00:2016 декабря 202500:20
114просмотров
00:2016 декабря 2025
Совладелец петербургского поставщика силовых установок для судостроения и береговой инфраструктуры ООО "БалтПроект" приступил к строительству завода в ОЭЗ "Лотос" Астраханской области.
Заявленных 2,5 млрд рублей инвестиций не хватит для полноценно локализованного проекта, а риск конкуренции с Объединённой судостроительной корпорацией делает проект бесперспективным — считают участники рынка.
Некитайская локализация
Совладелец и генеральный директор петербургского ООО "БалтПроект" Василий Семёнов возглавил АО "Кит Судостроение Лотос", зарегистрированное 24 ноября в особой экономической зоне "Лотос" в Наримановском районе Астраханской области.
По словам Василия Семёнова, компания будет строить завод по производству двигателей для судостроения и береговой энергетики.
"На первом этапе планируется выпуск четырёх линеек среднеоборотных двигателей в мощностном диапазоне от 700 до 4500 кВт, закрывающих потребности среднетоннажного судостроения и более половины потребностей береговой энергетики в части генерации. Мы ориентируемся на выпуск 100 установок в год с возможностью увеличения до 200 при наличии заказов", — говорит бизнесмен.
Об этом проекте стало известно в сентябре, когда на выставке "Нева 2025" Василий Семёнов и председатель совета директоров китайской Ningbo C.S.I. Power&Machinery Group Co., Ltd. Ву Джи подписали соглашение. Тогда сообщалось о планах запуска в 2027 году серийного производства судовых и промышленных двигателей c участием международного консорциума KIT Shipbuilding и китайского производителя судового оборудования C.S.I. Объём инвестиций назывался 2,5 млрд рублей.
Сегодня Василий Семёнов подтвердил размер инвестиций, уточнив, что пока они частные, и сообщил, что на данный момент акционеры АО "Кит Судостроение Лотос" — граждане России.
СМИ назвали будущий завод "производством китайских двигателей". Василий Семёнов напрямую не отвечает на вопрос о проценте локализации производства.
"У нас строится производственное предприятие полного цикла сборки двигателей. Задача, которую ставим, — соответствие продукции требованиям постановления правительства №719 “О подтверждении производства российской промышленной продукции” и постоянное увеличение доли локализации", — говорит он.
В списке резидентов ОЭЗ "Лотос" сведения об АО "Кит Судостроение Лотос" отсутствуют. По словам Василия Семёнова, он ждёт присвоения статуса резидента ОЭЗ, после чего начинает стройку.
"Проект уже готов, часть оборудования для машиностроения и тестирования заказана, идёт процесс оформления документов", — говорит он. Выбор Астраханской области бизнесмен объясняет географическим положением (близость Каспийского моря) и привлекательными условиями особой экономической зоны.
Обещает двигатель для изучения Антарктиды
Василий Семёнов владеет 22% долей петербургского ООО "БалтПроект", которое специализируется на крупноузловой сборке и поставке энергетических установок для судостроения и береговой инфраструктуры. Основой пакет компании принадлежит Татьяне Михайловой (56%), остальные доли оформлены на сам "БалтПроект". По данным СПАРК, выручка "БалтПроекта" за 2024 год составила 1,3 млрд рублей.
В ноябре "БалтПроект" пообещал оснастить строящееся на Адмиралтейских верфях ОСК научно–исследовательское судно "Иван Фёдоров" главным дизель–генератором собственного производства. Судно строится для Арктического и антарктического научно–исследовательского института (ААНИИ), оно должно отправиться в свою первую экспедицию в Антарктиду в 2028 году.
В начале декабря портал PortNews со ссылкой на пресс–службу "БалтПроекта" сообщил о планах компании экспортировать силовые установки в Объединённые Арабские Эмираты.
"Мы уже поставляем двигатели на рынки СНГ, Юго–Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки. На эти рынки также возможны поставки продукции, произведённой на территории РФ", — говорит Василий Семёнов.
На данный момент "БалтПроект" осуществляет крупноузловую сборку дизель–генераторов для судостроения, способных обеспечить выработку электроэнергии в диапазоне 200–1300 кВт, на производственной площадке в Стрельне. В 2024 году компания поставила заказчикам около 70 энергетических установок. В частности, "БалтПроект" поставляет главные двигатели для сухогрузов проекта RSD59ARC, которые нижегородское АО "Окская судоверфь" строит для Балтийской судоходной компании из Калининградской области.
Один из самых востребованных сегментов
Первый заместитель генерального директора ООО "Морские комплексные системы" (МКС, производит судовое комплектующее оборудование) Лев Засыпко говорит, что потребность в среднеоборотных двигателях в России велика и критически важна, тем более что ключевые компоненты двигателей у нас традиционно были импортными.
"Это один из самых востребованных сегментов. Двигатели класса 700–4500 кВт — “рабочие лошадки” для судостроения, главные и вспомогательные двигатели для речных и морских судов (буксиры, танкеры, паромы, рыболовные траулеры), а также для ВМФ. Исторически этот рынок в России занимали иностранные производители (Caterpillar, Wärtsilä, MAN, Cummins, Volvo, Penta). После 2022 года поставки двигателей и, что критично, запчастей и сервиса либо полностью прекратились, либо крайне затруднены. Парк техники стареет, возникает острая потребность в импортозамещении. Компания, которая сможет наладить стабильные поставки, гарантировать сервис и обеспечить документацию (судовые свидетельства РМРС, сертификаты), получит огромный рынок. Думаю, реальная локализация на старте проекта будет на уровне сборочного производства. Заявка на 2,5 млрд рублей — серьёзные вложения, но для полноценного цикла производства двигателей (особенно с топливной аппаратурой) могут потребоваться значительно большие средства", — говорит руководитель МКС.
По словам управляющего директора ООО "Кингисеппский машиностроительный завод" (КМЗ, входит в Объединённую судостроительную корпорацию, ОСК) Михаила Даниленко, о такой программе он слышал исключительно от ОСК и сомневается в успехе проекта, если он окажется конкурентом госкорпорации.
"Если говорить об отвёрточной крупноузловой сборке, то обозначенная в 2,5 млрд рублей сумма инвестиций похожа на реальную. Если говорить о локализации, то, конечно же, нужны гораздо большие деньги. 2,5 млрд хватит лишь на строительство корпусов и стендов, необходимых для полноценного производства двигателей. А основной вопрос будет в наличии спроса — если ОСК возьмётся за такой же проект, то спроса не будет, ведь большинство российских верфей принадлежат корпорации и она сама себя ими обеспечит. Но тренд правильный: в России сегодня нет качественных предложений на такие моторы. Хорошие импортные лицензии нам не продают, а взаимодействие с китайцами — очень уж спорный вопрос, поскольку локализация будет лишь частичной, без полной конструкторской документации и с не очень понятным качеством", — говорит руководитель КМЗ.
Досье:
ООО "БалтПроект" (продвигает бренд "Группа компаний “Балтик”") зарегистрировано в Петербурге в сентябре 2005 года. Компания принадлежит Татьяне Михайловой (56%) и возглавляющему её Василию Семёнову (22%). Ещё 22% оформлены на саму компанию. "БалтПроект" специализируется на поставках энергетического оборудования, прежде всего для нужд судостроения и береговой инфраструктуры. Выручка от продаж за 2024 год составила 1,3 млрд рублей. Является официальным представителем компании C.S.I. и Powermaster Marin на территории РФ.

