Проекты строительства школ стали более качественными

Автор фото: Сергей Ермохин

Общеобразовательные школы по всей стране сегодня вместе с государством строят застройщики. Чиновники признают, что у бизнеса это зачастую получается лучше и дешевле.

Создание социальной инфраструктуры в последние годы активно ведётся за счёт инвесторов. Девелоперы строят детские сады, школы, поликлиники и другие объекты в рамках своих обязательств при возведении жилья.
По данным комитета по строительству Петербурга, только в 2024 году инвесторы построили в городе 27 школ суммарно на 27,8 тыс. мест и два совмещённых объекта образования на 676 мест. В Москве — девять школ. Для сравнения: за счёт бюджета Петербурга в прошлом году введено в эксплуатацию шесть школ суммарно на 5,9 тыс. мест и один объект совмещённого образования на 290 мест.
Как известно, общеобразовательные учреждения девелоперы строят по согласованию с местными властями, выполняя все требования по архитектуре, внешнему облику, наполнению и пр. Новые школы от застройщиков соответствуют всем современным стандартам, рассказывает директор Консалтингового центра "Петербургская недвижимость" (Setl Group) Ольга Трошева. Так, школы Setl Group строятся с двумя бассейнами (6×10 м и 25×11 м), как этого требует Смольный. "Часто школы включают специальные оснащённые помещения — гончарные и другие мастерские, залы для хореографии, оборудованные кабинеты и лаборатории оптики, квантовой физики, астрономии, механики и термодинамики, роботехники, медиатеки и информационные центры. В школьном дворе могут размещаться площадки с оборудованием для изучения правил дорожного движения, детские полосы препятствий для занятий ОБЖ и многое другое", — перечисляет Ольга Трошева.
Эксперт также привела пример, что в школе №203 Красносельского района в жилом комплексе "Солнечный город" открыт инженерный класс, который имеет свою направленность — моделирование и создание гражданских беспилотных летательных аппаратов. Класс был создан по инициативе администрации города, а закупку оборудования профинансировал Setl Group, приобретя компьютеры со специализированным программным обеспечением, мебель, промышленный 3D-принтер площадью 6 м2, расходные материалы для принтера и аксессуары, комплект оборудования для видеоконференций и две интерактивные панели и пр.
Средняя стоимость строительства школ в Петербурге, включая проектирование, по данным "ДП", в 2025 году составляет около 3 млн рублей на 1 место. "Среднее удорожание, если говорить о школе на 550-700 мест, в 2024 году относительно 2023 года составило 6%. Среднее удорожание по стоимости строительства школы на 1550-1850 мест в 2024 году относительно 2023 года — 19%", — говорит Ольга Трошева (за время своей работы в Петербурге и Ленобласти Setl Group построил 16 общеобразовательных школ на 16 525 учеников и две начальные школы с детским садом на 745 мест, а по итогам 2025 года планирует сдать пять школ суммарно на 6050 мест, включая школу нового поколения на 1150 мест на Кубинской улице).
Автор: Сергей Ермохин
За последние 5 лет себестоимость строительства увеличилась в среднем на 10% из-за ужесточения нормативных требований к безопасности и автоматизации инженерных систем, а также под влиянием макроэкономических факторов, говорит глава дирекции "Социальные объекты" ГК "А101" Юлия Чернец. В отдельных случаях рост затрат может быть ещё более значительным, добавляет она. (В районах ГК "А101" сегодня полноценно работают уже восемь школ, ещё одна скоро примет учеников в районе "Прокшино". Три объекта находятся в стадии строительства, а ещё семь — в различных стадиях подготовки проекта.)
Примечательно, что девелоперам в своих проектах часто удаётся снизить затраты по сравнению с бюджетными стройками. "Почему очень часто идёт удорожание государственных социальных объектов? Потому что проекты плохие. Потому что каждый глава региона считает, что нужно запроектировать новую школу, садик и что она должна быть именно такая. И ошибается. Начиная от изыскательских работ, заканчивая процессом изменения требований в процессе стройки. И это всё приводит к удорожанию, — заявил на прошедшем недавно форуме „Движение“ заместитель министра строительства и ЖКХ Никита Стасишин. — Школы, которые строят девелоперы, подчас лучше тех, которые возводят за бюджетные деньги муниципалитеты и регионы. Я не хочу делать рекламу „Бруснике“, но я был в их школе в Новосибирске — это космическая школа в обычном микрорайоне, куда ходят дети с округи. Люди покупают квартиры, переезжают из других частей города, чтобы отдать детей в эту школу".
"Снижение затрат на строительство школ без потери качества возможно за счёт оптимизации проектных решений, использования современных технологий и материалов, а также за счёт масштабирования типовых проектов. Кроме того, эффективное управление логистикой и закупками помогает снижать издержки", — говорит исполнительный директор ООО "Сотэкс" Александр Лелин (компания построила 27 школ, включая школы по концессионным соглашениям, ещё четыре строит сейчас, а её проект школы на 1100 мест в Красносельском районе Петербурга стал победителем конкурса "МАРТ" в номинации "Образование" и вошёл в топ-20 лучших проектов, реализованных на принципах ГЧП в России). Стоимость школы зависит от параметров заказчика и тех ограничений, которые ставят контролирующие органы и законодательство, жёстко регулирующее эту сферу, поясняет он. Они могут быть как сопоставимы по цене с бюджетными, так и отличаться в зависимости от требований заказчика. "Мы предлагаем гибкие решения, позволяющие оптимизировать бюджет без ущерба для качества, но при необходимости можем реализовать проекты с повышенным уровнем оснащения, что, естественно, отразится на цене", — поясняет Александр Лелин.
Снижение затрат на строительство и эксплуатацию достигается за счёт внедрения современных архитектурных и инженерных решений, отмечает Юлия Чернец. "Ключевым подходом становится создание многофункциональных пространств, где каждый квадратный метр используется максимально эффективно, — рассказывает она. — Например, вместо традиционного актового зала, который нужен всего несколько раз в году, ГК „А101“ делает выбор в пользу просторных атриумов, которые ежедневно выполняют различные функции: в них можно проводить образовательные мероприятия, лекции, кинопоказы, театральные постановки и использовать их как рекреационную зону".
Компания также уделяет особое внимание уровню износоустойчивости используемых материалов. Это касается всех этапов — от проектирования до выбора мебели для аудиторий. Как и во всех проектах компании, мы заботимся об энергоэффективности. Это подразумевает современные системы вентиляции, отопления и освещения, которые позволяют существенно сократить затраты на эксплуатацию.
"Стоимость строительства наших общеобразовательных учреждений сопоставима с аналогами, а в некоторых случаях может быть даже ниже благодаря оптимизации проектных решений. Например, строительство школы, созданной с учётом современного подхода ГК „А101“, может быть до 30% дешевле, чем учреждения классического „коридорного“ типа, — резюмирует Юлия Чернец. — При этом образовавшаяся разница направляется на техническую начинку классов. Современная школа должна отвечать запросам общества, а именно технологическому прогрессу. Но важно не забывать и о создании мест развития практических, социальных и бытовых навыков. Так, в школах, созданных ГК „А101“, ИТ-полигоны и классы робототехники соседствуют со столярными мастерскими и кулинарными студиями".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.