В Петербурге по сей день продолжают работу универсамы, которые были популярны у покупателей в поздние советские годы. Сейчас такие магазины рассчитаны чаще всего на узкую аудиторию в силу высокого ценника. Имеет ли формат перспективы или это пережиток прошлого?
В СССР магазины разделялись по специализациям: фрукты/овощи, булочные, кондитерские, рыбные и т. д. В общей сложности можно было выделить два ключевых формата: гастрономы (яркий пример — старейший русский гастроном "Магазин купцов Елисеевых", который сохранил историческую обстановку и эксклюзивный ассортимент) и универсамы. Отличием вторых было самообслуживание покупателей и расширенный ассортимент.
Сегодня такую модель используют сетевики — средний чек в ней выше, ведь посетители совершают не только запланированные, но и импульсивные покупки.
Минутка ностальгии
Примечательно, что первый советский универсам появился в Ленинграде в 1970 году, это был "Фрунзенский", расположенный в Купчино, на Бухарестской ул., 90. Он был возведён по проекту, разработанному в институте "Гипроторг" (Москва). В дальнейшем такие магазины появились в каждом районе города. Стоит напомнить, что в СССР в рамках плановой экономики все магазины содержались в генплане. Они располагались в типовых железобетонных зданиях, а также на первых этажах жилых домов (тоже построенных в соответствии с проектами). В универсамы покупатели шли за широким ассортиментом, выбором гастрономии и готовой продукции.
"В нулевые годы такие магазины стали менять профиль деятельности, поскольку маржинальность товара оказалась существенно ниже, чем у одежды и обуви, бытовой техники и электроники. Многие универсамы потеряли своё назначение, перепрофилировались в другой вид. В то же время сети FMCG начали активно строить свои магазины в Петербурге, в том числе гипермаркеты, которые переманили к себе потребительский спрос", — вспоминает основатель и генеральный директор INFOLine Иван Федяков.
Сейчас площади бывших универсамов зачастую занимают магазины современных сетей. Также в помещениях могут располагаться бизнес–центры или бутики, как отмечает региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева, переходы владельцев были характерны в период 1990–х — начала 2000–х. Некоторые помещения переформатировали или заменили другими коммерческими объектами. "Интерес инвесторов к покупке зданий бывших универсамов сохраняется, особенно в случаях, когда эти здания расположены в центральных и привлекательных для бизнеса районах. Владельцы могут отклонять предложения по разным причинам, включая эмоциональную привязанность к историческому наследию, ожидание более выгодных предложений или стратегические планы по реинвестированию", — поделилась она.
Преемственность поколений
По оценке независимого консультанта по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаила Лачугина, сейчас в Петербурге универсамов в привычном понимании осталось порядка десяти, к ним же можно причислить и Super Babylon. Формат претерпел значительные изменения, потребители выбирают специализированные или бутиковые магазины, большие ТЦ и онлайн–торговлю. Тем не менее универсамы, сумевшие адаптироваться и предложить уникальные товары, продолжают привлекать более состоятельную аудиторию, ценящую качество и эксклюзивность.
Дойдя до сегодняшнего дня, формат трансформировался согласно требованиям времени, эксперты видят перспективные кейсы. Например, сеть "Сезон" (шесть магазинов в Петербурге) — "продолжатель" классической модели, сохраняет позиции на рынке и лояльную аудиторию разной платёжеспособности. "Модель весьма интересна, в некоторых локациях эти магазины расположены чуть ли не дверь в дверь с сетевиками, но от такого соседства не страдает никто, — указывает Михаил Лачугин. — Покупатели устали от однообразного ассортимента и хотят получить больший выбор, поэтому готовы даже приезжать в такие магазины из других районов".
Обойдёмся без изысков?
Для нишевого сегмента вопрос с ассортиментом в условиях санкций обострился. Однако, как отмечает доцент кафедры менеджмента Президентской академии в Санкт–Петербурге Линда Рыжих, импортозамещение позволяет обеспечить магазины эксклюзивными позициями. В качестве примера можно привести сыр, мясные изделия, рыбные деликатесы: такая продукция российского производства стоит недёшево, но по качеству не уступает известным импортным брендам.
"Эффективной может стать оптимизация взаимодействия всех звеньев логистической цепочки (связь “производитель — магазин” должна быть настолько отлаженной, чтобы гарантировать рентабельность нишевому ассортименту)", — считает она. В сегменте торговых сетей, по–видимому, этот процесс отлажен лучше.
По данным КППиТ, совокупная доля отечественных товаров в их ассортименте в Петербурге превысила в 2023 году 90%, а по некоторым категориям продуктов достигла 100%. Это прежде всего хлеб, молоко и молочные продукты, колбасные изделия, замороженные продукты.
Впрочем, адаптация к санкционным реалиям, по мнению экспертов, прошла успешно, о чём можно судить по деятельности главных для Петербурга Софийской и Калининской овощебаз.
"На последней часто закупаются те, кто планирует развивать магазины у дома и хочет дополнить ключевой ассортимент эксклюзивными элементами. На этой базе есть бренды из разных стран и по любым ценам, в том числе деликатесы. Из–за санкций дела стали обстоять хуже с поставками некоторой молочной и мясной продукции, остальное в основном привозят, хотя ценник и вырос", — рассказал Михаил Лачугин.
Консервативность в отношении ценовой и ассортиментной политики для универсама может привести к проблемам. Например, эксперты обращают внимание на универмаг "Пулковский" на Вязовой улице. Как отмечает Михаил Лачугин, трафик там крайне низкий, а цены высоки даже для местного контингента, продукция же во многом повторяет ассортимент Super Babylon, хотя присутствуют и нишевые позиции. Впрочем, неподалёку располагается "Азбука вкуса", где, по словам эксперта, обычно очереди.