Легендарная советская подлодка притянула туристов в Кронштадт

Автор фото: https://t.me/a_beglov

Открытие экспозиции первой советской атомной подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол" в музейно-историческом парке "Остров фортов" в Кронштадте вызвало настоящий ажиотаж среди туристов. Это событие признано "Проектом года в туристической сфере" по версии "Делового Петербурга".

Внутренняя экспозиция "родоначальницы" отечественного атомного подводного флота — легендарной К-3 "Ленинский комсомол" — официально открылась в конце декабря 2023 года. С тех пор от желающих посетить новую достопримечательность Петербурга нет отбоя.
Как сообщили в администрации "Острова фортов", меньше чем за месяц с момента запуска проекта подлодку посетили более пяти тысяч человек. Билеты активно раскупали не только на январских, но и на февральских праздниках.
"Были после праздников с двумя детьми — всем очень понравилось! История флота подаётся в новом современном формате, который вызывает неподдельный интерес у людей разных возрастов! Экспонаты можно трогать — это же здорово! Почувствовать, прикоснуться к истории", — делятся впечатлениями от увиденного посетители.
Историческая справка: К-3 "Ленинский комсомол" — первая атомная подводная лодка в мире, конструктивно рассчитанная на извлечение всех преимуществ из силовой установки нового вида и возможностей, которые она открывала для корабля. В 1962 году впервые в ВМФ она совершила длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, дважды прошла точку Северного полюса. АПЛ К-3 прослужила порядка 30 лет. Более трёх десятилетий после списания находилась под угрозой утилизации. Окончательно она была спасена от "распила на иголки" благодаря совместной инициативе проекта "Остров фортов", ВМФ России и "Объединённой судостроительной корпорации".
Сразу же после открытия "Ленинский комсомол" стал главным экспонатом Музея военно-морской славы.
"По решению президента Владимира Путина был создан этот проект. Прежде всего — музей славы нашего российского флота. По поручению президента Министерство обороны сделало всё, чтобы сохранить подводную лодку К-3, переместить ее в Кронштадт и установить здесь. Это единственная в мире лодка, которая находится в здании, больше такого нигде нет. А потом команда Ксении Шойгу сделала всё необходимое, чтобы её оснастить. Мы осмотрели лодку внутри и убедились, что там сохранено практически всё. И теперь мы видим, что из себя представляет наша гордость — К-3", — подчёркивал на церемонии открытия губернатор Петербурга Александр Беглов.
Создание экспозиции "К-3" стало большим вызовом, поскольку 70% внутреннего оснащения было утрачено или пострадало от времени. В целом, более пяти месяцев заняла реставрация интерьеров и уцелевшего оборудования, замещение, и воссоздание утраченных приборов и деталей внутреннего оснащения, адаптация пространства для перемещения экскурсионных групп. Работы велись фактически круглосуточно командой из 120 человек. Большой вклад внесли ветераны-подводники, которые помогали с поиском приборов и оригинальных вещей для оформления внутренних пространств "К-3".
"Легенда флота совершила 14 походов, прошла более 128 тысяч морских миль, впервые в истории всплыла во льдах Северного полюса. Теперь "К-3" продолжит служить Родине в новом качестве — в качестве памятника отечественной науке, инженерной мысли, профессионализму судостроителей и героизму моряков-подводников. Иммерсивная экспозиция рассказывает об истории создания атомохода, об устройстве, оборудовании, технических и технологических решениях и инновациях своего времени, реализованных на "К-3", о принципах работы атомной энергетической установки, о службе "К-3" в составе флота, о боевой работе и быте моряков-подводников и других интересных аспектах", — комментирует руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера Ксения Шойгу.
При музеефикации подлодки делался акцент на максимальную идентичность. Кроме того, как сообщал ранее "Деловой Петербург", чтобы привезти судно в музейный зал, потребовалось разделить корпус подлодки на несколько частей. Специалисты распиливали его с применением алмазных технологий, чтобы получить максимально ровные края и не допустить деформации металла.