Взрослый разговор: петербуржцы стали осторожнее тратиться на товары для детей

Автор фото: Михаил Тихонов / "ДП"

Траты на товары и услуги для детей становятся скромнее, при этом требования к их качеству растут. Накануне 1 июня "ДП" узнал, как удаётся держаться на плаву детскому ретейлу, образованию и туризму.

Магазины товаров для самых маленьких в ТЦ Петербурга по итогам 2023 года занимали 6% площадей. По данным NF Group, их доля существенно не меняется и на протяжении последних 5 лет составляет 5–7%.
При этом в целом открытий в 2023 году было больше, чем закрытий. На рынок города вышли новые сетевые бренды: Choupette, Button Blue, Little Home, Loloclo. Mothercare переоткрылась под брендом Motherbear, а Hamley’s — под брендом "Винни". Расширялись и арендовали большие площади Sela moms&monsters, "Детский мир", Kari Kids и другие.
По оценке Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), сейчас в крупных торговых сетях наблюдается сопоставимая с прошлогодней динамика спроса на товары для детей.
Для розничного рынка товаров для малышей один из главных вызовов — смещение спроса в сторону онлайн–торговли. Доля продаж в этой категории выросла с 2021 года почти в 3 раза и, по экспертным оценкам, уже превышает 15% в целом по стране.
"Крупный ретейл отвечает на этот вызов развитием собственных специализированных маркетплейсов (так делает “Детский мир”), а также качественным развитием ассортимента за счёт собственных торговых марок (СТМ). У “Детского мира” доля такого ассортимента в различных категориях превышает 90%. Собственные марки подгузников в сети “Магнит” по доле продаж опередили бренд Pampers американской Procter & Gamble", — отмечает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
Тенденцию перехода в онлайн констатируют и представители маркетплейсов. На Wildberries, к примеру, с мая прошлого года количество поставщиков и селлеров игрушек выросло на площадке на 31% по Петербургу.
Ретейлеры связывают снижение спроса и с падением рождаемости. По данным Петростата, если в 2021 году в городе на Неве появились на свет 53,3 тыс. новорождённых, то в 2023–м — 48 тыс. В магазинах фиксируют снижение спроса на прикормы, молочные смеси и подгузники.
Кроме того, потребление становится более осознанным, констатирует генеральный директор ООО "Вотоня" Любовь Самойлова.
"Родители охотно покупают товары на “Авито”, и не только коляски и кроватки, но и одежду, игрушки. Если бы мы не предпринимали никаких шагов к развитию сервисов, надеясь только на то, что на детях не экономят, точно бы не выплыли, — признаёт она. — Но главный вызов для любого ретейлера сейчас — нехватка линейного персонала. Проблема настолько серьёзная, что речь может идти даже о закрытии магазина. Помимо этого, есть переток покупателей в другие каналы продаж — маркетплейсы и агрегаторы".
По данным Центра мониторинга, исследований и экспертизы Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ), объём рынка игр и игрушек за 2023 год составил 220,7 млрд рублей. Сегмент занимает 18,8% общего рынка детских товаров. По итогам года он вырос незначительно — всего на 9,8% (в 2022 году — на 16,3%).
В рэнкинге лидеров производства игр и игрушек от АИДТ в этом году оказались две компании из Петербурга: ООО "Астком" (ТМ "Волшебный мир") и ООО "Нордпласт" с выручкой около 1,2 млн рублей каждая.

Бесценные знания

При этом довольно крепки позиции у детского коммерческого образования. По данным каталога частных и альтернативных школ Санкт–Петербурга "Просто учиться", по сравнению с прошлым учебным годом количество проектов увеличилось на 14%. Причём более 20 локаций исчезли из каталога в связи с прекращением работы. То есть одни школы закрываются, но в то же время новые продолжают появляться. "Мы отмечаем, что некоторые организации с течением времени меняют своё позиционирование и тип. Например, работающие с лицензией на программы дополнительного образования предпочитают называть себя “семейной школой”", — поясняет соавтор каталога Наталья Король.
В сегменте как основного, так и дополнительного детского образования в Петербурге есть уникальные представители бизнеса.
Так, несколько лет назад был создан проект на стыке ресторанного и обучающего направления "Дети на кухне", где ребят учат готовить, проводят для их семей кулинарные мастер–классы. По словам основательницы проекта Анны Сотниковой, повышенный спрос наблюдается обычно в каникулы и выходные. В остальное время проект конкурирует за трафик с художественными школами, танцевальными кружками и курсами программирования.
"Родители более охотно отдают детей в IT–студию, чтобы в перспективе те могли получить престижную работу. Таким сознательным родителям мы через каналы коммуникации транслируем, что наши специалисты развивают не только навыки кулинарии, но и самостоятельность, творчество и уверенность в себе у каждого ребёнка. Каждый шаг на пути к созданию вкусных блюд — это шаг к раскрытию потенциала и формированию навыков, которые пригодятся в жизни. Бизнес–модель моего проекта живая, но, чтобы кратно вырасти, мне хотелось бы большего интереса со стороны государства и помощи в популяризации подобных инициатив", — рассказала Сотникова.
Развитие подобных образовательных проектов требует вложений десятков миллионов рублей. Инвесторам же зачастую проще купить облигации и обойтись без рисков.
"У меня есть запросы на франшизу от потенциальных партнёров, но я пока думаю, в какую сторону развиваться дальше. Есть мысль идти в регионы, где ниже аренда и налоги, чтобы финансовая модель была более рентабельной", — говорит Анна Сотникова.

Зрелища по заявкам

Всё больше родителей уделяют внимание полезному отдыху с ребёнком и посещают образовательно–развлекательные центры.
"Приятно осознавать, что выросло целое поколение людей, которые когда–то играли у нас в “городах профессий”. Меняется и формат поведения клиента, семейный отдых превращается в полезный", — делятся наблюдениями в пресс–службе "КидБурга".
Интересные перемены происходят на рынке детского туризма: открываются новые музеи, закупается оборудование в уже существующие объекты, интегрируются технические решения для формирования интереса у школьников.
"В Ленобласти появился палеонтологический парк, ориентированный на детский туризм. В объектах гостеприимства принимают детей в лагеря отдыха, разрабатываются аудиоспектакли и квесты, чтобы распределить нагрузки по объектам. Необходимо показать следующему поколению их возможности путём погружения в те или иные обстоятельства, поэтому развивается промышленный туризм у школьных групп", — напоминает руководитель отдела корпоративных продаж туроператора "СканТур" Екатерина Шепелева.
Сегмент детских товаров в Петербурге демонстрирует тенденцию к снижению. Уровень реального потребительского спроса будет следовать за трендом рождаемости. Из позитивных итогов года — рост в товарах для детей 7–10 лет, это наиболее большая по численности детская группа. Продолжается рост сегмента одежды для школы, включая спортивную форму. В том числе из–за существенной поддержки городом многодетных семей. Самая чувствительная тема для индустрии — платёжеспособность семей с детьми. Мы видим, что активно растёт экономсегмент, собственные марки торговых сетей (СТМ). Это основной вызов для отечественного производителя, так как в экономсегменте самая высокая конкуренция, а торговые сети предпочитают заказывать продукцию СТМ в странах, которые могут обеспечить массовое и дешёвое производство. К сожалению, спасительная оговорка о том, что на детях экономят в последнюю очередь, уже не работает. Российские родители действительно отдадут последнее, но сегодня мы видим по всем группам, даже по товарам первой необходимости, стабильный спрос и рост исключительно в экономсегменте. Всё это подтверждает запрос на поддержку семей с детьми. В том числе имущественные меры поддержки, хотя бы на социально значимые товары, без наличия которых заметно ухудшается качество жизни среднестатистического ребёнка.
Антонина Цицулина
президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров
Спрос на услуги частных школ и других негосударственных образовательных проектов в последние несколько лет растёт. Это прослеживается как по количеству организаций, так и по их финансовой отчётности. Раньше, когда родители выбирали частную школу или семейный класс, главной ценностью считался психологический комфорт в дополнение к крепким знаниям. В последние несколько лет на государственном уровне прослеживается тенденция к соблюдению общих стандартов образовательных программ, добавляется в том числе много часов патриотического воспитания. Это отвечает запросам не всех родителей. Частное образование в целом адаптируется к запросу родителей быстрее в силу своей гибкости, особенно если речь о малом бизнесе. Госсегмент же отличается тем, что все изменения в нём проходят длительную апробацию. В образование, кстати, сейчас вкладываются большие бюджеты, а частники не могут себе позволить развивать инфраструктуру такими темпами. Пару лет назад мы говорили о том, что вновь появляющиеся проекты не конкурируют друг с другом, под каждое предложение находилась своя целевая аудитория. Сегодня школ много, особенно в центральных районах. Они начинают отстраиваться друг от друга, стараются улучшать услуги, создавать предложение для детей с особенностями развития. Сфере не хватает институций, которые помогали бы преодолевать кризисы роста и избегать наиболее распространённых ошибок.
Марина Рагозина
автор каталога частных и альтернативных школ Санкт–Петербурга "Просто учиться"
В текущем сезоне можно говорить о снижении спроса по ряду направлений в детских лагерях от 20 до 40%. Причины: угасание шлейфа туристического кешбэка, рост цен, сложности с логистикой, тревожная новостная повестка. Родители, имеющие детей школьного возраста, охотно выбирают отдых в регионе проживания. Это относится и к Ленобласти, где ограниченное количество загородных объектов и наличие регионального сертификата способствуют поддержанию спроса. Рост цен составил 10–15%, стоимость варьируется от 40 тыс. до 100 тыс. рублей с сертификатом за 3 недели пребывания в зависимости от условий отдыха.
Елена Рыженкова
генеральный директор Incamp
Мы считаем, что потребители стали более избирательны и требовательны к качеству предоставляемой услуги. Можно предположить, что это связано с изменением платёжеспособности, но факт увеличения спроса на некоторые услуги показывает, что клиент готов платить. Для себя ставим глобальные цели по развитию частного образования в Петербурге: это открытие полноценной школы, поскольку на эту услугу наблюдается растущий спрос среди родителей наших воспитанников.
Наталья Гутаковская
исполнительный директор сети частных детских садов и центров для детей Art Hello