Ваня Дмитриенко на концерте в Москве
Автор фото: Арина Антонова/ТАСС

Концертная индустрия испытывает бум спроса и второй год подряд уверенно превосходит доковидные показатели. Однако эксперты полагают, что этот подъём будет временным.

Индустрия концертов в России продолжает уверенно превосходить допандемийные показатели. Аналитики OKS Labs (by Okkam) подсчитали, что последние 2 года обороты этой сферы стабильно прибавляют по 20% с лишним. Эту динамику подтверждают данные сервисов по продаже билетов и аналитиков рынка.

Билеты подорожали

Директор по маркетингу ГК Kassir.ru Александр Барсуков рассказал "ДП", что в 2025 году увеличение рынка должно составить около 23% год к году и примерно +40% к уровню 2019–го.
"На нашей платформе категория концертов за 2025 год прибавила свыше 50% в номинальном выражении и около 23% по количеству проданных билетов. Такой рост стал возможен за счёт увеличения концертной активности российских артистов: масштабные туры, расширение гастрольной географии, новый всплеск интереса к звёздам девяностых и нулевых", — рассказал Барсуков.
В Петербурге, если сравнивать 2025 год с 2024–м, в номинальном выражении рост сегмента концертов, по данным продаж Kassir.ru, составил более 60%, по количеству проданных билетов — 36%.
Концертный сегмент пережил один из самых тяжёлых спадов в пандемию. В 2020 году рынок сократился на 80% в денежном выражении, а в 2021–2022 годах продолжал испытывать давление из–за ограничений на заполняемость залов и сокращение международного контента. Тем не менее, по словам экспертов, спрос на живую музыку сохранился, аудитория быстро переключилась на российских артистов, что и стало фундаментом для восстановления отрасли.
По данным МТС Live (билетные сервисы Ticketland, Ticketscloud), самыми популярными концертами у петербуржцев и жителей Ленинградской области стали шоу певца Леонида Агутина, группы "Руки Вверх!", певицы Анны Асти, рэпера Macan и рок–коллектива "Три дня дождя".
Аналитики подчёркивают, что Петербург демонстрирует самый высокий рост продаж билетов на концерты среди регионов — 32% по сравнению с 2024 годом. В деньгах сегмент также вырос, причём сразу на 60%. Средняя цена билета составила 2386 рублей, что на 21% больше, чем годом ранее.
У Kassir.ru в топе продаж за текущий год находятся стадионные концерты Егора Крида, Басты, группы "Руки Вверх!", Димы Билана.
"Средняя стоимость билета на крупные концерты формируется в широком диапазоне: от 3 тыс. до 5 тыс. рублей. В этом ценовом коридоре сосредоточен основной объём спроса. У отдельных концертов средняя цена билета превышает 5–7 тыс. рублей — как правило, это специальные проекты и авторские шоу", — поделился Александр Барсуков.
В целом по рынку в Петербурге средняя стоимость билета в 2025 году выросла на 18% и составила 3497 рублей против 2960 рублей годом ранее. Это повышение, пояснил Барсуков, связано не только с инфляцией, но и с объективным ростом затрат на организацию концертов: подорожали аренда площадок, техническое оснащение, свет, звук и логистика. Вместе с тем повысилось и качество самих концертов — уровень организации, оформления и спецэффектов.

Временный всплеск

Председатель правления Ассоциации концертных, театральных и билетных организаций (КТИБО), президент группы компаний NCA Михаил Шурыгин согласен, что рынок действительно переживает бум. Появляются артисты, которые восстановили некогда потерянный статус (например, те, кто в своё время не выдержал конкуренции и собирал лишь небольшие залы). Однако, несмотря на все позитивные тенденции, эксперт считает, что говорить о полном восстановлении рынка рано.
"Количество новых имён уровня Вани Дмитриенко сейчас незначительное, — указывает он. — Публика нуждается в развлечениях в силу усталости от неопределённости. Поэтому возникает потребность в праздниках. Однако мы прогнозируем, что это продлится не более года. То есть нынешний бум временный, ведь денег у населения больше не становится".
В пресс–службе сервиса "Горбилет" рассказали, что в 2025 году наблюдают значительный рост продаж билетов на концерты.
"Но всё же рынок концертов в Петербурге и в России в целом ещё не полностью восстановился до уровня 2019 года. На это влияет посещаемость концертов в целом и отсутствие международных артистов. Концертная отрасль претерпела структурные изменения (уход многих агентств с рынка, увеличение числа агрегаторов). Несмотря на динамику, говорить о полноценном выходе на допандемийные показатели пока преждевременно", — утверждают там.
Состав артистов, которые выступают на петербургских площадках, заметно изменился. Как пояснил "ДП" основатель событийного агентства Ptivate Case Павел Воронцов, привозить зарубежных исполнителей в Петербург сегодня возможно, хотя и далеко не всех.
Например, только что в России прошли концерты звёзд ретродискотек Pupo и Baccara. Осенью в Петербурге и Москве дал два выступления легенда мировой электронной музыки Paul Oakenfold. Также некоторые звёзды могут приехать на закрытое мероприятие с условием, что их визит не будет публично разглашаться.
"Есть те, кто приезжает из Европы, Америки, Латинской Америки, а также из стран Ближнего Востока. Среди них и звёзды с мировыми именами. Но задачу организации выступлений осложняет логистика — по многим направлениям перелёты возможны в основном через Стамбул. Основной же контингент выступающих сейчас — российские исполнители", — поделился он.

Уйдут в зимнюю спячку

Представители "Горбилета", анализируя спрос, говорят о стабильно высоком интересе в сегменте "поп и рэп". По объёму посещаемости и продажам лидируют крупные концерты популярных артистов и музыкальные фестивали.
"Многие шоу в Петербурге стали собирать стадионы и крупные арены. В целом можно выделить сейчас тренд на стадионные концерты. Многие артисты хотят собрать стадион, например Баста, “Руки Вверх!”, Егор Крид, Ваня Дмитриенко, Zivert", — отметили в пресс–службе.
В то же время покупательная способность людей снизилась. Павел Воронцов замечает, что потребитель стал обращать внимание не только на цену, но и на ценность того или иного события. Это касается всего ивент–рынка. В результате некоторые форматы стали хуже продаваться.
"Кроме того, есть ситуативные спады — например, в ноябрьские праздники люди сходили на какие–то шоу, потратились и теперь перед Новым годом будут выжидать, поскольку вырастут другие траты. Обычно активность возобновляется начиная с марта, а декабрь–февраль — месяцы простоя", — напомнил он.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.