Разошлись пути: как иностранный бизнес уходил из Петербурга и кто его заменил

Газпромбанк недавно выкупил все ТЦ "МЕГА" в России, а среди них и два объекта в Ленобласти. Шведский девелопер Bonava продал активы армянской компании Star Development. "Балтика" и "Данон" перешли под контроль Росимущества, а потом и новым владельцам. И это ещё далеко не все истории, как иностранный бизнес покидал Петербург в 2023 году. "Деловой Петербург" изучил схемы ухода и выяснил, на что они повлияли.

В конце декабря завершилась эпопея с уходом Hyundai Motor Company (Hyundai) из России и перепродажей петербургского завода. Корейцы продают его компании "Арт-Финанс", по неподтверждённой информации за смешные 10 тыс. рублей, но возможностью обратного выкупа.
Зарубежные компании покидают не только автопроизводство России, но и все сферы рынка, хотя и с разной скоростью. Директор агентства INFOLine Иван Федяков указывает, что корректнее выделять компании по признакам страны, из которой она происходит.
"Компании из Европы более принципиальны, они одними из первых покидали российский рынок, даже несмотря на убытки. Чуть менее принципиальны американские, хотя большинство тоже ушло с российского рынка. В некоторых случаях остаются азиатские и турецкие компании, но далеко не все, и признак "дружественности" по отношению к ним ставить неправильно. Например, китайская компания Huawei, которая сама находится под санкциями США, приняла решение покинуть российский рынок из-за событий на Украине", — говорит Иван Федяков.

Как продать компанию и уйти

"Деловой Петербург" спросил у руководителя корпоративной и арбитражной практики Кирилла Саськова, какие схемы использовались при уходе иностранного бизнеса из России. Короткий ответ: самые разнообразные, в зависимости от конкретного кейса. А теперь подробнее.
С момента начала СВО и до момента введения ограничений это были прямые продажи без обсуждения дополнительных требований со стороны регулятора и правительства. При этом покупателями выступали либо сторонние инвесторы, либо топ-менеджмент соответствующих компаний. Соответственно, выкупали российские или находящиеся в дружественных странах компании. Но сегодня для заключения таких сделок уже потребуется разрешение правительственной комиссии и соблюдение законов.
Суммы выкупа тоже различаются, от символических (снова вспомним Hyundai) до вполне рыночных.
"В уходящем году достаточно много петербургских сделок, которые были закрыты, либо о чьём совершении было объявлено. Совершали их на разных условиях. Например, Heineken приобрели российские инвесторы, причём, судя по всему, основная нагрузка ляжет на этих инвесторов в части погашения долгов компании перед кредиторами", — рассказывает Кирилл Саськов.
ООО "Объединенные Пивоварни Хейнекен".
Автор: Коньков Сергей
Иван Федяков добавил, что правительство России усложнило возможность выхода с рынка. Теперь решение продавать или не продавать бизнес принимает правительственная комиссия, а не собственники. Все иностранные компании должны давать дисконт 50% от и без того дисконтированной стоимости компании, исходя из текущей экономической ситуации.
"Темпы рассмотрения заявок на уход очень медленные, одной компании в месяц в лучшем случае удаётся договориться о закрытии бизнеса в России, поэтому этот процесс затягивается. Думаю, он будет продолжаться ещё весь 2024, а может быть, даже и 2025 год. Но по большому счёту, у меня нет сомнений, что иностранные компании захотят покинуть российский рынок", — говорит эксперт.

Кто выиграл от ухода иностранцев

По данным консалтинговой компании Nikoliers, объём инвестиций в России за 11 месяцев 2023 года стал рекордным за всю историю наблюдений, и в 2,5 раза превысил среднегодовое значение за 10 лет. Он составил 535 млрд.
Конечно, большую часть сделок заключали в сферах, где было больше всего зарубежных игроков. Например, около 60% (~324 млрд рублей) пришлось на сегмент торговой недвижимости: в течение 2023 года закрыты ключевые сделки по продаже портфелей и крупных торговых объектов, находящихся в собственности иностранных компаний.
Вот только эти объекты уже проданы, так что прибыль можно было выручить только один раз.

Каким стало положение в производстве

Что происходит в отдельных отраслях? По словам кандидата экономических наук, доцента кафедры экономики РАНХиГС Петербурга Дмитрия Десятниченко, автомобильное производство и связанные с ним отрасли пострадали в Петербурге серьёзнее остальных. Учёный отмечает, что здесь серьёзных успехов пока не достигнуто, но работа ведётся. Драйвером стала работа с китайскими поставщиками, на основе их моделей удаётся наладить замещающие производства под российскими брендами и марками.
С экспертом соглашается руководитель проектов отдела инвестиций NF Group в Петербурге Сергей Дуванов, он называет автомобильную отрасль лидером по масштабу ушедших предприятий. Большинство брендов закрыли заводы, а те, кто формально остался, продолжают работать в ограниченном режиме.
Действительно, об "Арт-Финанс" источники рассказывали будто он планирует наладить на заводе Hyundai производство автомобилей с помощью хитрой схемы. Автодилер-покупатель якобы планирует восстановить сборку корейских моделей Hyundai и KIA. Но под китайским брендом GAC, ведь компания Hyundai не продлила петербургскому заводу лицензию на производство своих машин.

Что рассказывают производители после сделки

В автопроме особая ситуация. Многие компании также привыкали жить после отделения от иностранных брендов. Например, в текстильной отрасли. Сервис по аренде текстильной продукции Lindaily отделился от финского холдинга Lindström в апреле 2023 года. На российском рынке бренд работал почти 30 лет и стал узнаваемым для целого ряда предприятий: пищевой промышленности, фармацевтического сектора, машиностроения, металлургии, перерабатывающих предприятий, а также HoReCa.
"Схема продажи бизнеса была тщательно проработана ещё на этапе переговоров. В итоге было принято решение о выкупе компании локальным менеджментом. Надо отдать должное коллегам — финская штаб-квартира дипломатично и корректно помогала закрыть сделку в целях минимизации ущерба для работников компании", — рассказывает генеральный директор Lindaily Николай Стотыка.
Впрочем, он отмечает, что после продажи молодая компания столкнулась с рядом операционных сложностей, среди которых были сбои в цепочках поставок и колебания курса. На адаптацию к новым условиям ушло несколько месяцев. Однако уход конкурентов позволил компании увеличить клиентскую базу и задуматься над новыми направлениями развития. Например, шеринг ветоши (обтирочного материала) для производственных предприятий, где такие полотна применяют для очистки станков от остатков масел и других жидкостей.
"В текстильной отрасли речь идёт скорее не о занятии освободившихся ниш, а о перераспределении рынка между существующими игроками", — отмечает Николай Стотыка. И добавляет, что уход иностранного бизнеса отражается на всех отраслях и оказывает влияние на нормальное функционирование отрасли. Теперь необходимо пересматривать операционные процессы, замещать программное обеспечение, оборудование и сырьё.
С экспертом соглашается генеральный директор АО "Трансэнерком" Олег Шевцов. Он указывает, что электросетевой и энергетический комплексы Петербурга и Ленобласти продолжили развиваться с помощью российских разработок, особенно в сегменте электротехнического оборудования.
"Масштабирование использования российских решений обеспечит партнёрство бизнеса и научно-образовательных центров (НОЦ) в регионе, совместные проекты которых позволят ускорить процессы цифровизации энергетики и импортозамещения, а также сократить сроки производства современного оборудования для промышленности и ТЭК", — говорит Олег Шевцов.
По его мнению, разрыв партнёрства с зарубежными компаниями положительно отразился на сфере электроэнергетики. Так инвестиционный портфель импортозамещающих проектов, разработанных совместными усилиями бизнеса и НОЦ, в 2023 году увеличился до пяти триллионов рублей. Увеличение показателей промышленности Петербурга на 110,4% за девять месяцев 2023 года спикер связывает с тем, что освободившиеся ниши после ухода международных игроков заняли представители отечественных компаний.

Как уход бизнеса повлиял на коммерческую недвижимость

Для сферы складской недвижимости исход бизнеса был даже кстати. В конце 2021 года складские помещения стали самым быстрорастущим сектором коммерческой недвижимости. В 2022 году компании, сокращающие присутствие на рынке России, стали их освобождать, что привело к росту предложений "скрытой вакантности". Некоторое время это сдерживало нарастающий дефицит предложения и стабилизировало рост ставок аренды. У российских предпринимателей появилось время, чтобы адаптироваться к новой реальности. И, по мнению старшего консультанта департамента складской и индустриальной недвижимости Nikoliers Ильи Янеева, они это сделали.
"Несмотря на все сложности, в 2023 году многие компании уже адаптировались к новой реальности: перестроили логистику, нашли новых поставщиков сырья и продукции в дружественных странах и пересмотрели стратегии развития бизнеса. Продолжился рост маркетплейсов, тренд на импортозамещение простимулировал российских игроков занимать освободившиеся на рынке ниши, активно увеличивая товарную массу и формируя спрос на складские площади", — рассказывает эксперт.
Активность арендаторов снизила долю вакантных площадей в качественных классических складских объектах. К концу ноября 2023 года составила всего 0,2%, то есть доступными для аренды оставались менее 11 тыс.м2.
Автор: Ермохин Сергей

Кто переехал в офисы ушедших компаний

За 2022 год иностранные компании освободили в Петербурге в общей сложности 144 тыс. м2 офисов классов А и B. Треть из них (33%) даже не вышла на рынок, в них сразу въехали новые арендаторы. Петербургские бизнесмены быстро сориентировались и начали расширять присутствие. Лучше всего активность предпринимателей покажут сухие цифры: в начале 2023-го объём свободных помещений составлял 22,5 тыс. м2, а в конце сентября — менее 8 тыс. м2.
Заместитель директора департамента услуг для арендаторов и офисной недвижимости Nikoliers Виктория Горячева рассказала "Деловому Петербургу", что большинство компаний, которые закрыли офисы в городе, принадлежат к IT-сфере. В частности, это Veeam Software, EPAM Systems, Microsoft, Dino systems, Deutsche Telekom, JetBrains, Luxoft, Grid Dynamics.
"Высокая деловая активность арендаторов способствовала снижению уровня вакантности: доля свободных офисов класса А в Петербурге к концу ноября составила 9%, в классе В — 8,4%. Мы ожидаем дальнейшего снижения вакантности на фоне высокой активности со стороны российских ИТиТ-компаний, компаний с большой долей государственного участия, а также тех, кто расширяет бизнес на фоне открывшегося “окна возможностей”", — говорит Виктория Горячева.
Примеры таких передач офисов приводит руководитель направления офисной недвижимости "БестЪ. Коммерческая недвижимость" Наталья Никитина. В бизнес-центре "Авеню" площадь метражом 500 м2 после съезда компании Microsoft заняла российская IT компания Syncretis. Договорённость о новой сделке приняли ещё до фактического съезда Microsoft.
"На другом нашем объекте несколько этажей, которые занимала компания Jet Brains, в итоге заняли российские логистические, торговые компании, но в этом случае площади делили на небольшие блоки. Ставка при этом не менялась", — дополняет Наталья Никитина.

Кто занял место Zara и Uniqlo

Смена магазинов в торговых центрах и главных улицах города, кажется, наиболее заметна для обывателя. Особенно среди бутиков, которые продавали одежду.
Генеральный директор "МТЛ. Управление активами" (входит в ГК "БестЪ") Станислав Ступников рассказал о схемах ухода компаний. Первыми уходили те, кому было проще "хлопнуть дверью", то есть, кто не вкладывался в производство. Например, H&M, которым достаточно было распродать товарные остатки и выйти с рынка.
Сложнее было тем, кто вкладывался в развитие производства. Схема была примерно одна: продать активы зарубежной компании преимущественно из стран ОАЭ и Китая, или российской компании или передать в доверительное управление российскому топ-менеджменту. Но те, кто надеялись остаться, потом возвращались с новыми брендами. В частности, Zara превратилась в Mааg. Насколько сработает доверительное управление и оформление опциона покажет время, отмечает эксперт.
К началу 2023-го поход в торговые центры модников только расстраивал, около 10% любимых брендов исчезли. Но в 2023 году ситуация менялась и отечественные компании стали замещать ушедшие марки.
"Что касается помещений ушедших брендов, то большая их часть уже занята новыми арендаторами. Например, бренды групп Fast Retailing (Uniqlo), Inditex (Zara, Zara Home, Bershka, Pull&Bear, Stradivarius, Oysho, Massimo Dutti) и H&M Group (H&M, H&M Home, COS, &other stories, Monki) занимали в 13 ключевых ТЦ города около 64 тыс. м2. К концу ноября замена произошла более чем на 85% этих торговых площадей", — говорит директор департамента торговой недвижимости Nikoliers Ирина Царькова.
Melon Fashion Group стал флагманом отечественной моды. К уже существующим маркам Zarina, befree, Love Republic и Sela компания добавила примиальный Idol, надеясь привлечь поклонников ушедшей испанской марки Massimo Dutti.
Отечественные бренды арендуют помещения не только в моллах. Главные торговые улицы города тоже привлекают компании российских фэшн-ретейлеров. За год на улицы города вышло 33 модных бренда. Например, на Старо-Невском проспекте открылся бренд премиальной женской одежды и аксессуаров Radical Chic вместо швейцарского часового бутика Breitling. А на модном Большом проспекте Петроградской стороны запустили магазин бренда женской одежды и аксессуаров All We Need.
"По числу открытий традиционно наиболее активными являются представители общественного питания и fashion-арендаторы. Ресторанный рынок Санкт-Петербурга в целом остаётся одним из ключевых сегментов, формирующих сейчас запрос на качественные встроенные помещения. Сохраняется тенденция на открытие точек общепита демократичных сегментов по типу fast food и fast casual", — резюмирует заместитель директора департамента торговой недвижимости Nikoliers Юлия Кузнецова.

Что случилось с отелями

Смена владельцев отелей для постояльцев на первый взгляд была незаметна. Ещё в 2022 году часть отелей сменила вывеску, потому что из Петербурга ушли управляющие им компании, но громких закрытий не было.
Руководитель департамента исследований Nikoliers в Петербурге Алина Базаева напоминает, что упоминание бренда Sokos в названии потеряли две гостиницы, которым ранее управляла финская компания S-Group: теперь это Palace Bridge Hotel в Биржевом переулке и Vasilievsky Hotel на 8-й линии В.О. А гостиница немецкой международной сети Kempinski Hotels превратилась в "Гранд Отель Мойка 22".
У некоторых гостиниц получилось привлечь новых международных операторов и провести ребрендинг. Другие стали независимыми и сменили только бренд — на собственный.
Автор: 2gis
"Уход ряда иностранных компаний открыл пространство для развития локальных операторов и появления новых игроков. Российские отельеры обучались и развивались на базе знаний международных операторов, поэтому с 2022 года у девелоперов появилось "окно возможностей" для создания новых качественных гостиничных сетей", — говорит эксперт.
Но с ней не совсем согласен вице-президент гостиничной ассоциации и руководитель Cronwell Hospitality Group Алексей Мусакин. Он подтверждает, что стало появляться больше людей, которые раньше работали в международных сетевых компаниях, а теперь создают собственные управляющие компании. Но человек не может быть специалистом во всём. Операционный директор прекрасно знает свою работу, но не всегда досконально разбирается в юридической или бухгалтерской части, потому что раньше её выполняли другие люди. Это сказывается на общем сервисе, который предоставляет компания, и может привести к его общему снижению.
В то же время эксперт не ожидает резкого увеличения на рынке Петербурга зарубежных отельеров из дружественных стран — Китая, Турции, Индии. Скорее всего, это будут отдельные проекты, передающие атмосферу и культуру страны. А это не всегда то, что нужно постояльцу, например, в деловой поездке.
"В силу своей специфики турецкий бренд прекрасно будет смотреться на черноморском побережье. Европейские бренды хорошо прижились в Петербурге, потому что в городе было много туристов из Европы. Здесь они видели то, к чему привыкли в Париже и Брюсселе. Такого количества арабских или турецких туристов у нас пока не предвидится. Для российских туристов, которые приезжают в командировку, индийский или турецкий отель будет экзотикой", — говорит Алексей Мусакин.
И сразу добавляет, что такие проекты тоже планируются и обсуждаются, причём скорее всего первые в Петербург придут китайские бренды.

Как меняется рынок информационных технологий

Долгое время сферу информационных технологий почти полностью занимали иностранные гиганты, с которыми большинству отечественных компаний было не просто бороться. Игроки рынка отмечают, что в первое время в сфере как будто образовался вакуум. Однако он начал стремительно заполняться, причём на освободившиеся ниши приходили именно российские компании, а не из дружественых стран. Одно из возможных объяснений приводит коммерческий директор ART ENGINEERING Артём Стенюшкин.
"Заменить ушедших из РФ зарубежных поставщиков оборудования могли бы китайские производители, которые принципиально к этому готовы. Однако продукты из Поднебесной обладают целым рядом особенностей, что существенно усложняет задачу. В частности, в России иные климатические условия и другие требования к сертификации и программному обеспечению. Кроме того, ПО должно быть русифицировано, а интерфейсы адаптированы к удобной для отечественных специалистов форме. На данный момент таких готовых решений практически нет, часто их разрабатывают прямо в процессе реализации проекта, что превращает переход на китайское оборудование в перманентный эксперимент", — говорит предприниматель.
Генеральный директор SimpleOne Сергей Чуканов добавляет, что свою активность на рынке снизили даже те иностранные компании, которые остаются в России. Отечественным компаниям пришлось быстро замещать освободившиеся ниши, поэтому лучше всего себя чувствуют те бизнесы, которые к началу 2022 года уже доказали свою состоятельность и качество продукта.
"Для нас уход иностранного бизнеса сработал как положительный риск — освободилась значительная доля рынка, которую можно и нужно занимать. В частности, на рынке ITSM ушли игроки, которые суммарно занимали долю около 40% рынка" — говорит гендиректор компании SimpleOne.
При этом нельзя сказать, что процесс завершён, наиболее активно стремятся к замене техники и программного обеспечения в государственном секторе. А коммерческие компании стараются сочетать отечественные и зарубежные решения. Это сочетание позволяет избежать шока прошлого года, когда при уходе вендеров резко переставало работать программное оборудование или клиентов отключали от серверов или облачных сервисов.
"Отечественные разработчики успешно занимают освободившиеся ниши в сегментах корпоративного ПО: BI-систем, CRM, BPM и т.п. Раньше здесь преобладали западные решения Oracle Siebel CRM, Oracle BI, Power BI, Tableau, и на момент их ухода из России даже в госкорпорациях доля отечественных разработок не превышала 30–35%", — рассказывает генеральный директор ITFB Group Роман Волков.
По словам сооснавателя компании Minervasoft Алексея Зобнина, заказчики ожидают, что в рамках ипортозамещения компании предложат решения, повторяющие предыдущий опыт, что часто вынуждает вендоров просто копировать зарубежные продукты.

"С другой стороны, за этими рамками кроется возможность создавать что-то уникальное и постепенно менять отрасль, переворачивать её и открывать новые горизонты", — говорит Алексей Зобнин.
А вот на рынке информационной безопасности доля иностранных компаний снижалась ещё с 2014 года. Большие проекты, работающие в сфере защиты от утечек данных, антивирусного ПО, криптошлюзов и межсетевых экранов процветали раньше и продолжают набирать обороты. В этой области IT иностранные компании тоже не слишком помогают, из-за специфических российских требований для средств защиты информации. Так что дружественные страны не торопятся выходить на этот российский рынок, и все ниши закрывают отечественные компании.
"В целом, уход иностранных компаний не вызвал конца света в краткосрочной и среднесрочной перспективе. С точки зрения ИБ очень негативно это отразилось только в первые полгода, когда тотальное импортозамещение ещё не началось, а текущие, используемые продукты уже стали отключать от технической поддержки. Вот это был самый опасный и тревожный момент, когда выстрелили риски, которые казались невероятными. Однако, за краткий промежуток времени отрасль ИБ сумела отрефлексировать эти проблемы и придумать компенсирующие меры", — рассказывает главный специалист отдела комплексных систем защиты информации компании "Газинформсервис" Дмитрий Овчинников.
Как и другим отраслям, компаниям в сфере информационных технологий пришлось менять бизнес-процессы из-за уходов зарубежных поставщиков и партнёров. Например, директор технического департамента компании "КОМПЛИТ" Олег Подуков рассказывает, что в 2023 году пришлось менять многие процессы из-за того, что их важный партнёр, компания HPE, ушёл из России. "КОМПЛИТ" пришлось заново налаживать контроль качества оборудования от поставщиков и проводить много аналитической работы, чтобы адаптироваться к новому рынку.
"Если говорить о взаимодействии с заказчиками, то у многих из них сократился как горизонт планирования, так и циклы принятия решений и запуска проектов, в которых используется больше продуктов от разных вендоров. При этом далеко не все решения отечественных или новых для нашего рынка производителей обладают необходимыми функциями или достаточным уровнем зрелости. Нам приходится тратить больше сил и ресурсов на изучение продуктов и развертывания демо-стендов", — указывает Олег Подуков.
Быстрый рост рынка программного обеспечения постепенно сменяется "селекцией" и консолидацией. Директор по развитию бизнеса Nexign Максим Нартов отметил, что в этом рынок ПО отличается от сферы оборудования, где сохраняется довольно большое присутствие дружественных стран. При этом рынок ПО в первую очередь ориентируется на российские компании.
"Сейчас процесс из фазы быстрого роста переходит на фазу "селекции" и консолидации, что позволит сформироваться устойчивому рынку сильных российских производителей. Другая ситуация — в сфере оборудования, которая требует больше времени на раскачку, там сохраняется существенное присутствие дружественных стран", — говорит Максим Нартов.

Что будет дальше

Эксперты сходятся во мнении, что процесс ухода компаний продолжится в 2024 и даже 2025 году. В целом, рынок справляется с ситуацией и даже продолжает развиваться.
"Большая часть бизнеса, владельцы которого приняли решение о закрытии несмотря на любые издержки, уже ушла, остались в основном те, кому нужно завершить текущие проекты или те, кто не готов продавать активы с большим дисконтом", — говорит руководитель проектов отдела инвестиций NF Group Сергей Дуванов.
Есть только одна тенденция, которая не часто проявлялась в 2023-м, но может стать ярче в 2024 году: передача активов иностранных компаний под управление государства. Будет ли это похоже на национализацию вековой давности — мнения экспертов разошлись.
"Из последних тенденций можно назвать неприкрытый процесс национализации, который начался в рамках той же "Балтики" и "Данона", где введено внешнее управление. По большому счёту начинается процесс национализации, который не предполагает каких-либо выплат акционерам. Внутри страны это воспринимается как ну, в какой-то степени само собой разумеющееся, а вот снаружи это воспринимается, конечно, как безусловный шок, от которого ещё не скоро оправится потенциальный инвестор", — говорит директор агентства Infoline Иван Федяков.
С ним не соглашается доцент кафедры экономики РАНХиГС Дмитрий Десятниченко. По его мнению, масштабных схем национализации ещё не было, и маловероятно, что они будут запущены. А вот передача активов бизнеса государству — вполне возможна.
"Подобные решения, весьма вероятно будут реализовываться и в дальнейшем. Существенных ущемлений прав иностранных собственников при этом не происходит, однако снимаются риски умышленного или вынужденной деградации успешных бизнесов, которые в полной мере реализовались на технически сложны производствах , таких как сборка автомобилей. Оборудование на автозаводах попросту был отключено от удалённых центров управления и превратилось в груду железа. Для того, чтоб подобное не произошло в иных производствах и вводится режим оперативного управления под контролем Росимущества", — резюмирует Дмитрий Десятниченко.