Бизнес заинтересовался промышленным сбором берёзового сока в лесах Ленобласти

Автор фото: ТАСС
В России усиливается государственный лесной контроль. Активность инспекторов может осложнить жизнь сборщикам берёзового сока. Хотя этот природный продукт имеет неплохие перспективы для бытового и коммерческого использования.

Инспекторы не дремлют

Комитет государственного экологического надзора Ленинградской области в 2024 году наложил по "лесным статьям" штрафов на сумму 15,9 млн рублей против 7,4 млн в 2023–м. Количество проверок выросло на 26%, а количество возбуждённых административных дел дошло до 318 (в 2023–м было 164).
Наиболее распространёнными статьями, за которые правонарушители привлекались к ответственности, оказались связанные с нарушением санитарных и пожарных норм, что вполне объективно. Нарушение санитарных норм — это создание условий для преждевременной гибели деревьев, например вследствие размножения короеда–типографа. Что касается пожарной безопасности, то тут всё более чем очевидно даже для людей, далёких от лесного хозяйства. Профилактика в данном вопросе принесла ощутимые плоды. В пожароопасный период 2024 года на территории лесного фонда Ленобласти в 3 раза сократилась общая площадь лесных пожаров. Средняя площадь пожаров уменьшилась в 2 раза по отношению к показателям предыдущего года.
Другим словами, государственные органы сделали упор не столько на штрафы (это вторично), сколько на профилактику.
"Повышение эффективности контроля и выявление нарушений — это работа, которая будет продолжена в 2025 году. Благодаря изменениям законодательства мы получили возможность провести большую работу, которая позволит сохранить леса от пожаров и нерационального использования", — отметила председатель комитета госэконадзора Ленинградской области Рамила Агаева.
Итак, деревьев рубится меньше, горит лес реже, а ужесточение государственного надзора только усилит данную тенденцию. Однако рядовому гражданину повышенная активность инспекторов может скорее внушать опасения. Если массовый сбор грибов и ягод для собственного пользования находится вне пристального интереса надзорных органов, то с добычей берёзового сока ситуация несколько сложнее.

Не навредить деревьям

Добыча берёзового сока безвредна только при выполнении ряда условий. Безопасными для эксплуатации являются деревья с диаметром ствола более 20 см и развитой кроной. С одного такого дерева можно получить около 100 л. Тем не менее не стоит ориентироваться на максимальные показатели, если в перспективе эксплуатируемое дерево рубить не планируется. Лучше ограничиться 2–3 л, замазать древесную ранку и нужный объём дособирать по соседству. Нарушение этих несложных правил может раньше времени загубить дерево. Ведь не случайно для промышленной добычи берёзового сока юридическими лицами отводятся массивы, которые планируются под рубку менее чем через 5 лет.
За сбор сока в неположенном месте штраф по ст. 8.39 КоАП РФ может составит от 3 тыс. до 4 тыс. рублей. "Неположенными местами" являются особо охраняемые природные территории — памятники природы, заповедники и так далее.
Запрещено собирать сок и в населённых пунктах, но уже из других соображений. Во–первых, деревья в городе, выполняя защитные функции, и так подвергаются повышенному давлению негативных факторов окружающей среды. А во–вторых, качество берёзового сока, полученного на урбанизированной территории, не будет соответствовать ожиданиям.
Однако наличие всех этих ограничений отнюдь не означает, что от берёзового сока следует отказаться. Более того, в Ленобласти отрасль даже нашла поддержку со стороны руководства региона. Для популяризации продукта проводится фестиваль берёзового сока. В этом году он состоится уже 12–й раз и пройдёт 19 апреля в Невской Дубровке, на берегу Невы.
Кстати, Северо–Запад — один из самых перспективных районов для заготовки, что связано не только с большими площадями березняков, но и с климатическими особенностями, обеспечивающими сравнительно длительный период сбора. В более континентальном климате с быстрым переходом от снеготаяния к зелени время, отпущенное на заготовку, существенно меньше. У нас время заготовки составляет около 55 дней (с конца марта и до середины мая).

Импортозамещение по–настоящему

Добыча берёзового сока — не просто народный промысел вроде палеха и дымковской игрушки. Они, безусловно, важны с точки зрения туристического бизнеса и культурной самоидентификации, но не способны конкурировать в массовом сегменте ретейла. А вот берёзовый сок, учитывая возрастающий спрос на натуральные и полезные продукты, — вполне. С большой долей вероятности можно предположить, что спрос ограничивает именно отсутствие товара на полках большинства магазинов, а не какие–либо иные причины.
В последнее время в Ленинградской области появились собственные производители берёзового сока. Развитие такого рода производств неизбежно ведёт к поиску механизмов глубокой переработки и новых сочетаний. В частности, в берёзовый сок можно добавлять апельсиновые и лимонные ингредиенты для получения новых вкусовых решений при сохранении пользы исходного продукта. Продуктом переработки является и берёзовый сироп, на изготовление литра которого тратится 80–100 литров сока. Из сиропа можно приготовить масло, а там уже недалеко и до экспериментов в кондитерском производстве.
Учитывая, что себестоимость напитков из берёзы ниже, чем из южных персиков или вишни, вопросы ценовой конкуренции тоже могут помочь традиционному отечественному напитку потеснить на полках старые бренды. А пока полки супермаркетов не заполнены соответствующей продукцией, можно заготовить "берёзовую слезу" самостоятельно, так как сейчас для этого самая пора.