Часть инфраструктуры: маркетплейсы выступили против выселения ПВЗ

В Wildberries назвали популизмом идею запретить открытие ПВЗ в жилых домах
Автор фото: Сергей Ермохин / "Деловой Петербург"
Пункт выдачи заказов Wildberries в Петербурге.

Крупные маркетплейсы раскритиковали предложение сенатора Олега Голова запретить размещать пункты выдачи заказов и дарксторы на первых этажах многоквартирных домов.

Комментируя инициативу Олега Голова, представители онлайн-площадок подчеркнули, что жёсткие ограничения на размещение ПВЗ и дарксторов в многоквартирных домах могут существенно замедлить развитие предпринимательства и доступность онлайн-покупок для миллионов россиян, особенно — в малых населённых пунктах.
"Пункты выдачи — это не просто удобство нескольких клиентов. Это важная часть городской инфраструктуры, которой ежедневно пользуются миллионы людей", — констатировали в пресс-службе Ozon.
Между тем представители Wildberries заявили в беседе с РБК, что инициатива сенатора Голова "поражает воображение во всех отношениях — от уровня её популизма до крайне негативного эффекта, который она окажет в случае реализации на экономику страны".
"Следуя предложенной логике, все коммерческие магазины, аптеки и салоны красоты также должны быть изгнаны из жилых домов. Поэтому очевидно, что подобная инициатива вызвана незнанием основ работы электронной коммерции и вызовет только экономическую и социальную напряжённость", — подчеркнули в WB.
"Деловой Петербург" спросил у экспертов о последствиях запрета ПВЗ с дарксторами в многоквартирных домах и узнал, куда они могут передислоцироваться в случае утверждения новых правил.

Что известно о запрете ПВЗ в жилых домах

О подготовке законопроекта, запрещающего открывать дарксторы и ПВЗ на первых этажах жилых домов, Олег Голов уже уведомил главу Роспотребнадзора Анну Попову (текст обращения есть в распоряжении "Делового Петербурга").
Сенатор полагает, что изменения позволят "восстановить баланс между развитием современных форматов торговли и обеспечением конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья".
Одной из частых проблем автор инициативы называет нарушение транспортной безопасности во дворах: подобные "визиты" нередко заканчиваются повреждением личных авто и фасадов зданий, а пешеходы — включая детей и маломобильных граждан — не могут свободно передвигаться по тротуарам. При этом подъезды к жилым домам зачастую оказываются заблокированы как для жильцов, так и для экстренных служб.
Также сенатор указал на нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических норм, включая шумные погрузочно-разгрузочные работы по ночам и в часы дневного отдыха, загрязнение дворовых территорий горюче-смазочными материалами и загазованность воздуха. При этом из-за отсутствия чёткой законодательной базы эти и другие проблемы остаются нерешёнными, несмотря на многочисленные обращения граждан и жалобы в контролирующие и надзорные органы.
Чтобы восполнить правовой пробел, сенатор предлагает внести поправки в Жилищный кодекс РФ и №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", закрепив юридическое понятие "даркстор" и запретив открывать их в МКД. Также Олег Голов указал на необходимость разработать новые требования к размещению объектов дистанционной торговли. По мнению сенатора, их следует открывать за пределами жилых и санитарно-защищённых зон, усилив административную ответственность за нарушение тишины и покоя граждан наряду с несоблюдением правил погрузочно-разгрузочных работ.
"Особенно острой проблема становится в старых жилых районах с плотной застройкой, где дворовые территории изначально не рассчитаны на интенсивное движение грузового транспорта", — упомянул законодатель в беседе с "Известиями".
При этом если поначалу новый запрет приведёт к поиску альтернативных помещений, временному увеличению логистических задержек и пересмотру схем доставки товаров, то в средне- и долгосрочной перспективе ограничения позволят сформировать прозрачные и понятные правила размещения объектов дистанционной торговли с равными условиями для всех участников рынка, полагает Голов.
Кроме того, новые условия работы будут способствовать развитию специализированной инфраструктуры для e-commerce, повысят эффективность логистических процессов, улучшат репутацию компаний и приведут к снижению конфликтов с местными жителями, считает сенатор.

Сколько ПВЗ работает в России сейчас

По данным сервиса "Яндекс Карты", к началу марта 2025 года в России работали 185 тыс. пунктов выдачи заказов, что на 42% больше, чем годом ранее. Особенно активно ПВЗ и дарксторы открываются в Москве, Петербурге и других мегаполисах, а за счёт размещения в густонаселённых районах такие объекты обеспечивают доставку в течение 15-30 минут.
Комментируя инициативу о запрете дарксторов и ПВЗ в жилых домах, член комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин обратил внимание, что жильцы МКД всё чаще жалуются на шум под окнами и разгрузку фур в ночное время, однако, устанавливая ограничения, важно сохранить баланс между интересами жителей и нуждами малого бизнеса, не разрушая экосистему электронной торговли, охватывающую на сегодняшний день более 65% населения страны.
Сильнее всего резкий запрет на размещение подобных объектов в жилых домах ударит по ИП и самозанятым, доля которых в структуре продавцов на крупных маркетплейсах превышает 75%, обращает внимание депутат. Тем более что арендовать помещение в жилом доме дешевле, чем в ТЦ, а организация складов и ПВЗ в жилых домах нередко является для малого бизнеса способом выжить.
В то же время переход на новую модель потребует расходов, связанных с адаптацией логистики, заключением новых договоров, поиском локаций для установки постаматов и созданием небольших складских хабов. Наибольшая часть финансовой нагрузки ляжет на маркетплейсы и их представителей, однако они неизбежно переложат часть издержек на своих партнёров, увеличив комиссии и сервисные сборы, полагает Говырин.
"Для обычных продавцов, особенно самозанятых и малого бизнеса, это станет серьёзным ударом. Запрет спровоцирует рост издержек, снижение маржинальности и в некоторых случаях необходимость уйти с платформ или поднять цены для конечных покупателей", — говорит парламентарий.
Во избежание подобного сценария следует вводить ограничения поэтапно — с переходным периодом и поддержкой аренды коммерческих помещений для малого бизнеса, считает депутат. При этом стоит сделать исключения для ПВЗ, которые работают в режиме выдачи заказов без хранения и сортировки, поскольку они ничем не отличаются от обычного магазина у дома, отмечает Говырин.
"Согласно последним исследованиям, 80% россиян хотят видеть пункты выдачи прямо в своём или соседнем доме, — рассказали "Деловому Петербургу" в пресс-службе Ozon. — Это мнение большинства, которое нельзя игнорировать. Мы постоянно следим за отзывами наших клиентов. Жалобы на шум и транспорт на придомовых территориях приходят крайне редко, их количество не превышает 4% от всего объёма вопросов про пункты выдачи. Все ситуации, вызывающие недовольство жильцов, мы оперативно решаем вместе с предпринимателями — владельцами пунктов".
Также в пресс-службе Ozon добавили, что ограничения, которые предлагает сенатор Олег Голов, могут негативно отразиться не только на малом частном бизнесе с семейными предприятиями, которыми, по сути, являются ПВЗ, но и на доступности онлайн-покупок в целом.
Пункт выдачи заказов в Петербурге
Автор: Ермохин Сергей

Куда переедут ПВЗ и дарксторы

По мнению директора департамента индустриальной и складской недвижимости NF GROUP в Санкт-Петербурге Ильи Князева, говорить о полном запрете ПВЗ и дарксторов в жилых домах в масштабах страны было бы преждевременно, поскольку эти объекты уже глубоко интегрированы в городскую логистику и стали важной частью инфраструктуры электронной коммерции.
"В случаях, когда у жильцов действительно возникают неудобства, целесообразно решать проблему точечно — с учётом особенностей конкретного объекта и формата работы, а не вводить универсальные ограничения", — заявил эксперт в разговоре с "Деловым Петербургом".
При этом если подобные ограничения всё же появятся на законодательном уровне, можно ожидать перераспределения спроса в сторону отдельно стоящих зданий, помещений в ТЦ или встроенных коммерческих блоков в новых проектах, где архитектурно предусмотрено разделение потоков, рассуждает Илья Князев.
"Однако такой переход может повлечь за собой рост операционных издержек для бизнеса и снижение доступности сервиса для жителей", — предупреждает специалист.
По словам доцента кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт-Петербурге, руководителя образовательной программы "Менеджмент" Кристины Пилий, размещение пунктов выдачи заказов и дарксторов на первых этажах многоквартирных домов в Петербурге и других крупных российских городах активно продолжается в 2025 году.
"Ключевым фактором выступает экономическая эффективность для операторов, включая сниженные расходы на аренду помещений по сравнению с торговыми центрами и оптимизацию затрат на заключительном этапе доставки. Не менее значим устойчивый потребительский спрос на услуги с минимальной удалённостью от места проживания, особенно в районах с ограниченной коммерческой инфраструктурой", — объясняет доцент.
Кристина Пилий обращает внимание, что рассматриваемый запрет на деятельность подобных объектов в жилых зданиях способен вызвать комплексные экономические последствия: для малого бизнеса, представленного в регионах в качестве операторов пунктов выдачи, это решение может обернуться повышением арендных расходов при переезде в расширенные коммерческие зоны, если не полным прекращением работы.
Между тем крупным участникам рынка e-commere, которые обладают ресурсами для реорганизации сетей, потребуются инвестиции и время для перестройки, итогом чего с большой вероятностью станет увеличение сроков и стоимости доставки товаров конечным потребителям, что в стратегической перспективе может сдерживать развитие онлайн-торговли.
"При невозможности работы в жилых домах основными альтернативными форматами, вероятно, станут сети автоматизированных постаматов в крупных торговых комплексах и специализированные микросклады в нежилых строениях при условии соответствия законодательным требованиям. Следует учитывать, что данные решения часто менее удобны для покупателей по критериям доступности и гибкости обслуживания", — отмечает Кристина Пилий.
С точки зрения экономической целесообразности наиболее перспективными для ПВЗ и дарксторов являются локации рядом со крупными транспортными узлами на городских окраинах, где сохраняется относительно доступная стоимость аренды. Также в случае "выселения" из МКД такие объекты смогут переместиться в промышленные зоны, но только при условии удовлетворительной транспортной связности.
"Принципиальной проблемой для всех указанных вариантов остаётся значительная удалённость от жилых кварталов. Это неизбежно увеличит операционные издержки на логистику и временные затраты на доставку, снижая привлекательность сервиса для клиентов", — констатирует эксперт.
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.