Властелины кольца: владельцы земли в зоне КАД–2 бьются за новый маршрут трассы

В Ленобласти разгорелись споры вокруг корректировки проекта КАД–2
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"
Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Смогут ли собственники участков, попадающих в зону строительства КАД–2, скорректировать трассировку магистрали — в материале "Делового Петербурга".

Опубликованный в апреле проект официальной трассировки КАД–2, а также первые жилые постройки, попавшие "под раздачу", спровоцировали очередной виток обсуждений и споров о необходимости второй окружной трассы вокруг Петербурга. Против традиционно выступают жители населённых пунктов, вблизи которых пройдёт будущая магистраль.
Впрочем, сложно вспомнить хоть какой–либо крупный инфраструктурный проект в Северной столице, который бы не столкнулся с сопротивлением "простых смертных". Но если в случае, например, с трассой М–7 через Удельный парк организованный протест имеет некоторые шансы на успех, то в случае с КАД–2 — вряд ли. Хотя, как убеждены некоторые эксперты, отдельные мнения могут быть учтены, а в изначальную трассировку допустимо внести коррективы.

В зону будущего строительства попали участки с частными домами

Как уже писал "ДП", первой официальной "жертвой" второго кольца стал строящийся жилой многоквартирный дом бизнес–класса в деревне Хиттолово Всеволожского района. В администрации Ленобласти рассказали, что проект компании "Point Токсово" приостановлен в связи с остановкой финансирования. При этом квартиры в нём уже начали продавать, а средства, разумеется, лежат на эскроу–счетах.
Казалось бы, в масштабах вечности, то есть очередного грандиозного объекта "на века", всего один дом — это минимальные издержки реализации, однако, как убеждён президент Союза строительных организаций Ленинградской области Руслан Юсупов, сложившаяся ситуация — лишь первая ласточка. При этом, по словам Юсупова, многоквартирные проекты будут страдать в гораздо меньшей степени, чем территории под ИЖС:
"Проблема эта точно есть, она никуда не денется, и она будет по мере развития проекта нарастать. Что–то мне подсказывает, что в итоге будут затронуты интересы не одного, не двух, не пяти, даже не десяти собственников. Проблема большая, затрагивает очень большое количество людей. Но пока есть некая условная трассировка, очень условная. И я думаю, что всё–таки где–то будут искать компромиссы. Понятно, что не удастся удовлетворить всех. Но здравый смысл никто не отменял, и там, где действительно можно, я думаю, трассировку будут менять — там, где это затрагивает большое количество физических лиц. А в той локации, о которой мы говорим, — возле Всеволожска и Токсово — ИЖС как раз пользуется большой популярностью", — рассказал Руслан Юсупов в разговоре с "ДП".

Где начнётся строительство КАД–2

Окончательная трассировка КАД–2 будет определена по результатам выполнения инженерных изысканий, а также выявления ограничений на местности, разработки документации по планировке территории (ДПТ) и проектной документации, рассказали в "Автодоре".
В первую очередь строить дорогу начнут как раз во Всеволожском районе — по территориям Кузьмоловского, Всеволожского, Романовского, Щегловского, Колтушского и Рахьинского поселений. Как рассказал ещё в середине апреля "строительный" вице–губернатор Петербурга Николай Линченко, проектирование этого отрезка длиной 90 км (это примерно четверть от общей протяжённости КАД–2) уже началось, он должен пройти от трассы М–11 "Нева" до посёлка Кузьмолово. Планы по введению этой части КАД–2 в эксплуатацию весьма смелые — уже к 2029 году.
После окончания строительства новая дорога обеспечит скоростное движение транзитного транспорта от портов Балтийского моря и Мурманска в обход Петербурга, не говоря уже о том, что будет разгружена основная КАД, хотя и в меньшей степени.

Деньги надо осваивать

Поэтому, как рассказал "ДП" депутат Законодательного собрания Ленобласти, член постоянной комиссии по экономике, собственности, инвестициям и промышленности Дмитрий Звонков, на обращения в его адрес местных жителей, которые пытаются что–то оспорить, он реагирует просто и понятно: строить КАД–2 надо.
"О том, что в этих местах природа красивая, все знают, и, соответственно, при строительстве дорог просто надо это учитывать, наблюдать, чтобы там не было повреждений лишнего. Я помню, ещё был муниципальным депутатом, и мы в 2014 году, а это 10 лет назад, уже закладывали примерную трассировку, где она будет. И те добросовестные поселения, которые эту землю не трогали, а действительно держали в резерве и не продавали её под коттеджи, не придумали какие–то схемы, как там границы сдвинуть или ещё что–то, они не пострадали. Центр даёт федеральные деньги. Надо их осваивать, строить и не опозориться на этом. А то сейчас уйдём в эти непонятные диалоги между собой — там хотим, там не хотим — и не получим денег", — рассказал Звонков.
К слову, о деньгах. По данным, которые были озвучены ещё в начале 2024 года, на реализацию проекта КАД–2 предполагают потратить почти 380 млрд рублей. Большую часть из них (около 266 млрд) будет осваивать ГК "Автодор", остаток — Росавтодор и Ленобласть, которая должна реконструировать дорогу Петергоф — Кейкино.

Подорожает ли земля рядом с новой дорогой

Со всё более конкретно вырисовывающимися контурами будущей трассы встаёт и другой финансовый вопрос — о стоимости земельных участков, рядом с которыми пройдёт КАД–2. В частности, ещё в январе текущего года на сайтах объявлений появлялись предложения о продаже участков в непосредственной близости от трассы. Например, за 250 млн можно было приобрести участок почти 5,5 га рядом с деревней Манушкино под промышленное производство, а "всего" за 64 млн — купить 134 сотки в Токсовском районе у Кавголовского озера. И в первом, и во втором случае КАД–2 пройдёт совсем рядом и, очевидно, улучшит как транспортную доступность, так и инвестиционную привлекательность этих мест.
По словам Руслана Юсупова, всё, что улучшает транспортную инфраструктуру, положительно влияет в том числе и на развитие различного строительства, поэтому в перспективе в локациях прохождения трассы возможно появление новых жилых массивов. Более того, власти региона уже определили градостроительный потенциал этой территории: по данным председателя правительства Ленинградской области по строительству и ЖКХ Евгения Барановского, он составляет 53 млн м2, которые можно застроить до 2040 года. Впрочем, в некоторых случаях близость к такому масштабному объекту может иметь и обратный эффект, считает инженер бюро транспортного планирования OTSLab Дмитрий Баранов:
"КАД–2 — это всё–таки скоростная дорога с интенсивным движением. Если она проходит где–то вблизи жилой застройки, это может снизить качество природы и понизить стоимость, скажем так, территории. Но это локальная вещь. Глобально, конечно, транспортная доступность увеличивает и привлекательность, и стоимость недвижимости. И в принципе стимулирует развитие города вширь. Что, в общем, тоже на самом деле не всегда хорошо. Потому что чем больше и шире город располагается, тем, соответственно, больше у нас транспортные потоки. А что касается целесообразности дороги и протестов против конкретных решений в локальных местах, то они мало между собой логически связаны. Есть определённые цели развития агломерации, есть существующие дороги, которые уже во многих местах перегружены, не выполняют функции обхода городов, та же КАД стала такой внутригородской дорогой практически на многих участках. Поэтому идея строительства КАД–2 вполне логична и обоснованна", — рассказал Евгений Баранов в разговоре с "Деловым Петербургом".