемы с идентификацией и кражи товара стали основными проблемами. Дальнейшего продолжения эти эксперименты не получили. В России с такими магазинами пробовали работать “Фасоль”, “Азбука вкуса”, “Пятёрочка”. Сейчас проводит эксперименты “ВкусВилл”, в том числе и в Петербурге", — говорит Александр Анфиногенов.
Магазин без продавцов всё равно должен иметь персонал, который принимает товар, распаковывает его, выкладывает в зале. И даже с ассортиментом 200–300 позиций такая работа, а соответственно и оплата за неё, неизбежна. Один–два кассира в этом случае не сильно увеличивают фонд оплаты труда.
“
"В целом целесообразность такого формата, как минимум на сегодняшний день, выглядит сомнительно, — считает Анфиногенов. — Возможно, в ближайшем будущем, когда цифровизация достигнет такого уровня, что идентификация каждого жителя страны станет привычным делом, к этой идее можно будет вернуться на новом качественном уровне. А сегодня развитие касс самообслуживания, с одной стороны, и маркетплейсов, с другой, вполне закрывают основные потребности покупателей".
Проблемы контроля
По мнению независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, формат ещё не проработан, а технологические решения несовершенны. В первую очередь речь идёт о контроле за поведением покупателей, за тем, как они совершают покупку, насколько им это удобно и не воруют ли они что–нибудь в процессе.
Многим покупателям это непонятно и неудобно. "Им не хочется делать какие–то лишние телодвижения, когда можно пойти в обычный магазин. Сейчас много круглосуточных магазинов, там совершить покупку гораздо удобнее. Или можно заказать доставку, у того же “ВкусВилла” она круглосуточная", — отмечает Михаил Лачугин.
Эксперт не исключает, что такие экспериментальные проекты могут создаваться для того, чтобы освоить какое–то финансирование, которое выделяется на разные инновационные проекты. Но практического смысла в таких магазинах, по его мнению, нет.
Развитие таких форматов может быть имиджевой рекламой для ретейлеров, но действительно ли они нужны потребителю — это вопрос.
Основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков придерживается более позитивного взгляда. По его оценкам, формат магазина без кассиров может быть полноценно реализован в мире уже в ближайшее время. Потому что недавно появились принципиально новые возможности для автоматизации процессов в бизнесе, и в ретейле в том числе.
“
"Под новыми возможностями я имею в виду, конечно же, использование искусственного интеллекта. Разработчики уже достаточно активно эксплуатируют манипулятор, который анализирует предметы, которые необходимо перекладывать. Техника подбирает оптимальное давление для того, чтобы не испортить этот товар, не уронить его. И они уже продвинулись достаточно хорошо в решении этих задач. В ближайшем будущем эти технологии будут доступны в промышленной эксплуатации. Сейчас есть примеры использования этих манипуляторов на логистических объектах, но пока тоже в пилотном режиме", — комментирует Иван Федяков.
Как только эти технологии будут доведены до определённого тиражирования, их можно будет масштабировать уже и в розничную торговлю, полагает он.